Виктор Прит: "Депутаты и их помощники обязательно должны получать зарплаты"
Мы продолжаем приглашать депутатов на кофе. На этой неделе с нами согласился поговорить Виктор Прит - глава фракции "Самопомощь" в Запорожском горсовете. Беседа получилась увлекательной - депутат рассказал, зачем депутатам и их помощникам нужна зарплата, почему Буряк - мэр не для каждого и что пугает "запорожсталевцев", как насекомого дихлофос.
ДОСЬЕ: Виктор Прит - директор по развитию обувной фабрики "Мида", председатель правления Международной общественной организации "Совет семей Украины", глава фракции "Самопомощь" в городском совете Запорожья. Женат, воспитывает пятерых детей и внучку.
- Что изменилось в вашей жизни после того, как вы стали депутатом?
- Быть депутатом горсовета – это часть общественной деятельности. Чем должен заниматься депутат горсовета? Принимать правовые акты, которые регламентирую работу городского хозяйства. На сегодняшний день для меня это совсем другой уровень масштаба: я начинаю разбираться в структурах, которые работают в городской власти и хочу вам сказать, что в частных фирмах так хозяйство не работает.
- Как?
- Здесь люди работают по принципу: «Пришел, взял и ушел». Они не думают о том, что после них останется в городе. Если посмотреть на чиновников, то дома у них не так, как в службах и ведомствах.
- Какие предприятия, по вашему мнению, плохо работают?
- Все коммунальные предприятия сегодня работают неудовлетворительно, их КПД – не более 30%. Это дым от паровоза: двигатель работает, а коэффициент полезного действия оставляет желать лучшего.
- Какой есть выход из сложившейся ситуации?
- Все начинается с человека – не со структуры, а с человека, который возглавляет, курирует, принимает определенные решения. Сейчас новая власть пытается ввести в мэрию команду молодых менеджеров. Мы знаем подобные примеры. Был такой одиозный мэр Киева – Черновецкий, у него тоже была молодая команда, но, как оказалось, это был блеф – определенный пиар политика, который способствовал затуманиванию глаз. В итоге – простой распил бюджета.
- Вы сравниваете команду Буряка с командой Черновецкого?
- Нет, я не сравниваю. Я абсолютно далек от таких аналогий. Просто услышал слово «молодая команда» и вспомнил. Действительно, молодым менеджерам присущ другой менталитет, они словно дети индиго – начинают реализовывать идеи, которые им по душе. Цыплят по осени считают, и любую деятельность власти оценивают по поступкам. Считаю, что пришло время просто спрашивать: человека назначили на службу, дали ему определенные полномочия – он должен предоставлять публичную прозрачную отчетность и делать это постоянно. Тогда будут видны результаты, тогда людям и поверят.
- Как вы оцениваете деятельность Буряка и его команды?
- На сегодняшний момент рано давать оценку, если говорить глобально. Мы сейчас видим только замены структур, перераспределение руководящих должностей. Приходит новый руководитель города, и ему нужно работать со своими людьми. Я это понимаю. Но назначения должны двигаться не «пропихиванием» и «продавливанием» определенных фигур, а согласованием. Мы предлагали, чтобы любой новый руководитель коммунальной службы проходил депутатские комиссии, фракционные собеседования. Этого не делается – на сегодняшний момент мэр назначает людей, которые удобны ему. Мэр – человек зависимый, он зависимый от промышленного предприятия и выполняет его политику. Волей-неволей это так. В этом нет ничего плохо. Главное, чтобы работа была во благо горожан, и мэр не прятался за сухой отчетностью. Например, по случаю 100 дней Буряк отчитывался о проделанной работе – в зал, где это происходило, вход был только по пропускам. Где здесь те лозунги: «Мы - это город»? Не надо боятся людей: они всегда скажут правду, а правда – это инструмент для дальнейшего развития.
- Как вы относитесь к тому, что партию «Самопомощь» связывают с «Оппозиционным блоком»?
- Если посмотреть на нашу деятельность в городском совете, то все подозрения отпадут. «Оппозиционный блок» является партией промышленного гиганта «Запорожсталь». Мы предлагали проект экологическая лаборатория. Что может быть проще? Если говорить простым языком говорить, это термометр, с помощью которого можно померять температуру экологии в городе. С нового года мы на каждой комиссии этот проект начинали продвигать, лоббировать – люди должны видеть мониторинг атмосферного воздуха, воды, почвы. Вынесли этот вопрос наконец на сессию – на одну, на вторую. А кто не голосовал за лабораторию?! Вот вам и ответ на вопрос о связях. Опоблок – это партия олигархов. Мы по другую сторону реки!
- На прошлой сессии ваш проект все же поддержали…
- Я благодарен депутатам из «Оппозиционного блока» за то, что они разобрались в вопросе и поддержали проект. Их просто слово «лаборатория» пугает, как насекомого дихлофос. Они думали, что если лаборатория будет, то она заедет на их завод и начнет «мерять там температуру».
