Запорожский транспорт: троллейбусы (ФОТО, ВИДЕО)
Продолжаем нашу серию материалов о транспорте города движения Воля Запорожская.
Сегодня троллейбусная система Запорожья переживает не лучшие времена. Но что приятно, даже в такой непростой ситуации есть люди, которые любят этот один из самых экологических видов транспорта и работают на его возрождение. Так, энтузиастом за свой счет создан и поддерживается сайт об истории и деталях вопроса. А недавно ваш малопокорный слуга встретил простое, распечатанное на половинке листика и приклеенное скотчем объявление в троллейбусе: «Спасибо что воспользовались нашими услугами, всегда будем рады вас видеть снова!!!». Очевидно, что это не инициатива начальников, но теплый человеческий порыв. Эти и другие примеры резкого культурного контраста с маршрутками показывают, что и в самой системе есть люди, настоящие Дон Кихоты и герои, самостоятельно пытающиеся возродить былую славу Запорожского троллейбуса. Давайте рассмотрим ситуацию детальнее.
Чем же хорош сам троллейбус для Запорожья?
- Для средне и густонаселённых городов, троллейбус экономически выгодней автобуса или маршрутки. В связи с отсутствием двигателя внутреннего сгорания, его намного проще и дешевле ремонтировать. Электрическая тяга дешевле бензина или соляры. Плюс, троллейбус не потребляет энергии во время остановок, в то время как автобус все же работает на холостом ходу. При нормально отлаженной инфраструктуре выгода в содержании и обслуживании, по сравнению с автобусами, доходит до 30%!
- Троллейбус в разы более экологически безопасен автотранспорта – у него нет выбросов в атмосферу, современные троллейбусы не вибрируют и не шумят – еще пара экологических показателей, до которых у нас даже руки не доходят, из-за хлопот с основным – воздухом. Конечно, в Запорожье немало хлопот из-за родных заводов, на которых еще с прошлого века все никак не запустят нормальную фильтрацию выбросов. Но это вовсе не повод забывать о, все больше наполняющих город, выхлопных газах.
Какие основные недостатки троллейбуса в Запорожье сегодня?
- Троллейбусы – медленные. Маршрутки, хоть и создают аварийные ситуации, снуют гораздо быстрее.
- Троллейбусы – малокомфортные. Новых красивых ЛАЗов у нас совсем мало, а старенькие ЗиУ-10 уж больно устарели морально и физически.
Каковы причины этих недостатков?
- Скорость. Троллейбус спокойно едет со скоростью 60 км/ч если ему не мешают другие участники движения и дорожная инфраструктура. То есть дело вовсе не в самом троллейбусе. Дело в маршрутках, которые роем налетают на остановку и подолгу стоят, собирая пассажиров. Дело в неправильно припаркованных автомобилях, которые мешают движению. Дело в старых механических стрелках, на которых водители должны переключать направления вручную сбрасывая скорость до 5 км/ч.
- Комфорт. Троллейбусы обязаны перевозить всех льготников, в то время как маршрутчики, рабуди их среди ночи, автоматически выдают: «льготное занято», и набивают платных пассажиров сверх всех норм безопасности. В результате, платных пассажиров троллейбусам не остается, следовательно, доходность становится химерой и не то что о новых троллейбусах, о ремонте старых приходиться говорить очень редко.
Пути решения:
- Для того чтобы троллейбус ехал со своей нормальной скоростью, нужны выделенные полосы. Такие, как сейчас на подъезде к мосту Преображенского на Хортице. С проспекта Ленина запорожские власти убрали трамвай, якобы, чтобы «расширить дорогу». Но следом приняли популистское решение убрать все ограничения парковки. То есть для того, чтобы какой-то ленивый автомобилист не шел пешком лишние сто метров, и мог припарковаться на центральной транспортной артерии города, чтобы купить сигарет себе, к примеру, перекрыли свободное перемещение электротранспорта, который перевозит десятки тысяч пассажиров в час. Вдумайтесь в эти цифры! Текущая инфраструктурная ситуация устроена таким образом, что оставив одну(!) машину в правом ряду на день, можно создать неудобства для 50-70 тысяч человек. Даже если припаркованных машин пятьсот или тысяча, это все равно несопоставимые цифры. Необходимо запретить парковку в правом ряду на центральных улицах города и сделать выделенные полосы везде, где это возможно. Со стрелками еще проще = их просто необходимо заменить на автоматические. Тогда троллейбус будет ехать быстрее маршруток. Давайте посмотрим, с какой скоростью и маневренностью перемещаются троллейбусы, когда система отлажена хорошо: Это же просто сказка.
- Как только троллейбусы станут ездить быстрее, увеличиться и поток платных пассажиров. Это даст какую-то прибавку выручки, однако для полноценной модернизации системы этого не хватит. Электротранспорту необходима поддержка городских властей настолько же, насколько и городу необходим электротранспорт. Причем, это выгодно обеим сторонам: и городу, и троллейбусам. Без понимания задачи и воли со стороны городских властей, ситуацию трудно сдвинуть с мертвой точки. Новые троллейбусы – это серьезные инвестиции, которые надежно отрабатывают себя, но малодоступны для частных инвесторов. Детальней, мы уже рассматривали, в чем именно эта выгода и почему такого сотрудничества мы не наблюдаем сейчас в Запорожье в материалах:«Запорожский транспорт: нужна только Воля», «Запорожский транспорт: вперед в прошлое».
«У нас никогда такого не случиться» - часто комментарии бывают именно такие. У нас «народ не такой», «власть не такая» и прочее-прочее. Но друзья, во всех странах, во всех городах, в которых серьезные изменения происходили и рождались отличные транспортные системы; были, есть и будут скептики и паникеры, ищущие причины, как бы ничего не делать.
Слава Небу, в противовес им нашлись люди, которые понимают, что само собой ничего не происходит. Что все изменения делают конкретные Человеки, а не какие-то абстрактные категории типа «власти» или прочих метафор «доброго царя». И эти люди, вместо нытья и критики в комментариях, тяжело и воодушевленно работали на вверенных им участках и добивались результата. Какую сторону выберешь ты, уважаемый читатель?
P. S. Напоследок, небольшое троллейбусное ассорти и, заметьте, не только из Европы.
Испания
Новая Зеландия
Крым
Абхазия
Шанхай
США, Бостон, подземные троллейбусы
Россия, троллейбусный поезд
Швейцария
Россия, Тула и Калининград
Россия, Мурманск