Запорожский футболист Сергей Сидорчук: “Я поверил, что меня берут в “Динамо”, только когда подписал контракт”
Период зимнего межсезонья футболисты зачастую посвящают семье: ездят куда-то отдыхать, проведывают своих родных и близких. Именно в это время, до выезда на сборы, приехал в родной Запорожье и полузащитник киевского “Динамо” - он же воспитанник “Металлурга” - Сергей Сидорчук. Мы с Сергеем встретились в его родном дворе. Там, где он провел свое детство. Автор забитого лучшего гола в украинской Премьер Лиги оказался скромным человеком и приятным собеседником.
- Сергей, что тебе запомнилось в период перехода из “Металлурга” в “Динамо”?
- Сейчас уже сложно сказать… Прошло четыре года. В самом “Металлурге”, наверное, больше всего запомнилось отношение тренеров и всего персонала, всех людей, которые работали на базе. Такое не забывается - мы все были как одна семья. Даже тогда, последние мои полгода в клубе, когда было тяжело, мы все сплотились.
— Когда поступило само предложение о трансфере, что ты ощущал?
— Это были большие переживания. Разговоры шли давно, еще когда Дворецкий был в Запорожье (Дворецкий Игорь Владимирович, президент “Металлурга” до 2012 года, - ред. 061) - уже тогда были такие разговоры, что я могу перейти в “Динамо”. Но, я, так особо в них не верил. Уже после того, когда позвонили из Киева и сказали, что вот билеты на самолет 21 декабря и вам с Цуриковым (Андрей Цуриков, полузащитник - одноклубник Сергея по “Металлургу” и “Динамо”, - ред. 061) нужно прилететь для того, чтобы подписать контракт - только тогда я поверил.
— Как оцениваешь нынешнюю ситуацию в “Металлурге”?
— Я, вот, приехал в Запорожье, и мы встречались с моим одноклассником по школьной академии - он играл в “Металлурге”. Он рассказывал, что сейчас в клубе нет никого на контрактах. Я не хочу комментировать то, что происходит сейчас в “Металлурге”, не хочу никого обижать. Жалко болельщиков, город, потому что как таковой команды в Запорожье сейчас нет. Им (“Металлургу” - ред. 061) негде базироваться, негде играть. Да, есть люди, которые хотят заниматься клубом. Но, для такого города это мало. А так, по возможности слежу, конечно. Там играют мои одноклассники: Рома Худченко, Артур Касько - вообще там лучший бомбардир.
— Как считаешь, вина президента клуба, что привел к банкротству, или властей, что не спасли?
— Я уверен, что это вина людей, которые стояли у руководства клуба. Понятно, что нам всем больно об этом говорить, как о команде, которая воспитала тебя и мы не можем знать, что там происходило внутри. Но, я считаю, если ты берешь команду, то ты берешь обязанности не только перед самим собой, но и перед теми, кто в этой команде. Это не только 18 футболистов, это еще и большая детская школа, а также 200-300 тысяч людей, которые переживают за команду. Поэтому, если ты берешь команду, то ты должен быть уверен на все 100% процентов, что у нее все будет хорошо. А, если брать команду, ради того, чтобы просто взять - я считаю, что это неправильно.
— В “Динамо” такого отношения у президента к клубу нет?
— Нет. Игорь Суркис - это человек, который любит футбол. Он, наверное, 24 часа в сутки мониторит все сайты, все новости читает, все происходящее, как внутри команды, так и вне. Думаю, что в “Динамо” такого никогда не будет.
— Сейчас тебе доводиться тренироваться у таких звезд украинского футбола, как Сергей Ребров (“Динамо”) и Андрей Шевченко (сборная Украины). Как бы ты их вкратце охарактеризовал?
— Мне везло всегда на тренеров. Еще в Запорожье у меня были хорошие тренеры. Взять того же Григорчука, Вернидуб у нас в дубле был, Чанцев, Будко, Зайцев - всех можно вспоминать. Если ты человек, который хочет взять что то от жизни и от спорта, от каждого ты пытаешься взять что-то хорошее. А что касается Сергея Станиславовича и Андрея Николаевича, то понятно - это такие мэтры украинского, европейского футбола, те люди, которые ковали славу “Динамо”, сборной Украины. То, что я сейчас вижу, у них более европейский подход. Они молодые тренеры и они поиграли в Европе. Они не отгораживаются от футболистов, а наоборот, пытаются всегда быть с нами. Сергей Станиславович играет с нами в теннисбол. Это, казалось бы, мелочи, но так ты становишься ближе к тренеру. Раньше с тренерами и поговорить было нельзя. А с ними наоборот. Сергей Ребров всегда говорит: мои двери открыты, я открыт для общения. Если есть какие либо проблемы, вопросы - их всегда можно с ним обсудить. Точно также и с Андреем Николаевичем.
