061 запускает новую рубрику - "Кофе с депутатом". Мы будем встречаться с народными избранниками и задавать им разные вопросы.
Первое интервью мы решили сделать с самым молодым депутатом горсовета - Еленой Сидельниковой. Девушке - 23 года, она работает юристом. В городской совет попала под знаменами партии УКРОП. Нашему изданию Елена рассказала о том, как работала под руководством матери, о разногласиях в демократическом лагере, о своих претензиях к мэру, об отношениях со Станиславом Гришиным и походах в клуб.
- За все время работы в горсовете вам, депутатам-демократам, так и не удалось работать слаженно. В чем проблема?
- Как только мы приступили к исполнению своих полномочий, мы пытались найти общий язык между собой: неоднократно собирались фракциями, пытались обсуждать проекты, планы. К сожалению, депутаты от БПП по своему поведению показывают двухзначную позицию — сложно понять, можно ли им доверять. По голосованиям они неоднократно поддерживали предложения либо «Оппозиционного блока», либо департаментов, которые, как вы понимаете, подчиняются власти. Также голосовали за те проекты, которые не совсем выгодны для города. В этом вопросе камень преткновения в том, что сложно установить, кто действительно настроен демократически, а кто отстаивает лишь свои интересы.
- Проблема только в БПП?
- Наверное, да. С остальными демократическими партиями, представленными в горсовете, у нас есть понимание. Бывают, естественно, разногласия, но во многих вопросах наши мнения сходятся. У нас общее стремление сделать жизнь запорожцев лучше, мы двигаемся по совместному вектору развития. Вместе все депутаты-демократы горсовета разрабатывали регламент, мы боролись за прозрачность и открытость перед жителями Запорожья… Сомнения относительно БПП подтвердились во время голосования за регламент, когда сессия затянулась до 12 часов ночи. Вот там позиция БПП мне абсолютно была непонятна.
- А что тогда произошло?
- С регламентом сложилась очень сложная ситуация. Каждая фракция разрабатывала свой вариант документа. Потом планировалось вынести один из проектов на рассмотрение сессии. Сразу же после первой сессии была создана рабочая группа, которая занималась разработкой регламента. Ее возглавлял Королев (авт. – Олег Королев, «Самопомощь»), а секретарем там была я. В состав группы входили представители всех фракций, поскольку мы планировали вынесли единый целостный документ, который бы устроил все политические силы. Рабочая группа взяла за основу один из регламентов, в него мы вносили все дополнительные правки, предложения, которые предлагала и обсуждала каждая фракция. Процесс создания нового документа длился очень долго.
После этой рабочей группы были созданы первые комиссии. Регламент относится к полномочиям комиссии, секретарем которой я являюсь. Поэтому после того, как документ детально проработала рабочая группа, далее он был передан нам на доработку.
Андрей Согорин (авт. - Андрей Согорин, «БПП-Солидарность», глава комиссии по вопросам депутатской деятельности, регламента, законности, правопорядка и предотвращения коррупции), во время заседаний рабочей группы, не сильно себя проявлял. Когда регламент зашел в профильную комиссию, у него также не было вопросов к проработанному документу.
Последнее заседание нашей комиссии по работе с регламентом прошло успешно – все вопросы были согласованы. Лично у меня были четыре принципиальных момента, которые мы в регламенте не учли, но я на них настаивала. Я вносила эти правки, но их не поддержали. Поэтому я снова вынесла их уже на сессию. Откуда у Согорина появилось такое количество правок, я не знаю.
- Ваш конфликт плавно перешел в Фейсбук. Согорин тогда даже гневный пост написал в ваш адрес. Вы с ним не говорили по этому поводу?
- Я не разговаривала с ним по поводу его высказываний в Фейсбуке. Считаю, что неправильно вести себя так. Он ведь мужчина, сильный пол, служил в АТО. Я его не обижала — не говорила в его сторону никаких замечаний. А он раскритиковал меня за грамотность… Знаете, окончательную редакцию регламента вычитывали только мы с Олегом Королевым. Андрей Согорин как голова комиссии должен был это проконтролировать, но он не брал инициативу в свои руки, поскольку работа и так была сделана за него.
Когда я отправляла ему окончательный вариант регламента, просила его вычитать. Но он, видимо, не захотел этого делать. Да, возможно, я допустила какие-то орфографические ошибки, но это было не насколько критично, чтобы позволять себе называть меня неграмотной.
- Назовите депутатов горсовета, которых вы уважаете. Помимо вашей фракции.
- Ко всем депутатам я отношусь очень уважительно, негативного отношения ни к кому не испытываю. Возможно, в стенах мэрии между депутатами могут возникать какие-то склоки – мы все-таки принадлежим к разным политическим силам, соответственно, у нас разные идеалы. Тем не менее, мы все работаем на благо Запорожья и жителей нашего города.
