• Головна
  • Декоммунизация по-запорожски: за пару месяцев до позора
18:40, 25 січня 2016 р.

Декоммунизация по-запорожски: за пару месяцев до позора

Шел восьмой месяц декоммунизации Запорожья. Диванные войска уже стерли все пальцы о клавиатуру в баталиях вокруг памятника Ленину. Даже бабушкам надоело вспоминать советскую молодость и они переключились на более важные темы, вроде тарифов на ЖКХ. Спустя три профильных комиссии и пять попыток проголосовать за декоммунизацию, дело, казалось бы, подходило к финалу. Новые названия улиц придуманы, документы подготовлены, а мэр заявил, что для этого вопроса будет созвана отдельная сессия. Но в последний момент оказалось, что депутаты такие вопросы решать больше не могут. В общем, наша песня хороша… 

Концы в воду 

В минувшую среду в Запорожье прошли заседания постоянных депутатских комиссий горсовета. Нужно было выполнить формальность - утвердить в комиссиях проекты декоммунизационных решений на будущую внеочередную сессию. Но в последний момент произошло странное - депутат от президентской партии Андрей Согорин, возглавляющий комиссию по вопросам депутатской деятельности, регламента и законности, заявил, что его комиссия не собирается поддерживать "декоммунизационные" решения. 

"На данный момент горсовет не может принимать такие решения. В законе о декоммунизации четко сказано, что после того, как истекает срок 6 месяцев, этот вопрос переходит в исключительную компетенцию городского головы. На сегодня только он может принять распоряжение по сносу памятников и переименованию улиц, хоть завтра. Наша комиссия приняла решение предоставить рекомендации городскому голове провести процедуру декоммунизации согласно закону», - заявил Андрей Согорин.

На следующий день в беседе с 061 депутат добавил, что его комиссия поддерживает переименование само по себе, но если эти решения принять на внеочередной сессии, то потом его можно будет оспорить, а это очередной раз затормозит процесс декоммунизации. 

- Если сессия примет сейчас такое решение, то оно будет незаконным. А значит потом кто угодно сможет подать в суд и отменить его. И процесс начнется заново. Поэтому действовать нужно в рамках закона, так что распоряжение о переименовании должен принять лично мэр, - сказал он.  

На момент общения с корреспондентом 061, городская фракция БПП еще не определилась, что делать, если внеочередная сессия таки будет созвана - голосовать за декоммунизационные проекты или нет. Ответить на этот вопрос нам не смог и глава фракции "Укроп" в запорожском горсовете Михаил Прасол. 

- Я вообще не слышал о том, что мэр планирует провести внеочередную сессию на эту тему. По моим сведениям, следующая сессия будет в десятых числах февраля. Да и переименование уже не находится в компетенции горсовета, - заявил Прасол. - В любом случае, все равно у нас нет большинства, так что наше голосование или не голосование на общий результат не повлияет. Они (оппоблоковцы, "Новая политика" и "Наш край", - прим. 061) что захотят, то и примут.

Сам себя подставил

В Законе "Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украины и запрете пропаганды их символики" действительно отмечено, что у горсовета было 6 месяцев на то, чтобы переименовать объекты топонимики. Дата отсчитывается от вступления закона в силу, а значит - от 21 мая. Таким образом, депутаты могли решить судьбу запорожских улиц лишь до 21 ноября. После этого три месяца дается мэру - до 21 февраля. Он может простым своим распоряжением снести "лишние" коммунистические памятники и переименовать улицы, подпадающие под закон. Если же и мэр не удосужится это сделать, тогда три месяца будет у губернатора. Дальше - Кабмин. 

Мог ли Владимир Буряк об этом не знать, когда заявлял о проведении внеочередной "декоммунизационной" сессии горсовета? Вряд ли. В "запорожсталевской" команде мэра наверняка хорошие юристы. Тем не менее, сооветствующее заявление градоначальника уже начало подкрепляться документально - на сайте мэрии появились проекты решений о переименованиях улиц, вынесенные на обещанную внеочередную сессию. По версии Михаила Прасола, это - умышленная попытка Владимира Буряка снять с себя ответственность. 

- Электорат мэра - это бабушки и дедушки, которые не хотят декоммунизации. Он обещал им не трогать памятники и не переименовывать улицы. Поэтому он и хочет переложить ответственность на депутатов, - считает Прасол. 

В общем теперь градоначальник находится на распутье. С одной стороны, заявление о созыве внеочередной сессии было подано его пресс-службой под заголовком «Декоммунизация не должна стать формальностью. Городу нужно ответственно подойти к решению этой проблемы». С другой - проведение де-факто незаконной сессии никак нельзя назвать ответственным решением вопроса. А если "психануть" и подписать пакет распоряжений, то электорат может не понять. А гневить бабушек сейчас нельзя - выборы могут состояться уже через 2 года. 

Вероятнее всего, мэр будет делать хорошую мину при плохой игре и просто отмалчиваться вплоть до 21 февраля. А потом "внезапно" у градоначальника закончатся полномочия в сфере декоммунизации и головная боль начнется уже у Брыля... ну, или кто там на то время будет губернатором Запорожской области. 

Улицы преткновения 

Кроме неразберихи, кто и когда должен заниматься декоммунизацией и сносить Лениных, под вопросом также - насколько качественно были проработаны предложения по этим самым переименованиям. Кроме трех официальных "экспертных" комиссий, этот вопрос на чистом энтузиазме прорабатывали сразу несколько отдельных активистов.

