Виртуальная экскурсия от 061: космонавт №3, первый троллейбус и Татарский двор
Друзья, 061 приглашает вас на новую прогулку по любимому городу. Сегодня не будем много ходить – послушаем истории, на которые вдохновляют окрестности лишь одного перекрестка. Будем прогуливаться на пересечении проспекта Металлургов и улицы Богдана Хмельницкого.
«Космонавт №3»
И так, перекресток Металлургов и Богдана Хмельницкого. С одной стороны проспекта здесь располагается гимназия, с другой – послевоенный красивый дом с надстройкой-башенкой. Начнем с гимназии. СШ№50 закончили много достойных людей. Вспомним, пожалуй, самых известных из них.
Откроем рассказ Григорием Нелюбовым. Еще, будучи учеником 9-го класса вот этой самой 50-й школы, Гриша Нелюбов поступил в Запорожский аэроклуб. Учебу здесь, налетав 50 часов, молодой запорожец завершил в 1954 году. Затем было авиационное училище, выпуск с отличием и служба в морской авиации. Вершина карьеры – подготовка к первому пилотируемому космическому полету. Да-да, запорожец имел шансы стать первопроходцем космоса, был одним из шести членов первого отряда космонавтов. Более того, Нелюбов вошел в тройку основных претендентов на звание первого человека в космосе – наряду с Юрием Гагариным и Германом Титовым. Впрочем, выбор пал не на него.
12 апреля 1961 года запорожец выполнял обязанности второго дублера Юрия Гагарина. По легендам, Григория подвела фамилия. Мол, просматривая досье членов первого отряда, Никита Хрущев заявил, что потенциальный народный герой не может носить фамилию Нелюбов. «Вот если бы он был Любовым...”, - якобы сказал тогда генсек ЦК КПСС.
Увы, имея хорошие шансы полететь в космос, запорожец так и остался лишь одним из главных претендентов на второй и третий космический полет… Имея удостоверение космонавта №3 Нелюбов так никогда и не попал в космос. В 1963 году нелепая стычка трех членов отряда космонавтов с патрулем в привокзальном буфете, в которой Нелюбов фактически был лишь свидетелем, поставила крест на космической карьере запорожца.
После отчисления из отряда космонавтов он продолжил службу в ВВС на Дальнем Востоке. А через три года – в 1966 году – наш земляк погиб под колесами поезда. Многие факты говорят о том, что это было самоубийство. Невзирая на то что, Григорий Нелюбов был похоронен на кладбище села Михайловка в Приморском крае, его могила есть и на Капустяном кладбище Запорожья. Здесь похоронены запёкшаяся кровь с места гибели Нелюбова, осколки костей, земля с настоящей могилы и вещи Григория Григорьевича.
Игорь Фесуненко и Иван Гутник-Залужный
Совсем недавно ушел из жизни еще один выдающийся выпускник 50-й школы. В 1950-м году отсюда выпустился Игорь Фесуненко. Немногие молодые запорожцы поймут о ком речь, а вот те, что постарше - вспомнят обязательно.
Игорь Фесуненко – один из самых известных советских журналистов - международников. Любовь телезрителей он завоевал своими репортажами из стран Южной Америки. На Центральном телевидении Игорь Сергеевич работал политическим обозревателем и ведущим таких передач как «Международная панорама», «Время», «Сегодня в мире», «Камера смотрит в мир». К тому же, Фесуненко и автор нескольких бестселлеров о футболе – «Пеле, Гарринча и футбол», «Чаша Мараканы», «Бразилия, футбол, торсида», «Бразильский футбол: до и после Пеле»… Увы, 28 апреля этого года Игорь Сергеевич ушел из жизни. Похоронен в Москве.
Памятный знак о еще одном выпускнике 50-й школы-гимназии появился на фасаде учебного заведения в мае прошлого года. Речь о мемориальной доске в честь лейтенаната Ивана Гутника-Залужного. 10 августа 2014 года 23-летний командир взвода погиб на востоке нашей страны. Иван первым заметил подкрадывающихся к лагерю своего подразделения сепаратистов и открыл огонь, прикрывая сослуживцев. В том бою ценой собственной жизни наш земляк спас полсотни своих побратимов.