- Но у вас явная нелюбовь к мэру Запорожья – Владимиру Буряку. Что не так?
- В Фейсбук недавно выложили очень смешное видео. Там маленькая собачка лает на большую: прыгает, гавкает, кусает. Видео подписали так: «Сидельникова на каждой сессии горсовета». Со стороны, возможно, это выглядит так. Я с уважением отношусь к Владимиру Буряку, но есть сугубо рабочие принципиальные вопросы. Я не думаю, что у него на заводе работа была построена точно так же, как сейчас в городском совете. Есть чёткие правила и нормы, их необходимо придерживаться. И конечно, городскому голове нужно выполнять свои обещания. Помните его предвыборную агитацию? Тогда Владимир Буряк обещал назначать директоров КП строго по конкурсу. Сколько у нас людей сегодня получили назначения таким образом? Ответ: ни одного. И вот уже на ближайшей сессии планируется вынесение вопроса о назначении руководителя КП «Запорізька Січ». Увольняют старого, назначают нового. Приходил к нам на комиссию кандидат на эту должность Владимир Рыбальченко. Принесли только резюме и автобиографию. А где же остальные кандидаты? Почему их нет? Почему не проводится конкурс, если в Запорожье много достойных профессионалов своего дела. Как мне сказали, всех журналистов города поставили в известность, но заявок так почему-то никто и не подал. Получается, Рыбальченко — единственный кандидат. Я лично спрашивала у многих журналистов, но они ответили, что вовсе не знали об этой вакансии. В действительности, конкурс городским головой объявлен не был.
В законе есть такая странная ситуация. Назначает директора коммунального предприятия мэр единолично. КП — это собственность территориальной громады, его деятельность контролируют депутаты горсовета, отчитываться руководство предприятия должно также перед депутатами. Увольняет директора КП опять мэр самолично, но всю ответственность за деятельность КП несут депутаты. Я считаю это неправильным. Мы в данной ситуации, грубо говоря, как собрание акционеров: я имею право выбрать того руководителя, который для моего предприятия придумает план развития и заставит его зарабатывать деньги.
Право мэра назначать директоров КП прописано в законе, но, безусловно, можно поспособствовать тому, чтобы все назначения происходили по конкурсу. Сейчас соответствующий проект решения уже пытаются внедрить, но я его еще не видела.
Много жалоб касательно Владимира Буряка я получаю и от жителей своего района. Они хотят прийти на прием к градоначальнику, но попасть туда не могут – их никто ни под каким предлогом не пускает. Зачем это делается? Рассказывал, что он мэр для каждого, а на практике городской голова закрывается в своем кабинете и не общается с жителями Запорожья.
- Вы даже в суд на Буряка подавали. К чему пришли?
- Подать в суд на мэра было совместным решением фракции УКРОП. Мы были крайне недовольны его проведением сессии с серьезными нарушениями. В первой инстанции решение не в нашу пользу. Суд мы не проиграли. Сейчас это заявление находится в апелляции, заседание назначено на 30 марта в Днепропетровске — как раз в день сессии.
В своей деятельности я не раз сталкивалась с Орджоникидзевским судом касательно органов местного самоуправления. Здесь практически невозможно выиграть — судьи боятся вынести решение против действующей власти. Поэтому надеемся, что в апелляции судьи будут на нашей стороне.
- Как вам работается в горсовете в статусе самого молодого депутата?
- Внутри фракции, среди депутатов-«укроповцев», у меня проблем нет. А вот в горсовете не совсем комфортно. Особенно на сессии, когда я слышу сзади крики Нины Гурской (авт. – депутат от «Оппозиционного блока») «Закрой свой рот, давай работать». То, что я младше её, не дает ей права разговаривать со мной в таком тоне, подобное поведение – не корректно.
И, конечно, ранее упомянутый мэр. Мне кажется, он не воспринимает меня всерьез, хотя я не анекдоты ему рассказываю, а выполняю свою непосредственную работу и прошу его трудиться эффективно и в рамках закона. Его реакция на мои просьбы-вопросы-обращения странная - «моя ти радість». Может, ему это кажется милым, но в здании городского совета, где каждый из нас усердно работает, я считаю это лишним.
- Какими решениями горсовета вы можете гордиться?
- Гордиться можно заслугами нашей фракции. Депутаты-«укроповцы» очень активно и эффективно работают в комиссиях, на округах. Достижение нашей фракции – бесплатное питание для детей участников АТО. Также победа касательно признания ДНР/ЛНР агрессорами. Демократические фракции в этом вопросе смогли объединиться. Очень много важных решений будут выноситься на эту сессию. Проекты касаются развития инфраструктуры города. Обидно, что депутаты не поддержали ни один из моих проектов, например, по уменьшению для населения цен на тепло, ведь это один из самых острых вопросов для запорожцев. Тот факт, что полностью обновился состав горсовета – одна из причин непонимания депутатов. Люди новые, только учимся договариваться и приходить к единому мнению.