— Сережа, ты в школе “Металлург” со скольки лет?
— В “Металлурге” я с восьми лет. Со второго класса.
— Т.е., в восемь лет, ты уже смотрел выступление “Динамо”, когда Ребров и Шевченко были современными звездами украинского футбола?
— У меня в детстве была футболка с цифрой 11 и фамилией Ребров. А то, что всплывает перед глазами, так это его гол “Руссенборгу” - с детства все не запоминаешь, но какие то такие фрагменты, конечно да.
— Но, тогда же в детстве, наверное, и подумать не мог, что будешь тренироваться и у одного, и у другого?
— Нет (улыбается). Я тогда о таком и мечтать не мог. У нас тогда тренер был Роман Иосифович Григорчук, так он говорил, что ничего в жизни просто так не бывает. Говорил, либо это нужно заслужить, либо ты уже это заслужил. Поэтому, я верю в то, что если будешь работать, все будет тебе приходить.
— Твой первый тренер - Виктор Трегубов - отзывался о тебе, как о трудоголике на поле. Это тебе кто-то привил, или это характер с рождения?
— Я думаю, что это больше от характера зависит. Я не был каким то супер талантливым, но, если хочешь чего то добиться, то нужно быть не хуже, чем кто-то. И, если я не могу взять это талантом, то мне приходится взять это работой. И этот подход у меня сохраняется уже довольно таки много лет. Меня и родители так учили. Вот, я вырос в этом дворе. С трех лет мы жили с родителями здесь в общежитии. Если сейчас спросить у тех, кто меня помнит, то они подтвердят, что я постоянно был с мячом на этом дворовом поле. У нас достаточно много здесь живет футбольных людей. Кирилл Лобанов здесь жил со своим отцом, Владимиром - президентом олимпийской федерации Запорожской области. Мы постоянно играли в футбол, постоянно. Все детство, сколько я себя помню, я был с мячом.
— Жили в общежитии? Т.е., ты из обычной, простой семьи?
— Я больше, чем из обычной семьи. Мой папа работал сварщиком, а мама - санитаркой.
— А кто тебя в школу “Металлург” повел? Как это произошло?
— Вообще, мы как то сидели с папой, разговаривали, он спросил: хочешь на футбол? Я говорю: ну, пошли. Это был август месяц, я только приехал от бабушки с Крыма. Буквально, только поговорили и на следующий день пришли в школу и нам сказали, что с 1-го сентября будет набор. И там был такой Борисенко, он сказал, что вот ваш тренер - Виктор Васильевич (Трегубов, - ред. 061) - он будет набирать детей 91-го года рождения. Мы пришли, была большая группа. В первый же день мы с Максом Ковалем (голкипер, одноклубник Сергея по “Металлургу” и “Динамо”, - ред. 061) и подружились.
— А помнишь свой дебют в “Металлурге”?
— Да. Это был кубковый матч. С “Ворсклой” мы играли. Мы их тогда выиграли 3:2. Почему я запомнил, потому что “Ворскла” перед этим выиграла Кубок Украины, т.е., мы играли с обладателями кубка. И Павлов (Николай Павлов, гл.тренер “Ворсклы” 2008-2012 гг., - ред. 061) всегда потом говорил, что самый неудобный соперник для них - это “Металлург”. Я вышел на поле, когда счет был 2:2.
— А свой первый гол в каком матче забил?
— Это была тоже кубковая игра. Сейчас уже нет этой команды. Это был “Феникс-Ильичевец” из Калиновки, Крым.
— Какие эмоции ощущаешь, когда сейчас играешь в Запорожье на “Славутич-Арене”?
— Хоть я и немного сыграл за “Металлург” - всего 70 игр. Но, все равно, приезжаешь на стадион, как домой. Но, одно дело, когда ты здесь играешь с “Металлургом”, другое дело - когда с “Зарей”. Две большие разницы.
— Расскажи о том, когда и как пригласили в национальную сборную?
— Первый, дебютный вызов я получил, когда мы играли стыки с Францией. Это когда мы играли за выход на Чемпионат Мира-2014. Когда мы выиграли 2:0 дома и проиграли на выезде 3:0. Это был мой первый вызов. Я сидел на скамейке (в замене), но, вообще это было нечто. Особенно, первая игра. Мы тогда выиграли. А потом, когда мы приехали во Францию… Я сейчас вспоминаю, я вроде бы как зритель матч смотрел, но, что там было на стадионе! Тогда оттуда, как мне кажется, даже сборная Испании не уехала бы с выигрышем. Там такое творилось. Было видно, что они нас “переехали” еще до игры. Обидно, что мы тогда дали шанс болельщикам, людям, но уже через три дня - шанс упустили.
