Мы продолжаем ходить на кофе с депутатами Запорожского городского совета. На этой неделе встречались с Катериной Констаниновой - представительницей "Укропа". Она рассказала об атмосфере в своей комиссии, об отличиях нашего горсовета от львовского, о мечте стать нардепом и разногласиях с городской властью.
Досье: Катерине Константиновой 26 лет, работает юристом. В горсовет прошла под знаменами "Укропа", состоит в комиссии по вопросам регуляторной политики, развития предпринимательства, торговли, услуг и защиты прав потребителей. Не замужем, детей нет.
- Почему вы решили идти в депутаты?
- Я где-то около года до этого стала работать с местной властью, меня довели до белого каления, и я поняла, что, если я туда не приду, у нас ничего не поменяется.
- С кем из местной власти вы работали?
С управлением архитектуры.
- В чем заключалось ваше сотрудничество?
- Я обслуживаю юрлица и ЧПшников. Они тоже получают разрешения, согласовывают проекты, получают паспорта привязки. Мы не могли получить или согласовать документы, хоть у нас было все в порядке.
- А почему именно с «Укропом» пошли в горсовет?
- Я вообще не сильно интересовалась политикой, как юрист больше работала с государственными органами и органами местного самоуправления – какие там есть партии, мне было абсолютно все равно. Я посмотрела интервью с Ярославом Гришиным и поняла, что все, что он говорит, мне импонирует. Плюс «Укроп» - молодая партия и туда шли новые люди. У меня была возможность пройти в горсовет с другой партией, но за это нужно было платить определенную сумму денег.
- Например, с какими партиями вы могли бы пройти в горсовет за деньги?
- Я не могу этого сказать.
- Ваша коллега Елена Сидельникова в интервью нам говорила, что слышит упреки в своей молодости от депутатов горсовета. Вы ненамного старше ее. Как у вас обстоят дела с этим?
- Безусловно, я тоже «страдаю» от молодости. Особенно, в моей комиссии. Мы периодически ругаемся, потому что мне не дают задавать вопросы. Большинство проектов у нас полноценно не рассматриваются, комиссия проходит быстро, без обсуждений. Я ругаюсь, но большая часть людей говорит: «Давайте голосовать, и мы уходим!». После своей комиссии я прихожу на «бюджетку» - там все по-другому: серьезно подходят к рассмотрению вопросов и больше уважают мое право задавать вопросы.
- Слышала, что вы в марте ездили во Львов на тренинги. Чему вас там учили?
- Это был обмен опытом с Львовским городским советом. Нам рассказывали, как работает горсовет Львова, организовывали тренинги, выступал Солонтай и Осипов – эксперты института политического образования.
- Можете назвать отличия между Львовским горсоветом и Запорожским?
- Львовский горсовет принципиально открытый. Хотя, конечно, там тоже не все гладко – сейчас, например, с мэром у них проблемы и конфликты. Но сам горсовет принципиально открытый – у них нет охранников на входе, люди могут просто зайти в здание. Когда мы приезжали во Львов, проходил чемпионат мира по шахматам. Прям перед горсоветом у них есть площадка – там выставляли пластиковые шахматы. Уютное впечатление сложилось: все затишно - як для людей. Там очень аккуратно – все по-европейски, ухожено. У людей отношение к чиновникам другое – они приходят как к себе домой, кричат на сессиях. У нас не такие активные люди, иногда приходится зазывать.
- На сайте мэрии в вашей биографии указано, что вы – автор антикоррупционных законопроектов…
- Антикоррупционного законопроекта – одного. Это законопроект о внесении изменений в разрешительную систему в сфере хозяйственной деятельности. Органы государственной власти, когда выдают разрешения, не имеют права отказывать миллион раз и без причины. У нас сейчас так: когда приходит субъект предпринимательства, ему могут отказать один-два-пять раз и постоянно называть новую причину отказа. Главный смысл этого законопроекта заключался в том, чтобы государственный орган указывал весь перечень причин отказа, и чтобы он больше не имел права отказывать. Этот законопроект не приняли, а отправили на доработку. Мне его на доработку не дали, потому что его не приняли бы даже после нее. Такие законопроекты не выгодны власти.
