Запорожец, неделю проведший в плену у террористов, не собирается прощаться с волонтерством
Владислав Маховский отходит от регулярных избиений и собирает деньги на новый автобус для беженцев.
Шесть дней в плену у террористов провел запорожский волонтер Владислав Маховский. За это время успел с десяток раз попрощаться с жизнью, увидеть других военнопленных и все ж выбраться из этой истории живым.
Напомним, Влад вернулся домой на днях. В плен же его захватили при попытке попасть в Красный Луч, чтобы вывезти оттуда беженцев.
С начала военных действий своими силами Влад успел вывезти около 100 женщин, детей и стариков из захваченных «ополченцами» населенных пунктов. Последние поездки были непосредственно в города, подконтрольные «ЛНР» и «ДНР». Так, на блокпосту у Красного Луча микроавтобус Влада остановили для досмотра.
«Это обычная процедура, которую я уже проходил, пока вывозил людей из зоны АТО. Но на этот раз мои документы забрали, сказали, мол, для более детальной проверки, и попросили свернуть на обочину. Затем приехали две машины с военными. Меня скрутили и усадили в их авто», - говорит Влад.
Волонтера отвезли на допрос, при чем не куда-либо, а в местный горотдел милиции, где его допрашивал, по словам Влада, начальник горотдела.
Тогда еще Владу верилось, что террористы найду в его вещах телефоны людей, которых он должен был забрать из Красного Луча и отвезти в Запорожье и с которыми созванивался загодя. Свяжутся с этими людьми и те подтвердят, что никакой он не агент. Но звонить никому никто и не думал, словам волонтера верить никто не хотел, а списки беженцев приняли за позывные бойцов диверсионных групп, которые якобы под видом переселенцев Влад завозил на территорию боевиков.
Ночь мужчина провел в камере, а на утро его перевели в СИЗО. Вечером в камеру ворвались два солдата. Одного из них Влад узнал – он проверял его документы на блокпосту.
«Крепкие оба такие, видно, что с военной выправкой. Они начали меня избивать, называли какие-то имена, уже не помню какие именно, спрашивали меня кто это такие. Я говорил, что не знаю кто это, что я – волонтер, верующий человек, приехал помочь людям… Один из рывком руки поднял меня с пола, прислонил к стене и приставил военный нож к груди, начав медленно надавливать. Было ощущение, что нож входил все глубже, но уже позже, осмотрев себя я понял, что нож уперся в кость и даже следов от него не осталось. Били тоже профессионально, видимых следов не было, болела только грудная клетка, было тяжело дышать, но через два дня эта боль прошла. Так избивали меня до поздней ночи, а затем перевели в другую камеру. Там сидел парень, Толик, которого обвиняли в связи с Правым сектором. Утром к нам зашли двое солдат. Они казали: «первый – на выход». Кто из нас был «первый» - мы не поняли. Они махнули на парня. В руках у одного из бойцов был пистолет. Через пару минут я услышал выстрел во дворе – вот тогда и понял, насколько серьезно обстоят дела», - говорит Влад.
Вечером избиения повторились. Били практически до самого утра при этом хорошенько подогреваясь спиртным. Так же прошли и следующие сутки: днем – сон, вечером избиения и издевательства.
«А потом пришел российский военный, молодой такой парень, лет 25-27. Откуда знаю, что российский? Он был одет в форму российского спецназовца, в тельняшке, на голове – берет с двуглавым орлом, на плече – короткий автомат с широким дулом, а на поясе – нож. Он сказал, что будет решать мой вопрос. Это были пятые сутки моего плена», - рассказывает Владислав.
На следующий день волонтера вывели из камеры, отдали все личные вещи, включая документы и обручальное кольцо. Владислав думал, что на этом его мучения закончились, что попугали, а теперь отпускают. Но на голову ему надели мешок, на руки - наручники и усадили в микроавтобус. Влад услышал обрывок разговора боевиков: «…ехать будем быстро, двери держать открытыми». Учитывая то, что все документы ему отдали, волонтер уже представлял, как по дороге на скорости его выталкивают из салона – как будто бы ДТП.
Тем не менее, этого не случилось. Его привезли в город, через мешковину удалось рассмотреть его название – Ровеньки (там находился штаб донских казаков). Там с Владом общался мужчина, судя по голосу – зрелого возраста. Лица его рассмотреть не удалось. Вопросы были все те же – кто и зачем здесь.
«Из разговоров «ополченцев» я понял, что это был генерал. Он не верил моим словам. Сказал, что все я вру, но у меня есть время подумать. И чтобы я был уверен, что они найдут способ развязать мне язык. Меня вывели во двор за здание. Я смог рассмотреть, что там был еще один человек, судя по всему – военнопленный. Он был на цепи и так же, как и я – с мешком на голове. На ногах у него были раны. Пообщаться с ним мне не удалось. Часа 3-4 я был там, ждал. Думал, что здесь меня и расстреляют. Но меня схватили, усадили чью-то машину и сказали, что генерал велел меня убить, но они этого делать не будут», - продолжает Влад.
Сначала ополченцы говорили, что отпустят пленника, потом – что если он волонтер, то отправится в Первомайск помогать людям. Но в итоге отвезли в Стаханов. Там – снова допросы.
«Мы были в помещении, потом меня вывели во двор и поставили на колени, лицом к дереву. Очередной раз я успел проститься с жизнью. Начал молиться. Молился вслух. Это им очень понравилось – позабавило. Меня снова начали бить под всеобщий хохот. Затем завели в помещение, почти сразу оттуда вывели, сняли мешок с головы, сняли наручники и усадили в черный «Паджеро» на заднее сиденье. Это была машина, как они его называли, «Батьки», одного из лидеров боевиков. Там сидели он и его жена. «Батька» повернулся ко мне и сказал: «Благодари ее», указывая на женщину», - вспоминает волонтер.
Влада накормили, довезли до последнего контролируемого сепаратистами блокпоста, а дальше – своим ходом до освобожденной территории.
Пережитый в плену у террористов ужас не забылся.
«Еще бы. Бока ведь до сих пор болят, но отхожу потихоньку», - комментирует Влад.
И тем не менее, с волонтерством запорожец прощаться не намерен. Так как его микроавтобус остался у террористов, собирает средства на покупку другого транспорта.
Помочь в этом вопросе Владу может каждый желающий, перечислив посильную сумму на счет банковской карты его жены: 5168757251985505 (Приватбанк, Маховская Наталья).