— Вот ты говоришь, дали шанс болельщикам. А вот, действительно, во время каждого своего выступления думаешь о зрителях, или о родных? Для кого ты играешь?
— Вот, много говорят: для кого вы играете? Ну, конечно. Можно играть для фанатов, понятно не без этого, без поддержки никак. Я недавно прочитал книгу Гвардиолы (Хосеп Гвардиола, с 2016 года тренер “Манчестер Сити”, - ред. 061), так вот у него спрашивают: как мотивировать игроков на игру, когда они уже все выиграли? Гвардиола же говорит, что никак не нужно мотивировать, потому что, если у игроков есть достоинство, они должны играть за свое достоинство. Поэтому, и я так считаю, если у человека, футболиста есть свое достоинство, его никак, никакими деньгами мотивировать не нужно.
— Ты читаешь книги?
— Да. Мне нравится и художественная литература - прочитал две части “Шантарам”, все книги Дэна Брауна, сейчас еще книгу заказал. Из футбольных - все топовое Гвардиолы прочитал, Фергюсона. Сейчас читаю Роджера Федерера про большой теннис. “Психологию успешной игры” прочитал. Есть такие интересные книги, прочитав которые немного по-другому смотришь на людей.
— А какую литературу посоветовал бы начинающим футболистам?
— Для начинающих и для не особо уверенных в себе спортсменов - это “Психология успешной игры” (автор У. Тимоти Гэллуэй, - ред. 061).
— Сережа, а вот какой матч тебе больше всего запомнился, когда ты выступал за “Металлург”, за “Динамо” и за сборную?
— В “Металлурге” запомнилась самая скандальная игра с “Севастополем”. Если меня спросить - я сразу её отмечу. В “Динамо” - это финал Кубка Украины, когда мы проигрывали “Шахтеру” по пенальти и думали, что уже шансов нет, но тогда Саня Шовковский здорово выручил. А за сборную, наверное, игра с немцами на Чемпионате Европы.
— А первый мяч за сборную - Беларуси забил?
— Да. В пустые ворота.
— С кем в “Динамо” больше всего общаешься, дружишь?
— Ну, сейчас в команде больше украинцев стало, поэтому мы более тесно со всеми общаемся. А так, больше всего с Максом Ковалем, с Андреем Ярмоленко, с Колей Морозюком, Женей Макаренко, Никитой Корзун. Сейчас, когда мы перед тренировкой собираемся в столовой - нас человек 12 сидит за одним столом. В первое время, когда мы с Цуриковым перешли в “Динамо”, мы всегда вместе проводили время, вместе жили на сборах. Первые полгода моя будущая жена жила здесь, в Запорожье, поэтому мы с Андреем всегда и по городу гуляли вместе, и в теннис играли.
— А в сборной приятно встречаться с Тарасом Степаненко, Сергеем Кривцовым?
— Да, конечно. Со всеми запорожскими ребятами приятно встречаться. С Эдиком Соболем, также. Тем более, я их знаю уже не первый год. Сейчас же “Шахтер” живет в Киеве. С Кривцовым мы вообще в одном подъезде живем, со Степаненко в одном доме. Но, я Тараса во дворе никогда не видел (Смеется).
— Часто в Запорожье приезжаешь?
— Раньше чаще, конечно. Сейчас редко получается, но приезжаю проведать бабушку с дедушкой - они старенькие уже, болеют. Жены бабушку. Родителей, конечно. Но, родители и теща с тестем чаще в Киев к нам приезжают, чем мы к ним.
— А когда приезжаете - где любите гулять?
— Ну, потому что мы здесь живем (проспект Маяковского, - ред. 061), поэтому нам удобно по проспекту гулять. Когда Кира (дочь, 1,8 годиков, - ред. 061) еще не ходила, была в коляске, то мы ездили до бульвара Шевченко и назад. Спускаемся на “Радугу”, также. А жена сама с Шевченковского, поэтому мы и по парку на Бочарова гуляем.
— Узнают люди на улице?
— Узнают, но без фанатизма особого. И здесь, и в Киеве. Спокойно могу выйти и в торговый центр, и пройтись по городу.
— Ходят слухи о твоем переходе в “Фенербахче”...
— Я еще ничего не знаю. Понятно, что есть какие то разговоры, агент говорил. Но… Если честно, мне сейчас нравится в “Динамо” и я сейчас на 100% комфортно себя чувствую в клубе. Есть люди, которые легко меняют обстановку, друзей, а для меня это несвойственно. Мне нужно осмыслить все, осознать.
— Сережа, каким самым главным своим достижением на сегодняшний день ты гордишься?
— Дочерью.