- Какие еще проекты вы предлагали?
- Первым нашим проектом был вопрос о декоммунизации – именно «Самопомощь» и в частности Олег Королев – заместитель главы фракции, внес вопрос о сносе памятников Ленину и Дзержинскому на сессию. Я считаю, что это очень важный проект. Запорожье – вообще монументальный оплот и коммунизма, и социализма... Я рад, что именно в это время я стал депутатом горсовета и был причастен к декоммунизации в Запорожье.
Еще - проекты о местной инициативе, о порядке проведения экзамена кандидатам на руководящие должности в органы самоуправления.
- Встречаетесь ли вы со своими избирателями?
- Конечно.
- Что у вас просят люди?
- Наши люди ходят и просят милостыню. Не потому, что попрошайки, а потому что они вынуждены это делать. Если всех людей, которые ходят на депутатские приемы, привести на сессию, чтобы они там изложили свои пожелания, то не много бы желающих захотело стать мэром. Люди доведены до состояния нищеты. Например, на прошлом приеме ко мне пришел мужчина – разложил на стол свои ордена. Он 50 лет отработал в компании водителем, сейчас на пенсии, получает две тысячи гривен. Со здоровьем проблемы – давление, плохие зубы. Субсидию получить невозможно, поскольку доход должен быть не больше 1700 гривен. Слава богу, что у него есть жена, поддерживает его. А есть такие бабушки и дедушки, которые дойти даже не могут на депутатский прием. Вот эти деньги, которые есть в депутатском фонде, идут на социальные нужды.
- Расскажите о ваших помощниках – кто они?
- Как я отбираю помощников? Я беру людей, которым не безразличны другие люди. Не процессы, а люди. Если человек умеет заботиться о себе и делиться этим с другими – это настоящие помощники депутатов. Это волонтеры по жизни, которым не безразлична судьба нашего города. Олеся Крамаренко, Людмила Прит, Виктор Тропешко – тот костяк, который помогает мне в депутатской деятельности. Я считаю, что необходимо выделять материальную компенсацию этим людям – и депутатам зарплату нужно платить и их помощникам.
- В каком размере депутаты должны получать зарплату?
- Сложно сказать. Достаточно для того, чтобы эти люди не были зависимы от олигархических структур, которые на сегодняшний момент компенсируют их трудозатраты. Если человек зависим, мы видим, как он голосует – занимаются «кнопкодавством», даже не разбираясь в сути многих вопросов. Я вот пример приводил по экологической лаборатории – это тот случай.
- Вы будете поднимать вопрос о зарплате – выносить на сессию?
- Конечно, займемся этим вопросом. Депутаты и их помощники обязательно должны получать зарплаты. Вообще в горсовете, я считаю, у каждой депутатской фракции должен быть свой кабинет. Мы пришли для того, чтобы работать в горсовете, а не появляться там, чтобы кнопки давить.
- На одной из сессий вы публично поднимали вопрос о курении депутатов в уборной. Что это за история вообще?
- Это история эволюции общества. Раньше люди в пещерах ели мамонтов сырыми, затем они научились их готовить, приручать домашних животных. Переходя в ХХ век, люди скакали на конях, размахивали шашками, стреляли и убивали друг друга. Потом человек пересел на автомобиль, больше начал следить за своим поведением, имиджем, культурой речи. Вредные привычки – это часть истории эволюции, и они, как динозавры, со временем отомрут. Уже не модно курить.
Человек, который курит, не заботится не только о своем здоровье, а и о здоровье окружающих. Медицина и наука доказала, что пассивный курильщик намного больше страдает от дыма, чем сам курильщик. Наряду с многими странами Европы в Украине принят закон о запрете курения в общественных местах. Горсовет сегодня находится не в каменном веке, люди, которые там работают, должны быть образцом для горожан – во всех примерах. Когда заходишь в горсовет и чувствуешь, что там курилка, это неприятно. Буквально на первой сессии я сделал замечание, попросил мэра отреагировать. Зал захлопал. Знаете, почему? Потому что после посещения уборной людям нужно нести вещи в химчистку – это ненормально. Сегодня мы навели порядок – приятно. Вопрос не в сигаретах – вопрос в культуре поведения.
- На прошлой сессии депутаты кидались бутылками друг в друга. Как вы на это отреагировали?
- Мне досадно, что глава регламентной комиссии (Андрей Согорин. – Авт.) отвечает на эмоциональный всплеск другого депутата. Он бы мог встать и объясниться – приостановить сессию, собрать фракцию, удалиться и прийти с каким-то решением. Я считаю, что так должен поступать человек, от которого зависит весь регламент комитета. Надо научиться владеть собой. Быть культурным внутри себя и только тогда уже избираться в депутаты.
