Свободный микрофон: Станислав Гришин о европейском образовании
На этот раз автором рубрики "Свободный микрофон" стал запорожец Станислав Гришин, который получает юридическое образование в Европе. Он рассказал о том, как все там устроено, и что украинская система образования могла бы перенять у европейцев
***
Волею судьбы, так случилось, что четверть жизни, а в украинских реалиях – около трети, человек проводит за школьной/студенческой/аспирантской партах. Является ли образование в Украине максимально эффективным? Очевидно, что нет. По моему наблюдению, достаточно часто «образование» интерпретируется не как активный процесс получения знаний и навыков, а как вялотекущее ожидание получения диплома как «входного билета» во взрослый мир.
В недавнем интервью «Новому Времени» главный редактор «Зеркала Недели» Юлия Мостовая анализировала наболевшие проблемы украинского государства: простым языком, почему у нас до сих пор все так плохо, и когда что-либо изменится в лучшую сторону. В поиске исчерпывающего ответа на сложные вопросы, авторитетный политический журналист приходит к выводу: корень бед лежит не в коррупции элит или безынициативности масс, самая большая проблема Украины – всепоглощающая профессиональна деградация. По ее мнению, пока коренным образом не реформируются все уровни образования, ждать света в конце туннеля не стоит.
Так заведено, что обсуждая те или иные пути развития страны в целом, принято апеллировать к европейскому и мировому опыту. Образование в этом контексте не является исключением, а скорее наоборот, подтверждением закономерности. Западный вектор развития страны проявляется не только в новшествах законодательства (например, новая редакция Закона Украины «О государственной службе» предусматривает одним из требований к лицу, претендующему на занятие должности государственной службы категории «А», владение иностранным языком, которое является одним из официальных языков Совета Европы – то есть, или французским, или английским), но и в официальных тезисах высших должностных лиц государства при обосновании того или иного кадрового решения. Например, при назначении Евгения Енина заместителем генерального прокурора Юрий Луценко ссылался именно на наличие у 35-летнего претендента нескольких высших образований и свободного владения тремя иностранными языками. При этом, до брифинга генпрокурора в открытом информационном пространстве про Евгения Енина не было известно почти ничего.
Так сложилось, что последний год мне повезло учиться в Литве и в Австрии, и поэтому, воспользовавшись щедростью распорядителя свободного микрофона, осмелюсь поделиться опытом европейского образования, который на мой субъективный взгляд может кому-то показаться полезным и/или познавательным при организации учебного процесса в Украине и Запорожье.
Итак, какие главные «фишки» европейского образования?
1. Широкие возможности академической мобильности. В Европейских университетах считается моветоном в течение долгого срока учиться в одном учебном заведении. Подавляющее большинство молодых людей, особенно из развивающихся стран, предпочитает попробовать как минимум семестр «попутешествовать» в другой вуз, желательно в другой стране. Безусловным лидером является программа ERASMUS, которая предлагает не только бесплатное обучение в огромном количестве учебных заведений, но и ощутимую стипендию. Академическая мобильность – это не только возможность поучиться в новом месте, но и отличный способ развить широту своего мышления, увидеть другие страны, культуру, обзавестись горизонтальными социальными связями с людьми со всего мира. С ранних курсов студенты планируют свои образовательные путешествия в другие университеты, и с самого начала совершают активные действия для реализации поставленных целей, например, углубленно изучают второй или третий иностранный язык, что, на мой взгляд, способствует профессиональному и личностному росту.
2. Свобода образовательного процесса. В Университете Вены студент может выбрать из огромной тучи предметов то, к чему у него лежит душа, что ему кажется интересным и полезным. С целью избегания конфликта расписания, есть возможность комбинировать разные альтернативные или схожие предметы, по сути – самому себе составлять индивидуальное расписание. Единственная цель для студента набрать необходимое количество кредитов, что позволяет покинуть те курсы, которые в силу разных причин не оправдали своих надежд, заменив их другими. Подобная вариативность позволяет не только учитывать индивидуальные потребности каждого, но по сути с начала профессионального пути определять собственную специализацию. Кроме того, преподаватели сами сталкиваются с конкуренцией и стремятся сделать свой курс максимально интересным с целью завлечения студентов. Справедливости ради стоит заметить, что не всегда курсы являются свободными к выбору, но все же степень свободы в образовательном процессе значительно выше, чем в Украине.
3. Использование эффективных современных технологий. В первую очередь речь идет о доступных механизмах, таких как электронные облака. Абсолютным лидером является платформа Moodle, которая позволяет преподавателям выкладывать в ограниченный доступ всю необходимую информацию по курсу: презентации, обязательную и факультативную литературу, актуальные статьи, задания, оценки итд. Чаще всего, информация в Мудл содержит исчерпывающие материалы для курса, что избавляет студентов от необходимости конспектирования каждой запятой лектора. Иногда преподаватели пользуются и традиционными Дропбоксами и Гуглдрайвами, по сути, это дело вкуса. Все материалы, загруженные с электронных облаков, представляют большую ценность и для профессиональной жизни, в отличие от отрывистых конспектов, написанных неразборчивым почерком. Когда преподаватель проводит то, что у нас принято называть лекцией, в 93% случаев он будет пользоваться подробной презентацией, которая по содержанию и является опорным конспектом. Как результат, студент фиксирует основные смысловые акценты, а не переписывает впопыхах всю услышанную информацию, не анализируя ее содержание.
