Он порой рискует жизнью ради красивого снимка, на чистом энтузиазме годами ведет неофициальный сайт Хортицы, наблюдает за птицами из-под маскировочной сетки, а на жизнь зарабатывает производством флейт. О том, как за ним охотились вооруженные охранники «Запорожстали», и что нужно делать с теми, кто жжет костры на Хортице, 061 рассказал запорожский фотохудожник Алексей Толмачев.
- Давай сразу начнем с проекта «Высокое Запорожье», который пришелся по нраву читателям 061 – его активно комментировали и распространяли в соцсетях. Опасно было забираться на все эти объекты?
- Когда как. К примеру, чтобы снять строящуюся высотку на Бородинском, удалось договориться с фирмой, которая ее строит. Это будет самый высокий жилой дом в Запорожье, разумеется, мне захотелось туда залезть. Я встретился с представителем компании-застройщика, показал им на телефоне свой сайт, пообещал подарить фотографии для рекламы их жилого комплекса. На следующий же день меня пропустили, охранник устроил «экскурсию» по дому, показал, откуда лучше виды, и даже помог найти лестницу, чтобы я мог повыше подняться.
Но были и другие истории – к примеру, с трубой на Кичкасе, которой уже нет. Она находилась на охраняемой территории «Запорожстали», и туда было очень опасно лезть. Во-первых, лестница на ней разваливалась в прямом смысле - куски просто отваливались. Во-вторых, когда я был на середине трубы, к ней подъехал микроавтобус с вооруженной охраной. Из него вышли человек 10 в камуфляже - видимо, кто-то увидел меня и вызвал их. В общем, они вышли из автобуса, стоят, смотрят вверх…
- Как же ты от них сбежал?
- Знаешь, как обычно прячется дятел? Если на него смотришь – он прячется с другой стороны дерева, и его вроде как нет. Здесь было то же самое. Я перешел на обратную сторону трубы и стал незаметен. Им, чтобы увидеть другую сторону трубы, нужно было обойти парочку гаражных кооперативов, склады, потом заводские комплексы… - в общем, километра два надо пройти. А мне два шага сделал – и я опять с другой стороны. В общем, они меня полтора часа ждали, я их ждал и никуда дальше не лез. У них терпения оказалось меньше, и они уехали. Я увидел, что уехали далеко, и полез себе дальше.
- А какие еще были экстремальные ситуации?
- Например, когда забирался на трубу на Бабурке. Доступ к ней более-менее свободный, но никому не советую это повторять, потому что там куча нюансов, начиная с техники безопасности на высоте, которую пришлось изучать, и заканчивая электробезопасностью на Трёх мачтах. Чтобы туда залезть, мне пришлось изучить Правила устройства электроустановок, потому что если не соблюсти безопасное расстояние, то от человека останется кучка пепла.
Но сам этот процесс затягивает. А понимание, что что-то может пойти не так, мотивирует, потому что ценность снимка повышается. Но договариваться все же проще, тогда ты уделяешь время самой съемке, а не переживаешь, что тебя куда-то увезут и закопают.
- Ты на открытии своей выставки рассказывал, что иногда тебе приходилось по много раз залезать на одну и ту же трубу. Почему?
- Да, некоторые виды ночного города мне дались не с первой и даже не с десятой попытки. Дело в том, что на высоте 130 метров очень сильный ветер, он буквально прижимает к трубе и сбивает с ног. Естественно, съемка на длинной выдержке со штативом там – это очень большая проблема. Если поставить штатив на решетчатую площадку, на которой стоишь, площадка очень сильно колеблется. Эти колебания сводят на нет всю резкость на вечерних и ночных снимках. Поэтому приходилось смотреть специальные прогнозы погоды ветра на высоте – такие используются для аэропортов, и выжидать, когда ветер будет не сильный. Я находил такие дни, поднимался наверх и понимал, что все зря. Дело в том, что когда над Запорожьем нет ветра, то весь город затягивает дымка, особенно летом, и ничего не видно. Приходилось снова выжидать дни и лезть заново. Так что пришлось много-много раз туда залезать. Но это того стоило.
- А с чего вообще началось твое увлечение фотографией?
- Это было еще в 2006 году, я тогда купил свою первую цифровую камеру за 700 гривен. Собирал на нее больше года, по тем временам это были для меня немаленькие деньги. Сначала фотографирование казалось сложной вещью, ничего не получалось, казалось, что руки не оттуда растут... Потом привык, освоился, со временем пришло понимание, что именно хочется снимать и как развиваться. В 2009 созрел на приобретение первой «зеркалки». Деньги на нее я собирал полтора года. Стоила она нереальных для меня на то время денег – 1400 гривен. Это была очень старенькая, попользованная камера, но я все равно был впечатлен ее техническими возможностями. На данный момент у меня уже четвертая камера, парк техники достаточно большой: 5 объективов, две активных «зеркалки».
