Запорожский транспорт. Как снижать скорость в городе (ФОТО)
Продолжаем нашу серию материалов о транспорте города движения "Воля Запорожская".
В прошлом выпуске мы разобрали, зачем нужно снижать скорость транспорта в городе. Сегодня мы познакомимся с инфраструктурными механизмами успокоения трафика.
Картинка первая. Пешеходный переход поднят на уровень тротуара, посреди полос разбита разделительная клумба, выделенная дополнительно предупреждающим знаком. В такой ситуации водитель рефлекторно снизит скорость. Кстати, поднимать уровень пешеходного перехода над дорогой, а не занижать бордюр перед зеброй – удачное решение. Во-первых, один уровень более комфортен для пешеходов, особенно для маломобильных. Во-вторых, такая система вырабатывает у водителей привычку снижать скорость на переходе.
Идем дальше. Сужение дороги в месте перехода. Конструкция сокращает дистанцию пешеходного перехода, уменьшая время пребывания пешехода на проезжей части. Водители на сужение дороги реагируют снижением скорости. Еще один плюс – физически выделенное место для парковки.
А это совсем уж высший пилотаж. Пример инфраструктурной борьбы с уличными гонщиками в тихом районе. Конечно, их штрафовали, конечно, вызывали полицию, но гонщики появлялись опять и опять, мешая жителям шумом и подвергая повышенной опасности пешеходов. В итоге местная дорожная служба сделала вот такие клумбы прямо на дороге. Такое препятствие можно проехать только на невысокой скорости. Тут уже не погоняешь. Гонщики местных жителей больше не тревожат.
Решения для поворотов. В Запорожье многие повороты скруглены для плавного в них вхождения. Такая конструкция позволяет водителям практически не сбрасывать скорость на повороте. Что, в свою очередь, повышает риск ДТП. Пронаблюдав эту ситуацию, умные люди пришли к решению – уменьшить радиус поворота. Теперь водитель вынужденно тормозит перед поворотом, а количество ДТП и «конфликтных ситуаций» существенно уменьшилось. «Конфликтные ситуации» - недоДТП. То есть ситуации, в которых либо водителю приходится резко тормозить, либо пешеходу приходится отскакивать или ускоряться на переходе. В развитых странах изменения, связанные с дорожной развязкой, контролируются именно подсчетом таких конфликтных ситуаций – вовсе не обязательно дожидаться трупов, чтобы увидеть ошибку дорожного планирования.
А вот так, кстати, выглядит настоящий «лежачий полицейский», призванный ограничивать скорость на ровных участках.
Еще один замечательный инструмент, даже два – светофоры и зебры. Светофоры и зебры позволяют уплотнять транспортный поток, делают его равномернее. Равномерность потока –важное условие высокой пропускной способности. У нас некоторые водители любят ругаться на количество «зебр» и светофоров на проспекте. Более того, некоторые люди до сих пор считают хорошим решением подземные переходы. А вот – типичный перекресток в Токио, например.
А вот – «помотайте» карту в любую сторону. Оцените количество переходов и решение перекрестков в целом. И это Токио – город несравнимо более плотной застройки, с большим количеством людей и автомобилей. Наверное, японцы сошли с ума, делать столько переходов? Наверное, у них стоит весь транспорт? Но загляните в практически любой европейский город, и оцените решения перекрестков и количество переходов там. Благо, современные технологии позволяют сделать это не выходя из дома. Так может и там все сошли с ума? К счастью нет. Плотность регулируемых и нерегулируемых переходов позволяет сделать транспортный поток более равномерным и снижает количество пешеходов, перебегающих дорогу в неустановленном для этого месте. Это улучшение транспортной системы. Вот в чем причина.
Еще один момент – широкие полосы движения. В теории вопроса, широкие полосы должны обеспечивать большую маневренность, стало быть, и безопасность движения. Но за рулем автомобилей сидят не роботы, а люди. И чем больше пространства для маневра, тем больше соблазн превысить скорость и «пропетлять» между впереди идущих машин. Что часто и густо можно наблюдать на Набережной в исполнении водителей частных авто. И на проспекте Ленина, в исполнении маршрутчиков. К чему приводит такое лихачество, тоже хорошо известно. В Европе полосы уже, чем у нас.
К счастью, некоторые хорошие решения уже внедрены и у нас. Например, физический разделитель встречных потоков. У нас почти полностью разделены проспект Ленина и ул. Победы – важные транспортные артерии. Да и в целом по Запорожью, разделителей немало. Это решение позволяет избежать выезда на встречную полосу – самого опасного условия ДТП. Если машины сталкиваются в потоке, последствия в разы более мягкие, чем столкновение лоб в лоб. У нас ждут своей очереди: участок на острове Хортица, где регулярно происходят лобовые столкновения. Плотина, по той же причине. И еще некоторые оживленные участки. Разделитель не только препятствует вылету на встречку, но и визуально ограничивает дорогу, делая вождение более удобным.
Автор этих строк прекрасно понимает, «в какой стране мы живем» и прочее, прочее. Любые инфраструктурные меры не отменяют необходимости качественной работы ГАИ, единого подхода ко всем участникам движения, независимо от номеров и « блатных корочек». Не отменяет необходимости отлова пьяных водителей. Не отменяет необходимости в видеофиксации дорожной ситуации и неотвратимости наказания за нарушения для всех участников движения.
Но все эти проблемы не должны служить оправданием бездействия в вопросах инфраструктуры. Ведь грамотно отстроенные дороги, развязки, переходы, остановки – это спасенные жизни и здоровье людей уже сегодня. Хорошо спроектированная и построенная дорожная среда воспитывает участников движения быстрее и эффективней, нежели мотивирующие плакаты и прочие «культмассовые методы».
Тем более, что приведенные выше примеры не стоят баснословных денег и для их внедрения нужны скорее: воля и толковое проектирование, нежели какие-то огромные финансовые вливания.
Читайте также статьи :«Запорожский транспорт: нужна только Воля», «Запорожский транспорт: вперед в прошлое», «Запорожский транспорт: троллейбусы», «Запорожский транспорт: трамвай», «Почему плохо работает?», «Запорожский транспорт. Парковка в городе должна быть платной», «Запорожский транспорт. Когда починят все дороги?», «Запорожский транспорт. Экология», «Запорожский транспорт. Зачем снижать скорость в городе?».
Любите свой город!