Прогулки по Запорожью с Романом Акбашем: продолжаем гулять вокруг площади Свободы

Виртуальная экскурсия  от 061: дом Хазана, градоначальник-грек и первая леди СССР

Привет всем «прогульщикам»! Неделю назад мы начали прогуливаться в окрестностях площади Свободы. Казалось бы, прошли совсем немного, но рассказать пришлось многое. Причем, даже не все, что хотелось  – продолжим сегодня. В путь!

"Пусто место"

Пересекаем улицу Днепровскую (по ней мы прогуливались здесь) и попадаем к месту, где когда-то стоял памятник Дзержинскому. И о нем  как-то уже приходилось подробно рассказывать, но монумент Феликсу уже история, поэтому стоит напомнить. Памятник здесь торжественно открыли 20 декабря 1977 года. Аккурат в 60-ю годовщину со дня создания ВЧК - Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Именно эта организация и стала прародительницей органов советской госбезопасности – ГПУ, ОГПУ, НКВД, МГБ и, конечно же, КГБ. Как раз  руководители местного управления комитета госбезопасности и стали инициатором установки на площади Свободы памятника Дзержинскому – отцу-основателю и первому руководителю ВЧК.

Памятник почему-то создавали в спешке – еще  в апреле 77-го в местной прессе запорожские «чекисты» только мечтали о памятнике Железному Феликсу на одной из центральных площадей города. Мечту сотрудников КГБ воплотил в граните  скульптор Николай Соболь. Кстати, он же создал девятью годами ранее и памятник «Героическая молодость» (в народе «Тревожная молодость» и «Фантомас»). Отвлекаясь от темы, замечу, вот-вот в Запорожье останется только один серьезный памятник работы Николая Соболя. Какой? Попытайтесь угадать в комментариях, и чур без Гугла!

Вернемся к гранитном Феликсу. Кстати, он мог бы быть и бронзовым. Был и такой вариант у конкурентов Соболя. Но победил «соболевский» - «светлый образ Дзержинского в светлом граните». Этот немалых размеров образ скульптор вырубил из камня всего лишь за два с половиной месяца. За что и получил, как вспоминал  в интервью уже на закате СССР, золотые часы к 100-летию Дзержинского, юбилейную настольную медаль и право на внеочередное приобретение автомобиля «Волга». Свое 40-летие запорожский Феликс отметит уже по другому адресу - совсем недавно памятник был демонтирован.

Прогулки по Запорожью:с Романом Акбашем: продолжаем гулять вокруг площади Свободы (фото) - фото 1


Сквер на месте квартала

Во время прошлой прогулки мы говорили о том, что в александровские времена площадь Свободы называлась Пушкинской, еще раньше – Качельной. Стоит заметить, что эти топонимы могут относиться только к той части площади, по которой мы уже прогулялись. Сейчас же путешествуем по бывшему жилому кварталу Александровска. Частную застройку здесь начали сносить в первой половине 70-х годов прошлого века. Сквер же на этом месте разбили в 1974 году. Тогда это место выглядело вот так:

Прогулки по Запорожью:с Романом Акбашем: продолжаем гулять вокруг площади Свободы (фото) - фото 2

Градоначальник Николай Демочани

Но вернемся во времена Александровска. Самым известным обитателем квартала, который ныне занимает сквер Пограничников, пожалуй, можно назвать Николая Николаевича Демочани – некогда городского голову Александровска.  Грек Демочани прибыл в наш город из Мариуполя где-то на рубеже 60-70-х годов 19 века. Отдельно стоит отметить его благосостояние. Дом коллежского секретаря городская комиссия оценивала в 2500 рублей. Согласно иследованиям известного запорожского краеведа и историка Анатолия Карагодина, эта оценка в 20-30 раз превышала стоимость основных домовладений Александровска! Так что, можно себе представить этот «домик».

Но поговорим и вкладе Демочане в историю города. Во времена его «мэрства» (а длилось оно 6 лет) началось активное благоустройство Александровска. Вот что пишет об этом еще одного видный знаток дореволюционной истории нашего города Валерия Стойчева:

«При нем (Демочани) были построены два новых моста через речки Мокрая Московка и Кривая, началось  замощение городских улиц. В 1875 году вымощена часть Почтовой улицы от моста через Мокрую Московку до Базарной и Церковной площадей… Проведены мостовые, окружающие Базарную площадь. Начата постройка здания для помещения Городской Думы, мещанской Управы».

Стоит отметить, что  в феврале текущего года имя Николая Демочани могло попасть на карту Запорожья. Но не попало – фамилию бывшего градоначальника в качестве нового названия улицы Дробязко депутаты горсовета «забраковали», предпочли топоним «Малиновая».


Дом Хазана

Проходим мимо памятника пограничникам. Сознательно – подобные современные монументы даже не хочется обсуждать. Ну почему бы, например, было не уважить запорожских «погранцов» скульптурой легендарного земляка-пограничника Карацупы на пару с его верным Индусом? Впрочем, поздно, пробежали…  К дому на углу Тургенева(№38) и Почтовой (экс-Горького).