Один из них, Станислав Свидлов, еще в конце августа нашел десятки улиц, которые забыли внести в список декоммунизации. К примеру, по словам Станислава, без внимания властей остались улица Совхозная, Краснозаводская, Новороссийская, Юннатов и множество других названий, которые не мешало бы заменить. Тот же активист создал интерактивную карту запорожских улиц, и отметил на ней те, что подлежат переименованию. 

Другой активист, Артем Карташов, уже в середине января, по мотивам выводом экспертной группы, подал два десятка своих предложений на тему переименования улиц. К примеру, по его мнению, называть Октябрьский район Александровским - некорректно, ведь таким образом "советское" название заменяется "имперским".

Кроме того, активист считает, что не стоит называть Ленинский район Днепровским, т.к. районы с таким названием уже есть в Киеве и Херсоне. А Куммунарский район, уверен Артем, лучше не называть Южным, потому что у нас есть уже четыре микрорайона с таким названием. Тем более, что никакой смысловой нагрузки эти названия не несут. При этом, Ленинский район активист предлагает назвать Вишневецким, Жовтневый - Соборным, а Коммунарскому присвоить имя Новицкого (полный список предложений можно увидеть здесь). 

- Кроме того, власти забыли внести в список деккомунизации улицы Сакко и Ванцетти, а также Кремлевскую. Точнее, забыли намного больше улиц, но эти - самые очевидные, - говорит Артем Карташов. 

Понятно, что к абсолютному единству по поводу будущих названий улиц 800-тысячное Запорожье прийти не сможет, даже теоретически. Но за все 8 месяцев, на протяжении которых в Запорожье мусолят вопрос декоммунизации, в городе до сих пор не было проведено ни одних полноценный масштабных общегородских (или хотя бы районных) общественных слушаний, на которых все желающие смогли бы встретиться и поговорить.

Предпринимались лишь жалкие попытки провести такие слушания по отдельным улицам. Но, судя по всему, у властей была задача - соблюсти формальность, а не получить результат. Дата и место слушаний публиковались где-то в глубинах сайта мэрии, настолько глубоко, что даже большинство журналистов не были в курсе. Один из ярких  примеров - слушания по переименованию улицы Тысяча девятьсот пятого года, на которые пришли лишь 11 человек

Идеальным вариантом мог бы стать открытый набор в комиссии по декоммунизации, куда могли бы войти все горожане, которым это интересно. Но у неравнодушных запорожцев вроде Станислава Свидлова или Артема Карташова не было даже шанса поучаствовать в процессе. Оба раза составы комиссий назначались распоряжением мэра - сначала Сина, а потом Буряка. Простым горожанам дорога туда была закрыта. 

А как у них? 

Соседний Днепропетровск еще с апреля прошлого года живет без Ленина - громадного истукана уже давно снесли, вместе с постаментом, площадь забетонировали, а местные жители уже и забыли, что когда-то там маячил Ильич. Переименование улиц там тоже продвигается поактивнее, хоть не без перипетий. Общественные слушания по этому поводу в Днепропетровске проводились в каждом районе, и они были более-менее массовыми: на каждое мероприятие собиралось примерно по полсотни горожан. 

На сегодня в Днепропетровске успели переименовать 57 улиц. Это прошло еще в ноябре. "Менять никакие документы жителям этих улиц не пришлось, поэтому тратить деньги - тоже, - рассказала 061 редактор сайта "Zabeba.li" Ольга Палий, - Если кто-то из жителей будет по собственной инициативе менять паспорт, оформлять права или документы на недвижимость - тогда новые документы он получит уже с новыми названиями. То же самое у предпринимателей - никто ничего из-за переименования не переоформлял. Это будет происходить постепенно и естественно". 

Что касается моральных неудобств, то небольшая путаница, естественно, есть. Но днепропетровцы постепенно привыкают жить по-новому. Так, в картах Гугла улицы Днепропетровска уже переименованы, таксисты ориентируются по GPS-навигаторам, сайт мэрии с недавних пор начал публиковать информацию с учетом новых названий, лишь на маршрутках не заменили таблички - пока горожане не привыкнут к тому, как теперь называются их улицы. 

Впрочем, без казусов в Днепропетровске тоже не обошлось. Так, буквально "зависли в воздухе" еще 259 днепропетровских улиц, которые тогдашняя и.о. мэра Днепропетровска Галина Булавка переименовала своим распоряжением в последний день своей каденции. 

"Теоретически улицы должны были получить новые имена с момента опубликования распоряжения городского головы, с 27 ноября. Но на практике документы о переименовании в Главное управление Днепропетровского отделения Министерства юстиции поданы не были. То есть, сделки о покупке и продаже недвижимости производятся по старым адресам, так как новых названий улиц нет в реестре. Самые ответственные горожане, оформляя сделки идут в горсовет за справкой, подтверждающей факт переименования", - говорит Ольга Палий. 

В общем, запорожцам в будущем стоит учесть такую юридическую коллизию и проследить, чтобы после переименования все необходимые документы попали в нужные органы. Впрочем, когда декоммунизационный вопрос в Запорожье наконец будет закрыт, предсказать невозможно. В худшем случае, эпопея с переименованиями растянется еще на полгода. Тогда судьбу запорожских улиц будет решать уже Киев. Но в таком случае Запорожье фактически распишется в своей несостоятельности. О какой децентрализации по отношению к нашему региону можно будет говорить, если за год мы так и не удосужимся сделать элементарного - выбрать новые названия собственным улицам? 

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#декоммунизация #Запорожье #переименование #улицы
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...