Прогулки по Запорожью с Романом Акбашем: гуляем по Шенвизе

Виртуальная экскурсия от 061: Шенвизский мост,  улица Пивоварная, дом с драконами и аптека Тавониуса

Друзья, приглашаем на нашу новую виртуальную прогулку. Как и обещали неделей ранее, сегодня отправляемся путешествовать по территории бывшей менонитской колонии Шенвизе. Сейчас на ее месте окрестности завода «Автозаз» между двумя вокзалами –  автобусным и железнодорожным. В путь!

 Шенвизе

Наш рассказ о колонистах-меннонитах, некогда проживавших в нашем крае, мы начали во время нашей прогулки по Верхней Хортице. Протестанты-переселенцы прибыли к нам из Восточной Пруссии в конце 19 века. Поселки Хортицкой меннонитской  колонии (Хортицкого округа или волости), в основном, лежали на правом берегу Днепра – на территории тогдашнего Екатеринославского уезда одноименной губернии.

Исключений было всего два – несуществующий ныне Кронсгартен, совсем рядом с  Екатеринославом, и Шенвизе, который от уездного  Александровска отделяла всего лишь ширина реки Мокрая Московка. С ее берегов мы и начнем знакомство с бывшим меннонитским поселком, территорию которого ныне поглотил Коммунарский район Запорожья.

Шенвизский мост

Попасть из Александровска во владения меннонитов, можно было по Шенвизскому мосту.  Пусть и в измененном виде, но он до сих пор  продолжает служить горожанам в районе центрального автовокзала. Первый мост на этом месте был построен еще в 1770-е – деревянный и пешеходный. В более серьезное сооружение его превратили меннониты – жители Шенвизе. В 19 веке они возвели над Мокрой Московкой ажурный металлический мост из четырех 10-метровых пролетов, а в начале прошлого столетия – железобетонный, мощенный брусчаткой, с двухсторонним транспортным движением и тротуарами для пешеходов.

Очередную реконструкцию мост пережил в начале 30-х годов 20 века – усилили некоторые элементы и проложили сверху трамвайные рельсы. Осовременивали Шенвизский мост и после войны – расширяли, «освежали» само сооружение  и облагораживали прилегающую территорию.

Мокрая Московка

В 19 веке расстояние от поверхности воды  речки до низа ферм металлического Шенвизского моста  составляло 4 метра.  Но это в обычное время, а во время паводков  и максимального разлива реки эта высота уменьшалась сразу вдвое – до двух метров. Возможно, именно поэтому здешнюю Москвку и назвали Мокрой – очень уж сильно она разливалась по весне.

Что же касается названия «Московка», то тут версий несколько.  Кто-то утверждает, что это имя связано со строительством русскими («московскими») Александровской крепости.  Впрочем, свое имя речка поучила еще  задолго до закладки этого форта. Согласно другой версии,  название Московка связано с походами русских войск на крымских татар. А, возможно, реку, шутки ради, окрестили так козаки – как текущую со стороны «Московии», с востока на запад.

Безимени-46

Пивоварная – Чапаева-Ласточкина

Преодолев мост, мы оказываемся на бывшей территории поселка Шенвизе. С севера на юг поселение  некогда пересекала улица Шенвизская. Позже она стала называться Вокзальной, немного в советские времена побыла улицей имени Булганина. А в середине прошлого века влилась в один большой проспект Ленина – теперь Соборный. Но сразу за мостом рекомендую свернуть направо. Хотя бы просто потому что, скорее всего вы никогда в жизни именно здесь не сворачивали.

Многих удивит факт того, что путешествовать по Шенвизе мы начнем на бывшей улице Чапаева. Да-да, никакой путаницы – улица, которая недавно получила имя Николая Ласточкина – первого директора «Радиоприбора – начинается именно у Мокрой Московки.  Она упирается в завод «Автозаз», а потом снова продолжается уже за вокзалом. Во время немецкой оккупации, кстати, улица Чапаева получила весьма неожиданное имя – Петра Чайковского.

Но мне больше по душе ее шенвизско-александровское название. Мужики поймут –  улица называлась Пивоварной. Именно здесь располагались мощности пивоварни Генриха Янцена. Именно она снабжала Александровск и его окрестности хмельным напитком. Открыт пивоваренный заводик был еще в 1866 году и просуществовал почти до самой революции. Варили у Янцена популярные тогда сорта пива – «Мартовское», «Пильзенское», «Венское» и «Портер».

Красивый луг

А пока мы по экс-Пивоварной продвигаемся к перекрестку с бывшей Комсомольской, поговорим немного о названии «Шенвизе» и шенвизцах.  Начнем с последних. Напомним, что называть, населявших наш край, немцами не совсем верно. Да, они говорили на  одном из диалектов немецкого языка, но  свое происхождение вели из других народов. Сегодняшние наши герои – жители Шенвизе являлись представителями фризианского крыла меннонитского движения – менее догматичными в своих взглядах фризами.

Теперь о названии поселка. По-немецки оно пишется так - Schoenwiese. Что на русский можно перевести, как «Красивый Луг». Возможно, на меннонитов-переселенцев произвел впечатление красоты нашего края в конце 18 века. Но есть и более прозаическая версия происхождения названия поселка, основанного в 1797 году. Мол, колонисты дали своему новому месту обитания имя  деревни в Восточной Пруссии – той, откуда они и приехали в Украину.

Безимени-46-1

Дачная-Комсомольская – Серикова

Главная улица Шенвизе, как и в большинстве других меннонитских колоний, располагалась параллельно речке – в нашем случае Мокрой Московке. Еще недавно мы знали эту улочку под названием Комсомольская. Первое же ее историческое имя - Дачная. Улочка, выходя за пределы Шенвизе, превращалась в дорогу ведущую к дачам – владениям знатных жителей края. В 1911 году, наша героиня стала Базарной. В годы немецкой оккупации Комсомольская была Броневой. Прогулявшись вдоль бывшей Дачной-Базарной, можно и сегодня увидеть отличные  примеры меннонитского зодчества.  

Ласточкина, 10

Типичный  для сел Хортицкой колонии строение  можно увидеть  на углу улиц Ласточкина и Серикова (так ныне называется Комсомольская – в честь некогда руководителя завода «Коммунар»): фламандская кладка, красный кирпич, два арочных окошка на фронтоне . Это дом семьи  Фальков.Своеобразный шарм старинному зданию придают арки, которые словно брови нависают над фронтонными окошками. Нынешние его хозяева рассказывают и о необычном внутреннем элементе декора – центр потолка одной из комнат украшен лепниной в виде голубя. (GPS координаты: 47.804483, 35.178405).

Серикова, 3

Недалеко от  семейного гнезда  Фалька можно увидеть еще одну пару кирпичных «бровок» - на фронтоне главного дома усадьбы Гелен Нибур. Архитектурной изюминкой здания можно назвать маленькое полукруглое окошко, которое расположилось сверху традиционного для меннонитской архитектуры дуэта арочных окон. В глубине подворья стоит еще одна небольшая  постройка с нехарактерными для домов колонистов признаками – располагается перпендикулярно улице и имеет на фронтоне лишь одно большое окно.

Владела усадьбой представительница известнейшей на юге Российской империи семьи – Гелен Нибур, дочь основателя династии хлебных королей региона Абрахама Нибура (GPS координаты: 47.804234, 35.179821). 

Серикова, 5

Продвигаясь в сторону проспекта Ленина нельзя пройти мимо усадьбы Юлиуса Сименса, некогда шульца (старосты, мэра) Шенвизе. Подворье из трех домов, по мнению специалистов, напоминает усадьбы Северной Европы. Особенно шикарным является  главный жилой дом  усадьбы, который  стоит вдоль улицы Серикова.

Обратите внимание на комнату, выдающуюся из дома в сторону улицы. Снаружи она подчеркнута особенным деревянным и кирпичным декором, который придает боковому фасаду дома Сименса весьма нарядный вид. Особая изюминка - резной декор крыши над главной комнатой дома. Если приглядеться, то здесь на резной крыше можно разглядеть двух драконов. Такая «живность», согласитесь, в диковинку для нашего края. И, конечно же, обратите внимание, насколько прекрасно сохранился этот резной декор. А ведь дом Сименса построен 105 лет назад!( Координаты: 47.804021, 35.180476)

 Соборный, 11

На углу Серикова и Соборного рассмотрим еще одно здание. Со стороны проспекта Соборное оно 2-этажное, со стороны Серикова – 3-хэтажное. Недавно этот дом обзавелся даже собственной памятной доской. Ее установка – безусловно, прекрасная инициатива. Но, как это часто у нас бывает, не обошлось без ошибок.

Прогулки по Запорожью с Романом Акбашем: гуляем по Шенвизе (фото) - фото 13

Во-первых, табличка самодеятельная - то есть, "неуставного" образца, да и "государственным памятником" дом не является.  Впрочем, это не критично, хуже - остальное.  Во-вторых, это не дом Тавониуса - здание принадлежало меннониту Корнелиусу Губерту. Ему, кстати, могут позавидовать современные педагоги. Долгие годы Губерт был обычным учителем с, можно предположить, хорошей зарплатой. После двух десятков лет преподавательства Корнелиус смог стать успешным предпринимателем – импортировал сельхозтехнику из США и владел прибыльной недвижимостью.

Но вернемся к доходному дому Губерта. Тот самый упомянутый на доске Тавониус, или Вильгельм Тавониус, действительно имел отношение к этому зданию. Он арендовал помещение на первом этаже дома – под аптеку. Жаль, что аптека здесь закрылась всего несколько лет назад. Сейчас она вполне могла бы носить звание самой старой в городе. В каких-нибудь других городах такую «фишку» успешно бы эксплуатировали с пользой и выгодой. У нас пока, увы, все по-другому…

Прогулки по Запорожью с Романом Акбашем: гуляем по Шенвизе (фото) - фото 14

И, конечно же, на памятной доске ее авторы дали серьезного маху с датированием дома. «Начало ХIХ века» - это сразу целая сотня лишних лет к возрасту здания. Кстати, у дома Губерта есть еще своеобразная «фишка». Поговаривают, что здесь, на балконе второго этажа,  во время оккупации держал речь перед запорожцами сам Адольф Гитлер.  

Пока на этом свой рассказ о Шенвизе я и завершу. Но, безусловно, сюда мы еще вернемся –  самое «вкусное» из местной архитектуры оставим на потом. Не пропустите, до новых встреч!

Ожидание новой прогулки можно скоротать, виртуально гуляя по Запорожью нашими старыми маршрутами.

В материале использованы фотографии из архивов групп "Прогулки по Запорожью" и "Атипичное Запорожье", коллаж Дмитрия Онищенко, фото Дмитрия Чепеля и снимок из Государственного Архива Запорожской области.