- Расскажите о своем прошлом. До депутатства вы работали юристом в фирме семьи Андрея Гамова «ТАТА»?
- Очень короткий промежуток времени. В основном, я работала в международной юридической фирме «Ярослав Гришин и Партнёры».
- Это сейчас. А когда вы баллотировались в горсовет, вашим местом работы была «ТАТА»?
- Да. Я работала юристом там и параллельно у Гришина. По совместительству.
- Кто был вашим начальником на фирме «ТАТА»?
- Лариса Викторовна Сидельникова.
- Ваша мама?
- Да.
- Почему вы ушли с предприятия?
- Нужно развиваться как-то. Там я была штатным юристом на предприятии. Сейчас у меня шире круг интересов в профессиональном плане.
- С политикой руководителя фирмы «ТАТА» вы знакомы?
- В то время я не была в политике вообще. Во времена «Сильной Украины», мне было лет 19. Я тогда еще училась и не интересовалась этими вопросами. Свои силы решила попробовать чуть позже, под знаменами «Укропа».
- Ваша бывшая соратница Татьяна Ковылина в интервью нашему изданию заявила, что вы попали в УКРОП фактически через постель…
- Я предвидела, что будет этот вопрос. Во-первых, о комментариях Татьяны Николаевны. Когда она пришла к нам в УКРОП, я уже состояла в этой партии. Поскольку я работала с Ярославом дольше. Её слова меня немножко повергли в шок, потому что от взрослого человека я таких высказываний не ожидала. Безусловно, она может говорить все, что хочет, но свои слова нужно подтверждать. Если у нее есть конкретные факты подтверждения своим словам, пусть она их обнародует.
Брат Ярослава Гришина Станислав помогал мне проводить предвыборные встречи. Но он был не единственным человеком — у нас была целая команда единомышленников. Татьяне Николаевне, он также помогал на её округе. Но и одной совместной встречи с избирателями у меня с ней не было, поэтому я не знаю, с чего она взяла, что я по её словам «не открывала рот». Лично я днями стояла в палатке, общалась со своими избирателями, помогала им решать многие проблемы. Многие на округе были приятно удивлены задать вопросы кандидату лично.
- Расскажите о своих родителях. Кем они работают?
- Папа сейчас служит в Бердянске - в погранвойсках. Его призвали в прошлом году. Там более-менее все спокойно, но все равно страшно. Мама у меня работает на предприятии. Так случилось, что, когда я была маленькая, мои родители развелись. У каждого из них теперь своя семья. У меня есть отчим и мачеха, я к ним хорошо отношусь — они мне как вторые родители. У нас полное взаимопонимание, никаких конфликтов.
- Свою семью создавать не планируете еще?
- Замуж пока не собираюсь — с этим сложно, много работы, времени в сутках не хватает. О замужестве пока совсем не думаю.
- Как проходит ваш типичный день?
- Просыпаюсь в семь утра, еду на работу. Если есть комиссия в горсовете, то еду туда. Обычно, мой рабочий день заканчивается в 8-9 часов вечера, потом - домой.
- А выходные?
- Выходные я стараюсь проводить со своими друзьями. У меня много замужних подружек, у них появились детки, но мы стараемся встречаться и общаться.
- В ночные клубы ходите?
- Хожу, но очень редко.
- Вас там не узнают?
- Слава Богу, нет. Если в клубах меня начнут узнавать, все мои походы туда прекратятся.
- Ваши политические амбиции: кем вы себя видите через 10 лет?
- Раньше в политике я себя не видела вообще. Но сейчас мне нравится эта деятельность, я получаю приятные результаты, пытаюсь максимально помогать людям. Когда я раньше смотрела на депутатов по телевизору, думала это проще простого. На самом деле, это сложная работа. У меня определённое внутреннее желание сломать систему и сделать этот мир значительно лучше. Поэтому, чтобы это удалось воплотить в жизнь, хотелось бы лет через десять подняться куда-то выше.
- Например? Вы хотите стать мэром, директором КП, нардепом или президентом?
- Мэром и директором КП нет, но вот попасть в Верховную Раду было бы не плохо. Те люди, которые туда прошли, почему-то забывают о своих местных проблемах. Занимаются только своими амбициями и интересами.
- Если этой осенью будут выборы, вы будете баллотироваться?
- Думаю, в Верховную Раду мне еще рано. Попробовать, конечно, можно, но я знаю точно, что в горсовете мне предстоит еще реализовать многое задуманное.