- С каким депутатом Верховной рады вы сотрудничали?
- Я работала с Игорем Артюшенко (нардеп фракции партия «Блок Петра Порошенко - «Солидарность», - 061). В принципе, из двух законопроектов, которые Артюшенко подал за свою депутатскую деятельность, один мой. Второй – за введение уголовной ответственности за то, что люди отрицают, что Россия агрессор. У меня есть еще около 40 законопроектов, которые ждут своего часа и политической воли.
- Вы хотите стать нардепом?
- Да, я очень хочу стать народным депутатом.
- Если осенью будут выборы, вы будете баллотироваться?
- Этой осенью у нас уже определены депутаты от «Укропа», которые будут баллотироваться в Верховную раду. К сожалению, сейчас это очень дорого. Пока что я не зарабатываю столько, чтобы заплатить за свою баллотирование – избирательная кампания стоит больших денег.
- А кто будет баллотироваться от «Укропа» в Верховную раду?
- Пусть это лучше руководство озвучит.
- Как на местном уровне бороться с коррупцией?
- Изменением в типовой устав. Кусок из моего законопроекта появится в типовом уставе, я надеюсь. Если у людей будет желание разбираться в этом всем, то они могут пользоваться этими изменениями. Я так понимаю, что самый главный недостаток – это незнание. Я как юрист, обслуживающий два предприятия и пару десятков ЧПшников, не знала всех проектов решений и всех возможностей, которые дают органы местного самоуправления. На самом деле, у людей безграничное влияние на местную власть при желании. Но желания нет и знаний, соответственно, тоже.
- Можете назвать пять врагов антикоррупционной деятельности в Запорожье?
- Я не могу сказать, что кто-то мешает нашим людям бороться с коррупцией. У наших людей нет желания бороться с коррупцией. Сколько бы ни было принято антикоррупционных законопроектов, и какие бы решение не были приняты на местном уровне, если человек хочет давать взятки – коррупция у нас будет всегда. Даже у простых людей логика: все берут – и я буду брать, все дают – и я буду давать.
- Как с этим бороться?
- Менять сознание людей, воспитывать самого себя. Например, у меня на округе частный сектор. Я решила выделить материальную помощь поквартально, хочу, чтобы люди собрались и решили, на что они хотят потратить деньги. Знаете, как-то люди не собираются. Я уже за ними бегаю, говорю: «Я вам денег дам!», в большинстве случаев реакции – ноль. Я хочу, чтобы даже выделение материальной помощи было открыто и прозрачно, чтобы никто не мог упрекнуть меня, что я не так потратила какую-то копейку.
- Как можете охарактеризовать городскую власть?
- Закрытая.
- Назовите три минуса и три плюса нынешней власти.
- Закрытая, непрозрачная и никого не слушает. Из плюсов – они действительно профессионалы, как ни крути.
- Вы с ними находите общий язык?
- Да, есть точки соприкосновения. Но проблема в том, что команда Буряка постоянно врет. Они вроде прислушивается к нашему мнению, но все равно делают по-своему.
Например, видение инвестиционной привлекательности Запорожья. Я вхожу в рабочую группу, которая будет сейчас писать стратегию развития города Запорожья, малого и среднего бизнеса. Говорю свои предложения, со мной соглашаются, но потом поступают, как захотят. Марченко (Марк Марченко — гендиректор Infotek, - 061) из городского бюджета на проведение IT форума выделено 300 тысяч гривен. Я подавала на сессии правки, но их не учли. Я ничего не имею против «Самопомощи», просто возмутительно, что 300 тысяч на проведение IT форума выделили Марченко, который в прошлом году даже нормальной отчетности не предоставил по этому поводу. Ни Марченко, ни управление по развитию предпринимательства не могут нормально сказать, сколько человек было, кому выдали приглашения. 4 июня в Запорожье прошел ІТ форум – айтишники самоорганизовались в «Козак палаце» и провели бесплатный форум, без привлечения 300 тысяч гривен из бюджета города. Это показательно, а то, что делает Марченко, просто верный способ освоить деньги.
- Недавно видела на Work.ua, что вы ищете себе помощника. Много резюме уже прислали?
- Я удивилась – 68 человек прислали резюме. На днях встречалась с молодым человеком – он будет моим помощником. В данный момент у меня есть четыре помощника – Виктория Чикалова, Александр Чубукин, Антон Курмелев и Никита Кравченко. В ближайшее время я собираюсь поменять двоих помощников - Чубукина и Курмелева. Сейчас ищу людей, которые будут помогать мне при написании депутатских запросов – я сама не успеваю. Человека можно мотивировать хотя бы корочкой помощника депутата.
- То есть, сейчас у вас свободны еще две вакансии. Что нужно для того, чтобы стать вашим помощником?
- Надо быть порядочным. Главное, чтобы я могла доверять человеку. Также он должен быть образованным – умел составлять грамотно запросы. Еще в команду хочу человека экономиста или финансиста, чтобы можно было разбираться в финансовой части проектов решений. Не против видеть и журналиста-расследователя в моей команде, но не знаю, насколько журналист захочет быть помощником депутата какой-то партии.
- Почему вы взяли в помощники Викторию Чикалову?
- Вика – это человек, которому требовалась помощь и защита. На тот момент. Она невероятно умная женщина, одна из самых гениальных людей, которых я знаю. У нее хорошие знания в проектном менеджменте и стратегическое видение. С ней очень важно садиться и смотреть программы развития города, она объясняет все по полочкам – что, как, зачем. Еще и видит, кто и на чем пытается что-то украсть.
- Куда вам приятнее приходить на работу или в горсовет?
- На работе все спокойно, а горсовет… Я просто понимаю, что это мое – хочу менять город. Приятнее всего мне ездить на тренинги – учиться чему-то новому. Два раза в месяц я в любом случае бываю на разных тренингах, форумах.
Сейчас я занялась инвестициями, мне очень это интересно. Я надеюсь, что, когда мы будем писать стратегию развития города, мы туда впишем инвестиции, потому что, к сожалению, наша местная власть не понимает, что в приоритете у нас должен быть средний и малый бизнес. Сейчас у нас в приоритете ЖКХ, медицина, социальная сфера. Я не спорю – это все очень важно. Но у нас не обращают внимание на бизнес, крупному помогать не надо – он и так успешен. А малому и среднему нужно помочь, потому что именно он платит нам налоги. Отсюда идут деньги и на медицину, и на социальную сферу, и на дороги. Когда у нас программа развития города на 500 тысяч гривен, и мы ни копейкой не помогаем малому бизнесу – все очень грустно.
- У вас скоро День рождения. Что вы хотите в подарок?
- Мне уже сделали подарок – пригласили на семинар для адвокатов. Еще в подарок хочу отпуск. Из-за того, что я работаю депутатом горсовета, всю свою работу я делаю на выходных или поздно вечером. Очень тяжело, когда нет вообще выходных.
И, напоследок, блиц-опрос 061:
- Ваша любимая книга?
- У меня три любимые книги: «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Братья Карамазовы» Достоевского и «Экономика за один урок» Генриха Хазлитта.
- Кто ваш лучший друг/подруга?
- Лучшая подруга – это моя одноклассница. Она раньше работала у нас в прокуратуре, но сейчас вышла замуж, уехала жить в Артемовск.
- Где планируете провести отпуск?
- Возможно, я поеду в Кирилловку – на 2-3 дня. Сейчас смотрю, какие путевки есть по акциям на Западную Украину. Где будет акция, туда и поеду.
- Назовите депутата Верховной рады, которого вы уважаете.
- Больше всех уважаю Надю Савченко – она принципиальная.
- Будете ли вы смотреть «Евро-2016»?
- Да, мой молодой человек смотрит – у меня выхода нет.
Интервью с другими депутатами городского совета Запорожья читайте в нашей спецтеме.