Обзор политрекламы в запорожских газетах: пиар на смертях и плевки в оппонентов
061 продолжает анализировать, с какими лозунгами идут на ближайшие местные выборы различные политические партии и что они обещают запорожцам. Мы прочитали свежие газеты, которые сегодня появились в запорожских киосках, и попытались найти в предвыборной рекламе хоть одну свежую идею, которую политики предлагали бы воплотить в жизнь. И главное – такую, которую возможно осуществить на местах. Результаты печальны.
«Вы просто поверьте, а поймете потом»
Всю политрекламу в газетах можно условно поделить на «невыполнимые обещания», «притягивание фактов», «представление списков», «подкуп избирателей» и «черный пиар». Есть и необычная реклама, по которой вообще не понятно, что же партии обещают запорожцам. Так в «Субботе плюс» под плашкой «Политическая реклама» выходит статья о том, что «Самопомощь» оказывает бесплатные юридические консультации. Зачем «Самопомощь» собирается идти во власть, из статьи непонятно, т.к. оказывать консультации у них и без этого, судя по статье, хорошо получается.
В «Мрие» и «Субботе» на полосу выходит реклама «Оппозиционного блока» о том, как плохо живется «колясочникам». В статье правильно отмечено, что в Запорожье не хватает пандусов и других удобств для инвалидов. В происходящем «оппозиционеры» обвиняют исключительно нынешнюю власть. Но почему-то авторы статьи «забывают» упомянуть, что предыдущие 5 лет при власти как в стране, так и в Запорожье, были регионалы, большинство которых и составляет нынешний «Оппозиционный блок». И для «колясочников» в те времена точно так же ничего не делалось.
В «Субботе», опять же под рекламной плашкой, на целую полосу выходит хвалебный материал, посвященный Александру Сину. Некий автор Александр Иванов пишет о том, что якобы благодаря градоначальнику, Запорожье превратился чуть ли не в рай на земле. «Стало гладеньким, как скатерть, дорожное полотно проспекта Ленина от площади Пушкина до улицы Гагарина», - пишет автор. Стоит отметить, что между площадью Пушкина и улицей Гагарина находится только дамба, и ее «гладенькой как скатерть» назвать сложно. Кроме того, еще одним достижением Сина в статье называется ремонт аэропорта. «Зашевелился запорожский аэропорт, потихоньку превращаясь из продуваемого ветрами сарая в настоящие воздушные ворота города». Не знаем, был ли автор последнее время в аэропорту, но, честно признаться, он по-прежнему больше похож на «продуваемый ветрами сарай», и до «воздушных ворот города» там точно также далеко, как и пять лет назад, несмотря на многомиллионные дотации из бюджета и земельные льготы, которые аэропорту предоставляет город.
Кандидат от «Запорожстали» Владимир Буряк продолжает «засевать» Запорожье медицинским оборудованием, матеральной помощью и другими недешевыми благами. Интересна и новая риторика «Крупные предприятия являются основными «поставщиками» денег в городской бюджет. Но при этом, в органах городской власти их представителей нет», - отмечается в рекламном материале Владимира Буряка, опубликованном в газете «Суббота плюс». Судя по всему, представители предприятий хотят сами тратить свои же налоги.
В большинстве запорожских газет также выходит «экологическая» реклама Буряка – о том, что «Запорожсталь», мол, имеет «европейский подход к вопросам экологии». По всей видимости, это ответ на нашумевшие возмущения горожан из-за едкого дыма и неприятного запаха, который отмечался в центре города в начале недели. А также – реакция на экологическую петицию от запорожцев, которая набирает обороты на сайте Президента. В петиции горожане жалуются на то, что им нечем дышать от постоянного заводского смога.
Кто эти люди?
«Блок Петра Порошенко» в рекламных статьях огласил еще несколько имен своих кандидатов на ближайших выборах. «Почти месяц назад мы начали активный подбор кандидатов. За это время мы получили около четырех сотен анкет и проделали колоссальную работу по их рассмотрению», - цитируют в статье слова нардепа Игоря Атюшенко. И тут же указаны имена тех, кто попал в список – Александр Константинов, Юрий Чекальский, Максим Ванат и.тд. Честно говоря, забавно было бы посмотреть, как директор запорожского «Эпицентра» или совладелец компании «Хлебодар» с дрожью и трепетом заполняют анкету на попадание в команду БПП и отправляют ее по обычной почте на адрес штаба БПП.
«Наш край» продолжает утверждать, что они самая запорожская партия из всех запорожских и подчеркивать, что они планируют отстаивать интересы запорожского региона (так, будто другие политсилы идут в запорожский горсовет, чтобы отстаивать интересы какой-нибудь Винницы). Что забавно – в рекламе «Нашего края» фигурирует сопредседатель партии Юрий Гранатуров, экс-регионал из Николаева, который будет баллотироваться в мэры Николаева, и сопредседатель партии Александр Мазурчак, экс-мэр Каменца-Подольского, который был чиновником киевской госадминистрации. Так что «самая запорожская» партия не настолько уж и запорожская, по крайней мере, создана она была не только запорожцами.
Обещают с три короба
Набирает обороты количество рекламы партии «Укроп». В «Субботе» на полосу выходит реклама о том, что собирается делать «Укроп» в различных сферах. Наиболее интересен их план действий в сфере медицины. Так, в партии заявляют, что «горожанин сможет свободно выбирать место лечения среди больниц и поликлиник разных районов и разных форм собственности. А городской бюджет или страховщик будет платить выбранному учреждению за оказанные услуги». Это обещание звучит экзотично, т.к. на данный момент по закону украинские больницы не имеют право отказывать пациентам в лечении, так что выбирать больницу жители страны могут свободно – не то что в разных районах, но и в разных городах. При этом, медики получают зарплату не из местного бюджета, а из государственного. Да и ввести страховую медицину в отдельно взятом Запорожье попросту невозможно.
Кроме того, запорожские «Укроповцы» заявляют, что они будут добиваться увеличения количества льгот для участников АТО, хотя этот вопрос решается на уровне страны, а не городов.
Также в статьях о партии «Укроп», которые выходят по рекламной рубрикой, сразу в нескольких городских газетах, отмечается, что партия установила памятную табличку погибшему воину АТО. В «Мрие» статья об этом выходит под рекламной рубрикой «Факт». Иными словами, партийцы не брезгуют пропиариться даже на смерти солдат. По нашим подсчетам, того количества денег, которые они тратят на статьи о том, что они установили такие таблички, могло бы хватить на еще несколько памятных табличек другим погибшим бойцам.
Еще один политпроект, который спутал местные выборы с парламентскими – богуслаевская «Новая политика». Так в нескольких газетах выходят по полполосы рекламы этой партии. Как отмечается, партия собралась принимать участие в местных выборах, но при этом выступает за «все хорошее», что решается отнюдь не городскими, и точно не сельскими советами. Так «Новая политика» ратует за установление мира на Донбассе, выступает против «реформ в угоду МВФ» и отмечает, что «будущее Украины должны писать мы сами, а не Москва, Брюссель или Вашингтон». В общем, очень интересно будет посмотреть, как «богуслаевцы» в запорожском горсовете будут решать будущее Украины, да еще и без Москвы, Брюсселя и Вашингтона.
«Чернуха»
Примечательно, что в газетах начала мелькать не только «имиджевая» реклама кандидатов, но и «черный пиар», который кандидаты заказывают против своих оппонентов. Так в «Субботе плюс» под рекламной рубрикой вышел материал о том, что Василий Варецкий раскритиковал Николая Фролова за то, что последний развесил слишком много своих бигбордов, да еще и до того, как официально стал кандидатом в мэры. Мы ни на что не намекаем, но стоит отметить, что Василий Варецкий в 2010 году баллотировался на пост мэра, а потом снял свою кандидатуру в пользу Александра Сина. Кроме того, в прошлом году, в самом разгаре конфликта Александра Сина с директором департамента ЖКХ Валерием Безлепкиным, Варецкий, по поручению мэра, был назначен «стажером» на должность директора указанного департамента.
На следующей же странице в той же газете под рекламной рубрикой выходит материал от оппонентов Сина. В статье написано, что действующий мэр первым подал документы в избирком. «Мнение горожан по этому поводу его, видимо, не интересует», - отмечает автор платной статьи. В статье приводятся мнения активиста «Євромолоді» Ярослава Храпского и помощника генпрокурора Владислава Куценко, которые резко критикуют Сина. Кроме того, автор статьи приводит данные результата опроса института имени Горшенина, который связывают с «Оппозиционным блоком».
На той же странице «Субботы», а также в «Миге» выходит по полполосы рекламного материала с цитатами руководителя института Горшенина с критикой партии «Наш край». Константин Бондаренко считает, что «Наш край» создали политтехнологи Администрации Президента. По его мнению, в «Наш край» вошли бывшие представители «Партии регионов», цель которых – не допустить рост рейтинга «Оппозиционного блока», который в большинстве своем состоит из экс-регионалов.
Еще одна «чернуха» против Сина под рекламной рубрикой выходит в «Миге», и снова со ссылкой на Институт Горшенина. Причем, в статье отмечается, что «большинство горожан больше всего симпатизируют кандидату от промышленных предприятий города, а не нынешнему градоначальнику». Несложно догадаться, кого имели ввиду авторы этой платной статьи под таким кандидатом.
В «Мрие» (причем, без рекламной рубрики) выходит материал «Большинство запорожцев недовольны Сином» в котором публикуются результаты опроса института имени Горшенина. Напомним, что этот институт, филиал которого недавно открылся в Запорожье, связывают с «Оппозиционным блоком».
Предыдущий обзор политрекламы в запорожских газетах можно почитать здесь.