4. Гибкость преподавания. Образовательный процесс не лишен своего формализма, однако в большинстве своем очень гибок. В Вене отсутствует традиционная дихотомия семинар/лекция, преподаватель адаптирует учебные часы под конкретную аудиторию. Большая часть лекций включает элементы семинара, так как предполагает активную подготовку со стороны студентов. Преподаватель может прервать изложение материала, задав каверзный вопрос аудитории, который может перерасти в масштабную дискуссию, где педагог выступает скорее модератором, чем стороной спора. Курс может включать написание эссе, письменных работ, проведение мут-кортов, устных опросов (в том числе спонтанных), решение всевозможных задач, тесты, подготовку и защиту презентаций (в том числе, групповых). Экзамены происходят всегда в письменной форме (устных не встречал никогда), может быть закрытым (пользоваться нельзя ничем), полузакрытым (например, можно принести необходимую конвенцию или директиву), полностью открытым (можно пользоваться всем, включая Гугл). Так сложилось, что последний вид экзаменов и есть самый сложный, так как предполагает не просто механическое воспроизведение знаний, а адаптацию информации к конкретной жизненной ситуации. То есть ценится не просто цитирование конкретной нормы, и даже не ее уместность, а скорее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с помощью указанной нормы. Необходимо подчеркнуть, что задачи, которые предлагаются для анализа, не предусматривают единственно правильного решения, в большинстве своем, допускается возможность альтернативных ответов, и в таком случае ценится аргументация, убедительность студента.
Кроме того, многие курсы идут не по принципу «одно занятие в неделю, а в конце семестра/года экзамен», а блоками, например 6 часов каждый день в течение недели. Такой подход позволяет сконцентрироваться на нескольких курсах, и после их успешной сдачи сразу сфокусироваться на других. В результате, студенты могут выполнить больший учебный план.
5. Привлечение практиков к преподаванию. В юридической профессии особенно интересно слушать практиков, которые могут поделиться интересным жизненным опытом и направить интерес к предмету в более специализированное русло. Европейские университеты стремятся делать все от них зависящее для привлечения состоявшихся профессионалов даже без научно-образовательного опыта к коммуникации со студентами и с других стран. Автору этой статьи повезло быть слушателем лекций адвокатов, бельгийки-сотрудницы Еврокомиссии, партнера крупной юридической фирмы, экс-кандидата на должность судьи ЕСПЧ, главного советника австралийского правительства по вопросам регулирования космической деятельности итд. Зачастую практики преподают даже не с целью приобретения репутационного капитала, а скорее как хобби. В любом случае, студенты приобретают весьма полезный опыт, получают приближенную к реальной, а не романтическую картину профессиональной жизни.
6. Взаимная дисциплина. Австрийская образовательная система известна своей «суровостью». Преподаватели строго относятся к дедлайнам, оформлению работ и особенно посещаемости. Отсутствие на двух и более занятиях влечет автоматическое исключение из курса, а потому понятие «злостных прогульщиков» отсутствуют в принципе. Иногда система предусматривает возможность зарегистрироваться на предмет большему количеству студентов, чем вмещает аудитория. В таком случае, преподаватель на первых занятиях отбирает тех, с кем ему будет более комфортно работать. Кроме того, нахождение в течение нескольких часов на паре на полу добавляет усердия и мотивации.
С особой жестокостью наказываются списывания, за малейшее подозрение на «читерство» студент может быть отчислен без права на восстановление. Любое подозрение на мошенничество интерпретируется не в пользу студента, так что европейцы скорее согласятся на пересдачу или низкий балл, чем на неоправданный риск. Это формирует персональную ответственность за принятые решения, выбрал курс – будь добр, старайся по максимуму. Более того, массовые отчисления тех, кто не справился с образовательной программой, являются адекватной практикой. Со своей стороны студенты также не стыдятся покидать университет по собственному желанию, если чувствуют несоответствие выбранной профессии.
При этом, ни разу не сталкивался с фактами прямой или непрямой дискриминации по отношению к студентам, все находятся в одинаковых условиях и играют по одним и тем же правилам. За любое проявление кумовства или коррупции преподаватель наказывается увольнением, и с целью беспрерывного улучшения образовательного процесса студенты в конце курса также оценивают педагога по многим категориям, указывают на явные, по их мнению, недочеты.
Подытоживая выше сказанное, европейский опыт может быть ценен для украинских школ и университетов. На мой взгляд, многие инновации в сфере образования можно экспериментально применять уже в ближайшее время. Главное, хотелось бы верить, что государство продолжить уверенный путь в сторону западных ценностей, и в последний, решающий момент не свернет на скользкую дорожку азиатской неопределенности.
P.S. Пользуясь моментом, благодарю кафедру международного права Национального юридического университета имени Ярослава Мудрого за предоставленную возможность учиться по инновационной программе двойных дипломов, что в свою очередь открыло шанс поехать на семестр в Университет Вены. Благодаря смелости и профессионализму преподавателей альма матер мне и моим коллегам повезло прожить тот опыт, о котором с радостью поделился выше.
Станислав Гришин
Напомним, что "Свободный микрофон" - это рубрика, в которой каждый может свободно высказаться о том, что его волнует, интересует, печалит и радует из происходящего в городе.
Правила "Свободного микрофона" такие:
- - Запрещена политическая агитация и коммерческая реклама
- - Запрещены призывы к насилию, дискриминации, свержению государственного строя и прочий сепаратизм
- - Запрещена нецензурная лексика
- - Текст должен касаться Запорожья и области
- - Все остальное - разрешено
Мнение редакции 061 может не совпадать с мнением авторов. Мы предоставляем им полную свободу в выборе темы и средствах выражения своей мысли, никакой цензуры.
Читайте также:
- Олеся Крамаренко о борьбе за чистый воздух
- Михаил Квятковский о правительстве, местном самоуправстве и кадровой политике
- Александра Сергиенко о том, как сложно в нашем обществе быть "другим"
- Наталья Выговская о том, чему учат журналистов и что получается на выходе
- Ярослав Храпский о том, как реформировать городской совет