- Есть ли единство между партиями «БПП-«Солидарность», «Самопомощь», «Батькивщина» и «Укроп»?
- Именно эти четыре партии заботятся о всех жителях Запорожья. Если взять другое крыло – они заботятся не о всех, а о конкретных людях. Вот в чем разница. Мне понравился предвыборный лозунг Владимира Буряка «Мэр для каждого». Сказал – сделай. Слово не воробей.
- Буряк – мэр для каждого?
- Я считаю, что нет. Потому что «каждый» к нему попасть не может – все ограничено пропусками.
- Вы подготовили курс для старших классов «Семейные ценности». В чем он заключается?
- Чтобы Европа стремилась в Украину, нужно развивать будущее поколение. Я увидел глубинную проблему в нашем обществе в неумении профессионально выстраивать семью. Более 70% семей разводятся, в Запорожье 86% молодых семей, созданных за последние три года, развелись. А почему? Потому что мужчины боятся брать ответственность на себя за будущую семью, а женщины тоже не сильно преуспевают в этом направлении. Импульсом для свадеб есть стремление что-то получить. Не поделиться, а получить: ребенка, машину, дом, уют, крепкое плечо. Я увидел брешь в образовании, начал общаться с различными институтами, с профессорами. Но, как правило, люди, которые пишут умные книги, сами не всегда счастливы. Поэтому вера в научные труды слабенькая. На сегодняшний день «Рада семей Украины» инициировала совместно с Министерством образования создание уникального продукта – предмета «Семейные ценности», который профессионально готовит мужчин и женщин к созданию семьи.
У нас в государстве никогда не готовили профессионалов счастливой жизни – государству не выгоден счастливый человек. Как бы это не парадоксально звучало. Государству важен винтик в механизме, который должен платить налоги. То же самое и с религией – там человек раб божий. А для бизнеса человек – это ресурс: пришел, отработал и на пенсию. Проблематика заставила задуматься чиновников: Украина – первая страна из постсоветских стран, где обратили внимание на человека осознающего, который развивает себя и правильно выстраивает отношения в семьи.
- Возможна ли семья из людей с нетрадиционной ориентацией?
- Раньше за подобные вещи в огонь кидали и в тюрьмы садили. А это все равно было. Каждый испытывает свою страсть, развитие. Это есть и запрещать это – противоестественно. Я отношусь с пониманием к тем людям, которые имеют нетрадиционные формы взаимоотношений, как к их личному выбору. Но тут же надо понимать, что новая жизнь от таких людей не появится.
- Скажите, вы и ваша семья носите обувь от «Миды»?
- Конечно. Я 19 лет был генеральным директором «Миды», на сегодняшний день я занимаюсь развитием этой компании. Я отбираю европейские или азиатские модели, которые существуют сегодня в мире, адаптирую, видоизменяю колодки, формы, подошвы и запускаю новые модели, которые «Мида» только через год-два начинает выпускать.
- Сколько у вас пар обуви?
- Как минимум, 30. Ношу из них 10, а остальные «принашиваю». Очень часто покупаю обувь – это моя профессия.
- В горсовете называют вас самым стильным депутатом. Как вы подбираете одежду?
- Это глаза моей жены. Если вещь какая-то не идет, она мне сразу говорит: «Убери это». Если прическа не идет, осанка, она мне и тут посоветует.
По поводу стиля. В горсовете – очень много депутатов стильно одеваются, в том числе и от Brioni. Не марка красит человека, не внешний вид, а внутренние ощущения.
Блиц-опрос 061:
- Что вам на День рождения подарила жена?
- Супруга подарила мне приятнейшее состояние – пространство любви. Она преподнесла букет в виде сердца из роз. Я очень люблю эти цветы. После позвала младших детей – Никиту и Любу. Они принесли свои произведения искусства, а внутри их почерком (им 4 и 7 лет) были написаны поздравления.
- Какое у вас любимое блюдо?
- Я гурман. И всегда заказываю любимое блюдо – сейчас для меня это «Наполеон», съем с радостью. А вообще я люблю рыбу.
- В каком городе, помимо Запорожья, вы смогли бы жить?
- Везде. Люблю Киев, нравится Санкт-Петербург, прибрежная Италия, Амстердам, хороша Бразилия, прекрасна Аргентина… Я делал кругосветное путешествие 2012 году – весь мир объездил и люблю всю планету.
- Расскажите, за кого вы голосовали на президентских выборах?
- За Ольгу Богомолец. Я понимал, что Петр Алексеевич не совсем тот, за кого себя выдает. Объяснить это тогда не мог, но интуиция меня не подвела.
- В каком районе Запорожья вы хотели бы жить?
- На Павло-Кичкасе. Когда все жители Запорожья переедут на Павло-Кичкас, тогда все индустриальные предприятия переедут подальше – за территорию города.
Интервью с другими депутатами городского совета Запорожья читайте в нашей спецтеме.