- Когда ты понял, что пора создавать свой сайт и показывать людям свои работы?
- Наверное, это произошло после конфликта с предпринимателем, который использовал мои фото для заработка. Я вдруг обнаружил, что по всему городу продаются магниты со сделанной мной фотографией. Для меня было удивлением, что мои фото настолько понравились, что их решили использовать для сувенирной продукции. Но удивило также, что это было сделано без разрешения. Тогда у нас с предпринимателем произошел конфликт, но в итоге нам удалось договориться: он у меня за небольшие деньги купил еще пару фотографий, и начал указывать на магнитах адрес моего сайта, который я после этого создал. Речь идет о сайте zphoto.zp.ua.
- На данный момент фотография – это твое хобби, или основной вид деятельности?
- Пейзажные фото мало кого интересуют для коммерческих целей, а мне больше всего интересен именно этот жанр. Такие фото можно использовать разве что для календарей, сувениров, но это неприбыльно, поэтому на таких фотографиях особо не заработаешь. На рынке пользуется спросом фотосъемка на заказ: фотосессии людей, съемка событий, свадеб. Но мне это все не интересно, потому фотография остается моим хобби, которое приносит массу удовольствия и массу убытков. Но оно того стоит.
- Последнее время ты активно занимаешься фотоохотой на птиц. Расскажи об этом.
- Птиц я начал фотографировать не так давно, максимум года два назад. Тогда у меня появился телеобъектив, который позволяет их снимать с расстояния. Съёмкой птиц я занимаюсь в основном на Хортице, потому что там самые хорошие условия для птиц, и живёт их там больше 200 видов. Пришлось долго изучать, чем они отличаются, какое у них поведение, и где их лучше искать.
Фотоохота обычно происходит так: утром пришел, где-нибудь залег под маскировочной сеткой и 8 часов лежишь без движения. О том, чтобы покушать-попить – вообще вопрос не стоит, потому что иначе все разлетятся и будут пару часов опять привыкать. Приходится идти на хитрости, маскироваться, но птицы - очень умны. Например, те же серые вороны умеют и считать, и образы запоминать, и даже в лицо людей узнают. Потому их не обманешь. Но особенно приятно, когда удается сфотографировать какой-то редкий вид птиц.
- Но при всех этих сложностях процесса, крутость фотографии с редкой птицей обычно понимаешь только ты и небольшая группа людей, которая разбирается в птицах. Это не обидно?
- Так в этом и состоит моя цель – таким вот образом, посредством фотографий, рассказывать людям о мире природы, который существует на Хортице. Многие люди даже не догадываются о том, что у нас на острове есть столько видов птиц и животных! Когда я публиковал в своем блоге рассказ о том, что на Хортице живет орлан-белохвост, который занесен в Красную книгу Украины, и которых чуть больше 100 пар на всю Украину, многие удивлялись. Или, допустим, когда публикуешь фото пятнистых оленей, многие пишут, что это - Фотошоп, мол, у нас на Хортице оленей нет, какие олени вообще, город индустриальный. А они живут и размножаются. Об этом надо рассказывать. Надо всем демонстрировать, что у нас есть, и почему это надо беречь.
- Раз мы перешли к Хортице, расскажи про сайт hortica.zp.ua , который ты создал.
- Это было моим дипломным проектом. Я и сайт разрабатывал, сам же снимал для него фотографии, и писал все тексты. Ушел где-то год на то, чтобы все отснять, а потом, чтобы все это описать, надо было перерыть кучу литературы, пересмотреть разные карты, документы, фотографии… В итоге насобиралось огромное количество материалов, которые сложились в структурированный путеводитель по Хортице. У каждой достопримечательности есть своя страница, есть набор фотографий, описание и место на карте. Летом 2013 года я защитил свой дипломный проект, состоящий из самого сайта и Андроид-приложения в виде навигатора по Хортице. С тех пор я занимаюсь постоянно этим проектом, добавляю новые разделы и объекты.
- Недавно на сайте появилась и украиноязычная версия, насколько я знаю, его переводили волонтеры. Расскажи об этом.
- Я опубликовал пост в Фейсбуке о том, что есть такая цель – перевести весь сайт на украинский язык. Работы было много: в одном только путеводителе больше 150 немаленьких статей. Чтобы это все перевести самому понадобился бы год-два, я бы даже не взялся за это. Так что я написал, что нужна помощь, и если соберется команда, то приступим. Команда собралась за неделю.