Улица Богдана Хмельницкого
А теперь немного поговорим о самой улице Богдана Хмельницкого. С этим городским топонимом связан один весьма распространенный миф. Дескать улица в честь Богдана Хмельницкого появилась на карте Запорожье только с подачи гитлеровцев и до сих пор продолжает носить то имя, которое получило от оккупационных властей.
На самом деле это не так – знаменитый гетман был увековечен на карте города еще во времена Александровска. А имя Хмельницкого во время немецкой оккупации было возвращено той самой александровской улочке, в советские времена получившей имя Фрунзе. На Шестом же поселке улица имени Богдана Хмельницкого появилась только в 1954 году – по случаю празднования 300-летия Переяславского договора. До войны она была улицей 12 декабря - в этот день в 1937 году прошли первые после принятия сталинской конституции выборы в Верховный Совет СССР. Естественно, такое название фельдкомендатура Запорожья в 1941 году решила поменять – тогда наша героиня стала Металлургической.
О первой «декоммунизации»
Кстати, переименования улиц Запорожья в 1941 году заслуживают отдельного рассказа. Воспользуемся случаем и поговорим об этом. Оккупационная «декоммунизация» нашего города имела ряд характерных признаков. Во-первых, большинству улиц вернули дореволюционные названия. Не уважили разве что бывшую Екатеринославскую – улице Горького присвоили имя Панаса Мирного (ныне Почтовая).
Впрочем, это еще один тренд переименований времен оккупации – многие улицы получили названия с украинским колоритом. В 1941-м в Запорожье впервые появились улицы Ивана Сирко (Алюминиевая), Петлюры (Лассаля), Полуботка (Передовая), Наливайко (Слепнева, сейчас Нижняя), Петра Дорошенко (Шахматная), Тараса Бульбы (Маяковского, ныне Мечникова), Гайдамацька (Ляпидевского) и даже Майданная (Октябрьская). Улица Котовского стала Котляревского, Депутатская – Бунчужной, Демократическая – Национальной, а Червонопрапорна на Зеленом Яру… Жовтосиньою!
Случились и весьма забавные примеры переименований. Словно поиронизировали в городской управе над названием улицы Интернациональной – обозвали Резиновой. Едко прошлись по Челюскинцам – переименовали в Ледовую. Будто поюморили над Коммунальной, Профинтерна, Международной и Степана Разина – сделали соответственно Первобытной, Шуточной, Мечтательной и Сказочной. И будто предчувствовали – Партизанскую нарекли… Неспокойной!
От Орджоникидзе до Сталина, через Шевченко
Переписали в 41-м и карту Шестого поселка. Гордость запорожских физкультурников – улица Спортивная (ныне Лобановского) – стала страшным сном духовенства московского патриархата – улицей Ивана Мазепы. Улицу Парковую (экс-Леонова, ныне Парковый бульвар) сменила Гетьманская, а Одессскую – Хортицкий переулок. Обзавелся Шестой поселок в годы оккупации и немецким колоритом - улицами Гете (Кагановича, ныне Трегубенко), Штрауса (Добролюбова) и Шиллера (Коминтерна, ныне не существует).
А вот проспект Металлургов во врем войны носил имя Тараса Шевченко. До нее и чуть после был Аллеей Энтузиастов имени Серго Орджоникидзе. А еще 12 лет своей истории проспект прожил под именем Сталина – с 1949 по 1961 годы.
Первый троллейбус
Кстати, в том же 1949-м, по случаю юбилея Сталина, по будущему проспекту Металлургов промчал первый городской троллейбус. Одной из конечных премьерного маршрута как раз и стал перекресток улицы 12 декабря (напомню, ныне Богдана Хмельницкого) и проспекта Сталина.
Первый запорожский троллейбус вышел на маршрут 22 декабря 1949 года. Вернее, машин было сразу шесть. Все – модели «МТБ-82Д». Новехонькие машины с фактически деревянными корпусами сверкали эмалью и хромом: синий «низ», желтый «верх».