В Александровске на углу Тургеневской и Екатеринославской располагалась усадьба предпринимателя Хазана. Дом, который перед нами — это ее часть. Он построен в конце 19 века и был еще достроен перед Первой мировой войны. Домом Хазана это здание называли еще спустя много лет после революции. Отдельные старожилы города, кстати, называют его именно так до сих пор.

«Первая леди СССР»

Самой известной жительницей этого дома, пожалуй, была Перл Карповская. Уроженка Полог в свое время была и александровчанкой, а в историю вошла под именем Полина Жемчужина. Активная большевичка, как это было популярно, сменила свое имя на волне революции  и последовших следом событий. Партийной кличкой активистки стало слово «Жемчужина». Именно так в переводе звучало имя девушки еврейского происхождения — Перл.

Наш город стал для Полины-Перл стартовой площадкой ее головокружительной карьеры. В самом начале 20-х годов прошлого века  Перл Соломоновна Карповская уже под именем Полины Семеновны Жемчужиной заведовала женским отделом Александровского (Запорожского) губкома компартии, была депутатом городского совета первого созыва. Примерно в это же время состоялось решающая для всей жизни Полины встреча. По легенде, черноволосую Жемчужину среди моря «красных косынок» - участниц Первого женского конгресса в Москве приметил ни кто иной, как секретарь ЦК ВКП (Б) Вячеслав Молотов. Назад на работу в Запорожье  Полина уже не вернулась. Уже в 1921-м запорожская большевичка связала себя узами брака с Молотовым.

То ли благодаря мужу, то ли - своим личным качествам, но карьера у нашей землячки была блестящей. Представьте себе, что  в разные годы она в масштабах страны руководила производством текстиля, пищевой промышленностью, парфюмерной отраслью и даже рыбной промышленностью. Говорят, что именно она убедила Сталина в том, что необходимо всячески развивать парфюмерно-косметическую промышленность в СССР.  Донесла до «отца народов» мысль о том, что советская женщина нуждается не только в мыле, но и в духах и косметике.  По партийной линии Полина Семеновна добралсь до статуса кандидата в члены ЦК ВКП (Б), а после самоубийства супруги Сталина и своей подруги Надежды Алилуевой фактически стала «первой леди» СССР.  Ведь Вячеслав Молотов уже был вторым человеком государства - руководил правительством.

Впрочем, судьба нашей землячки имело неожиданное (а может для тех лет и наоборот) развитие. В 1948 году заслуженная и орденоносная (имела ордена Ленина, Красной Звезды, Отечественной войны, «Трудового Красного знамени», «Знак почета») супруга Молотова была исключена из партии, позже арестована и отправлена на 5 лет в ссылку в Казахстан — за «преступную связь с еврейскими националистами». Одну из самых известных «кремлевских жен» видный супруг от этой участи не спас, хотя якобы и пытался. Полина Жемчужина была освобождена на следующий же день после похорон Сталина. При этом, до последних своих дней она оставалась убежденной большевичкой и ярой сталинисткой. Так, утверждают, что приговор себе она встретила словами «Как правительство решило, так и будет», а Светлане Алилуевой, дочери Сталина, она уже в середине 60-х сказала следующее: «Твой отец - гений. Он уничтожил в нашей стране пятую колонну...»

Синагога портных

Кстати, в свете рассказа о Перл Карповской, хочется вспомнить еще и такой факт. Первой нашей землячкой пробившейся в орган городской власти стала также еврейка — Дора Кантер. В июле 1917 года Дора была избрана депутатом Городской думы. Стоит отметить, что компанию ей тогда составили еще 14 представителей еврейской общины города. Всего же в том местном парламенте было 37 «кресел».

Такую статистику привожу неслучайно — мы по улице Тургенева подходим к синагоге. Еще недавно она была единственной в Запорожье, а в Александровске официально даже не носила такого статуса — здесь располагался просто иудейский молитвенный дом. Хотя в народе его все равно называли «синагогой портных» (или «синагогой ремесленников»), согласно цеховой принадлежности большинства его посетителей. В чертах здания, кстати, опытный глаз вполне опознает черты культовых сооружений еврейского народа. А вообще сооружение является одним из самых старых в городе — построено еще в 1888 году.

Кстати, далеко не все знают, что Александровск вполне мог бы претендовать на звание еврейского городка. Он находился в так называемой черте оседлости, то есть был городом Российской империи в котором могли селиться и заниматься своим делом евреи. И они активно это делали. Приведем очень показательную статистику первой переписи населения Российской империи. Из 18 849 жителей Александровска в 1897 году язык обозначенный, как «еврейский» (вероятно, идиш) назвали родным 5200 горожан — почти 28% от всего населения. Кстати, впереди оказались только украиноязычные (родной - «малорусский» - почти 43%. А вот носителей «великорусского» евреи обошли — русский язык родным в 1897 году считали 24,76 % жителей Александровска (4667 человек).

Пожалуй, на этом сегодняшнюю прогулку и завершим — дабы объем информации был не слишком огромным. Хотя в окрестностях площади Свободы есть еще о чем рассказать. Значит будет повод дополнить кое-чем интересным наши следующие виртуальные экскурсии. Не переключайтесь, до новых встреч на улицах любимого города!

Использованы материалы и фотографии группы "Атипичное Запорожье", сайта "Ретро Запорожье.

Все предыдущие выпуски рубрики можно почитать здесь.