Себе я взял самые сложные материалы – например, список животных, который надо было переводить по специализированной литературе. Остальное раздал волонтерам – их было около десятка. Самый активный из них перевел больше 30 текстов. Спустя три-четыре недели перевод был готов, техническая часть заняла еще три-четыре недели. 14 января открылась украиноязычная версия, на которой уже было переведено все: от баннеров до самых мелких статей, переведена карта, все объекты в путеводителе, описание фотографий. С тех пор я пишу на сайт материалы сразу на двух языках.
- А не думаешь, что неплохо было бы перевести сайт еще и на английский?
- Есть такое желание, тем более, что на английском языке о Хортице в интернете практически ничего нет. Но эта задача очень сложная – если украиноязычный перевод я мог сам проверить и откорректировать, то английский я знаю не на таком уровне, чтобы, к примеру, проверить названия животных и птиц. Так что нужно либо найти профессиональных переводчиков, которые готовы сделать работу бесплатно, или же найти людей, которые готовы это делать за деньги, и найти сами средства. Учитывая современные цены на перевод, для этого понадобится спонсор. У меня нет таких средств.
Но если это когда-нибудь произойдет, то это будет громадное достижение. Единственная проблема, которая всплывет потом – кто будет переводить новые материалы на еще два языка. Но перевести хотя бы путеводитель – очень важно. Это бы привлекло к нам иностранных туристов.
- А если на Хортицу повалят массово туристы – они не угробят природу?
- Туристы нужны, но везде на острове в понятном виде должен быть указан перечень правил заповедника, которые там надо соблюдать. И изначальная моя идея – донести до людей, что именно там делать нельзя и почему это делать нельзя, даже если сильно хочется. Главная цель – показать, что природа – это огромная ценность, и к ней должно быть соответствующее обращение.
Те, кто не знал об этих правилах, должны узнать. А для тех, кто знал правила и нарушал их осознанно, должно быть серьезное наказание, которого пока нет. Это уже вопрос к властям. И этот вопрос надо ставить обязательно, потому что сейчас проблема сохранения территории Хортицы стоит очень серьезно. Там ведется очень много разрушительной деятельности, наплевательское отношение к земле, ставятся заборы, людей не пускают к берегу, строят дома... Как по мне, там должны не строить, а сносить и выселять. Хортица должна стать природным заповедником. Крупных поселений, магазинов, кафе, ресторанов там не должно быть. Это не место для развлечений, не парк для шашлыков, это заповедная зона, которая должна быть соответственно оформлена. Пока она выглядит, как обычный парк, до тех пор к ней и относятся, как к парку – выпивают там, жгут костры, оставляют после себя мусор… Это неправильно.
- Кто этим должен заняться?
- Все: начиная с самого верха власти, с министерства, которому это подконтрольно, до сотрудников заповедника и людей, которые должны штрафовать нарушителей, и не брать взятки. Ситуация на Хортице отражает ситуацию в государстве в целом. Разрушенное здание ЦИМЕЖа, о котором я писал недавно, символизирует нынешнее состояние и экономики, и общества, и вообще государства на сегодняшний день. Но есть надежда, что все изменится в лучшую сторону.
- Насколько я знаю, на жизнь ты зарабатываешь тем, что делаешь флейты. Как ты этому научился?
- Началось все в 2006 году. Я вдруг задался вопросом, как сделать из бамбука свисток. Не знаю, зачем. Свисток сделал, получилось. А потом попробовал сделать флейту – притащил откуда-то из сарая деревянную трубку – по чертежам что-то с ней сделал, и получилось так, что она начала звучать. Меня это просто шокировало.
Я стал экспериментировать, просто интересно стало, для себя. Сначала в свободное время, в качестве хобби делал флейты из обычных водопроводных пластиковых труб, потому что они гораздо дешевле, чем бамбук. Получался ужас, они не звучали совсем. Потом стало получаться лучше, я купил бамбук, и стал работать с ним, в итоге сделал для себя несколько инструментов, на которых научился играть сам.
Года через два я понял, что качество моих флейт стало нормальным, и их уже можно кому-то показывать. Тогда ради интереса я создал ВКонтакте группу, которую назвал «Бамбуковые флейты ручной работы на заказ» и указал виды флейт, которые умею делать. Думаю – ну, может, кто-то когда-то обратится. А через два дня мне поступил заказ из Киева. Потом через пару недель второй заказ. И я понял, что раз это кому-то нужно, значит этим надо заниматься. Впоследствии это переросло в хоть и не стабильный, но всё же - источник дохода. Приятно, что уже несколько известных музыкальных групп приобретали у меня флейты – например, группа Atmasfera. В целом это дело идет достаточно успешно, и я надеюсь в дальнейшем вывести это на уровень стабильного бизнеса. А фотография, наверное, так и останется по большей части моим хобби.
Беседовала Татьяна Гонченко,
все фото Алексея Толмачева взяты с сайта zphoto.zp.ua