Первые троллейбусы бегали между проходной "Запорожстали" (на территории комбината располагался и первый троллейбусный парк) и улицей 12 декабря. Это 6,3 км в одну сторону. На «борт» каждый из первых городских троллейбусов мог взять 38 пассажиров – это, если все ехали бы сидя. Но в салон «вбивается» и до сотни человек. Запорожцы через газеты тогда даже жаловались: «Трудно влезть в троллейбус на конечной «Ул. 12 декабря»- давка и толкотня, а попасть в транспорт на обычных остановках невозможно».
На фото сверху: митинг по случаю запуска первого городского троллейбуса, 1949 год
На фото снизу: Одни из первых запорожских троллейбусов на проспекте Сталина (будущий проспект Металлургов)
На фото сверху: троллейбусы маршрута №1 на запорожском проспекте Сталина (будущий проспект Металлургов)
Татарский двор
Нам «давка и толкотня» не грозит, продолжаем гулять пешком. Через проспект от 50-й школы располагается красивый дом с большим двором. Не многие современные запорожцы знают, что этот двор имеет собственное название. Долгие годы его называли «Татарским двором». Название это укоренилось после войны, когда наш город остраивался.
На восстановлениие Днепрогэса и промкомплекса тогда трудились и прибывшие с Повольжья татары. После восстановительных работ они остались жить и трудиться в Запорожье. Очень много татарских семей как раз и получили квартиры в домах квартала между улицами Хмельницкого, Металлургов и Верхней. Отсюда и народное название двора. По аналогичному принципу свои названия получили и так называемые «Русские дворы» - в районах улиц Мира и Лермонтова.
За спиной у запорожанки на фото - дом по нынешнему адресу Металлургов, 21 и перекресток современных Металлургов и Хмельницкого
Восьмой квартал
Квартал огромного Татарского двора сейчас застроен послевоенными домами. Здесь многое выполнено в традициях сталинского ампир: башенка, колонны, лепнина, и свои «ворота» - помпезный вход-въезд во двор. А вот квартал напротив, по ту сторону Улицы Богдана Хмельницкого – является ярким образцом довоенной архитектуры. Той самой, которой изначально, в конце 20-х годов прошлого века, начали застраивать тогдашнюю голую степь недалеко от Днепра. Именно здесь – в 8-м квартале - можно пока еще увидеть каким архитекторы изначально видели Шестой поселок.
Квартал преимущественно застроен типичными конструктивистскими жилыми домами – эдакими строгими строчками трехэтажных «брусочков». Эти здания напрочь лишены пафоса и излишеств, вычурности и украшений – простые и максимально функциональные. Конструктивисты отбрасывали любое заимствование из архитектурного наследия прошлых эпох. Художественной выразительности своих сооружений они достигали, играя на контрастах – гладких стен с большими застекленными площадями, широких горизонталей окон с узкими вертикалями стекол лестничных клеток. Это сейчас здешние дома могут показаться кому-то достаточно скучными и скромными, а в 20-е-30-е годы прошлого века они были, что называется, в авангарде мировой архитектуры.
«Здания в большинстве своем самые современные…», - писал об этих домах в начале 30-х годов посол США в СССР Джозеф Дэвис. «Он не похож на Москву. Он не похож на Нью-Йорк. Он похож сразу на парк и фабрику. Прямоугольные с широкими стеклами здания, как будто освещаются зелеными кострами деревьев…», - свидетельствуют журналисты-очевидцы тех лет.
Шутка ли – согласно замыслу проектировщиков под зеленые насаждения в этом «городе-саде» отводилось не менее 50% территории (под сами дома - не более 20%). Поэтому и диковинные по тем временам плоские крыши местных зданий тоже должны были стать своеобразными цветочными клумбами или зелеными уголками.
И, кстати, обратите внимание, гуляя по 8 кварталу Шестого поселка – дома здесь только похожи друг на друга, но если присмотреться, то они все разные. И стоит еще отметить – один такой дом здесь возводили за 16 рабочих дней!
Пожалуй, на этом экскурсе в историю мы и завершим нашу сегодняшнюю прогулку. Но путешествие в историю Шестого поселка мы обязательно с вами еще продолжим. Здесь есть еще, о чем рассказать и на что посмотреть. Не переключайтесь, до новых встреч!
При подготовке материала использованы фотографии группы "Атипичное Запорожье", сайта "Ретро Запорожье", личного архива автора и семейного архива Дениса Игнатова.
Читайте также: