Владимир Буряк об учителях-сепаратистах, экологии и своей заводской команде: интервью с мэром Запорожья

Наш путь к интервью с запорожским градоначальником Владимиром Буряком был долог и тернист. Мэр редко общается с прессой и, до этого момента, еще не давал интервью ни одному изданию, кроме подконтрольных «Запорожстали» СМИ. В конце июля 061 даже публиковал список вопросов, которые мы хотели бы, но все никак не могли задать градоначальнику. После этого городская власть и ее пресс-служба пошли нам навстречу и интервью все-таки состоялось. На беседу нам выделили всего полчаса, поэтому многие вопросы так и остались незаданными. Но за отведенное время мы успели поговорить с городским головой об аудите коммунальных предприятий и тарифах на услуги ЖКХ, о заводчанах на ключевых должностях в мэрии и промышленных выбросах в запорожском воздухе, а также о том, получает ли Владимир Буряк удовольствие от своей власти.

- Владимир Викторович, наверняка вы читали резонансное расследование про запорожских учителей-сепаратистов, которое на днях опубликовал наш сайт. Как вы относитесь к этой ситуации?

- Я считаю, что если человек виноват, он будет наказан. По моей команде была создана комиссия, которая рассмотрит этот инцидент.

- А чисто по-человечески, как вы относитесь к этому?

- По-человечески… я считаю, что у каждого человека может быть свое мнение. Вот у нас в городском совете семь партий, и у каждой есть свои политические убеждения. Так и здесь. Но если этот факт подтвердится (факт сепаратизма учителей и директоров школ, - прим. 061) – уволю. Это очень простой и доходчивый способ.

- Теперь давайте перейдем к тем вопросам, которые мы уже публиковали. Вы нанимаете людей на ключевые должности в мэрии через патронатную службу. То есть, они сначала становятся вашими помощниками, а потом вы их переводите на высшие должности в департаментах и назначаете главами районов. Почему бы не провести конкурс?

- Я закон не нарушаю.

- Но ведь вы таким образом используете лазейку в законе и обходите конкурс?

- Нет, я действую в рамках закона. И все, что я делаю в городе, я делаю в рамках закона. Иногда даже проводя честные тендеры, получаю определенный негатив от отдельных людей, потому, что люди привыкли работать по-другому: дерибанить бюджет и все остальное. А я так не привык.

- Конкурс бы позволил выбрать лучших из лучших…

- Я не уверен в этом...

- Почему?

- Конкурс – это просто определенное количество вопросов, на которые должен ответить кандидат, а что он за человек, я не знаю. На ключевые посты я людей выбираю сам, потому что ответственность за все жизнеобеспечение города Запорожья - на мне. У людей же менталитет очень простой, у них нет понимания, за что отвечает Киев, за что – область, за что – город, а за что – отдельные управления. Они живут в городе Запорожье, и если что-то не так – виновата всегда городская власть, а точнее – городской голова. Поэтому я пришел сюда со своей командой людей, которые понимают производственные процессы, технологические, социальные процессы, разбираются. Город – это такое же предприятие, но в больших масштабах.

Запорожье находится в очень запущенном состоянии. Коммуникации, жилой фонд, улицы, детские сады, нищенская зарплата, давайте так уже говорить... На ровном месте люди обнищали в три раза – был курс 8, стал курс, грубо говоря, 25.

- Это такой упрек в сторону Майдана, что до него было лучше?

- Я не говорю о Майдане. Я просто говорю о том, что на сегодняшний день курс гривны к доллару стал 25. Я не хочу рассуждать, из-за чего это произошло. Но экономических обоснований, почему произошел такой скачек курса, так никто не и дал. Как и в тарифах на ЖКХ: нам не предоставили открытых расчетов, как рассчитывается сегодня тариф на тот же газ. Кто дал право вводить закон о рынке газа, не посмотрев проблемные вопросы по областным центрам, по поселкам, по городам? Получается, что местная власть становится заложником принимаемых в Киеве решений. Это было что при «попередниках», что сейчас. Обнищание происходит уже не первый год, и не одно десятилетие.

- Давайте вернемся к вашей команде. В ней очень много заводчан, у которых была большая зарплата, но они уволились и пришли на намного меньшую, в мэрию. Чем вы их завлекли?

- А почему вы не спрашиваете, почему я здесь?

- Да, у вас точно такая же история.

- А что, у людей не может быть амбиций? Нормальных, человеческий амбиций что-то изменить в городе, который за последние 15 лет превратился из областного центра в районный. У людей есть навыки, опыт работы в больших коллективах и решения больших проблем. Почему бы этот опыт не переложить на город?

- То есть, это целая команда альтруистов?

- Почему альтруистов? У них есть зарплата в мэрии. Что в этом плохого? Я не заставляю людей, мол, ану иди сюда и работай. Приходит человек, говорит «я хочу работать у вас, в вашей команде». Прежде всего, это люди, которым я доверяю. В моей команде работают не только заводчане, и, заметьте, основная масса - запорожцы. Практически все. А если и есть, то кто-то из Днепропетровска, кто-то со Львова (показывает на своего пресс-секретаря, Ольгу Мешок, - прим. 061). Ничего в этом плохого нет.

- Давайте поговорим о коммунальной сфере. Перед тем, как я зашла в ваш кабинет, из него вышел Александр Николаенко, директор КП «Наш город». Я так понимаю, вы обсуждали будущие тарифы на содержание дома?

- Нет, не тарифы. Все намного прозаичней. Я вызвал его, и одного из моих заместителей, и задал им вопрос: почему дворы Запорожья такие «занедбані»? Дал им команду подготовить программу работы предприятий по приведению в порядок дворов.

- И за сколько лет они будут приведены в порядок?

- Порядок – это же не значит капитальный ремонт. Это где-то подкрасить, где-то яму засыпать, траву покосить. Думаю, на годы это не растянется. А если понадобятся какие-то небольшие деньги, то это не проблема.

- А если говорить о тарифах. Вы на прошлом заседании исполкома перенесли вопрос о новых тарифах КП «Наш город», аргументируя это тем, что вы не уверены в их обоснованности. Меня это удивило, потому, что вы тесно общаетесь с Александром Николаенко (директором КП «Наш город»), в интервью 061 он даже называл вас своим другом, значит вы наверняка видели эти тарифы перед исполкомом. Почему их тогда вообще вынесли на обсуждение и на заседание исполкома, если они еще в сыром виде?

- Потому что есть механизм: проект тарифов должен быть вынесен на обсуждение, должно пройти 20 дней перед утверждением и так далее.

- Но зачем выносить на обсуждение тарифы, в обоснованности которых вы не были уверены?

- Механизм такой: тарифы должны быть вывешены, если они вывешены – их должны обсудить, а дальше они должны быть вынесены на исполком. А чтобы снять их с рассмотрения, нужно было, чтобы члены исполкома за это проголосовали. Их сняли, потому, что они были действительно экономически необоснованы.

- Они будут снижены?

- Ну не знаю, в СМИ писали, что тарифы будут чуть ли не 8-12 гривен за квадратный метр. Нет, они не будут такими. (В новом проекте тарифов КП «Наш город» тариф по отдельным адресам действительно достигает почти 12 гривен за кв.м., - прим. 061). Но давайте смотреть правде в глаза. Разве 1,6 гривен за обслуживание дома – это справедливый тариф? Он принимался еще в 2009 году. Минимальная заработная плата была в районе 500 гривен, сегодня она уже 1400 грн. Электроэнергия с 2012 года дорожала чуть ли не каждый квартал. Сейчас она дороже чуть ли не в 7,5 раз, по сравнению с тем, что было в 2009-м. А минимальная зарплата и электроэнергия – это 60% тарифа. Если посмотреть фактические затраты КП «Основание», то за последние полгода это примерно 2,76 за квадратный метр. Но при этом не был сделан ни один текущий ремонт. Кроме того, инвентаризация жилого фонда не проводилось: не понятно, кто должен убирать какую территорию, где чья задвижка и так далее. Нужно в этом всем разобраться и все просчитать. Поэтому на сегодняшний день вопрос снят. Но на следующем заседании, которое будет в августе, тарифы будут приняты (заседание исполкома состоится уже сегодня, 15 августа, в 14:00, - прим. 061).

- Когда в Запорожье будет проведен конкурс на управление многоэтажками?

- Когда будет прописан нормальный механизм проведения этого конкурса. Думаю, до конца года это произойдет. Но поймите, <созданием КП «Наш город»> я не монополизирую этот рынок. Вот вы в многоэтажке живете? У вас есть ОСМД?

- Да, недавно создали.

- Молодцы. Вот честно скажу, молодцы. Но из почти 4000 домов в Запорожье на сегодняшний день официально создано лишь 380 ОСМД и еще несколько десятков – в стадии оформления. Итого примерно 450 домов. Вот я живу в пятиэтажном многоквартирном доме, а в нем никто не хочет создавать ОСМД. Никто не хочет на себя брать ответственность. И население Запорожья, в большинстве, не хочет брать на себя ответственность. Они ждут, когда кто-то все решит. С другой стороны, вот вы доверите свои деньги и свой дом частной управляющей компании?

- Конкурс ведь нужен для того, чтобы даже на рынке среди неопределившихся домов, где не созданы ОСМД, была конкуренция.

- Закон вышел еще в прошлом году. Но никому не было до этого дела – выборами занимались, еще какими-то вопросами. Все чего-то ждали и думали, что может до 1 июля что-то произойдет. А закон говорил о том, что люди должны взять в управление дома. А в каком состоянии дома сегодня? Ремонты не делались по 30-25 лет, сейчас от них хотят избавиться и отдать жильцам, а там хоть трава не расти.

Теперь если говорить о «Нашем городе» и «Основании». «Основание» сегодня – это предприятие, которое в больших долгах потому, что ни у кого не было желания пересмотреть тариф. В тарифе, грубо говоря, рулон рубероида заложен по 60 гривен, а на рынке он 600 гривен. Нужно было каждый раз, когда происходили какие-то изменения: то ли в стоимости энергоносителя, то ли еще чего-то, реагировать на это все и постепенно повышать тариф. Сегодня мы не получили бы такого момента негатива, когда тариф будет с 1,6 грн повышен до 3 грн с чем-то. Если бы тариф поднимался по чуть-чуть каждый год – это было бы понятнее и легче.

- Куда денутся долги «Основания» после того, как дома будут переданы КП «Наш город»?

- Давайте сначала разделим долги «Основания». У него есть долги перед гражданами за невыполненные работы, и есть долги запорожцев перед предприятием. Так вот, сумма долгов жителей перед «Основанием», которые начали накапливаться еще со времен ПРЭЖо – это около 70-80 миллионов гривен, которые никто платить уже не будет. При этом, у жителей Запорожья есть переплата за невыполненные услуги - 28 миллионов, мы это все пересчитаем по каждому дому и предложим им либо несколько месяцев не платить, либо сделать меньший тариф.

- Почему нельзя было реорганизовать «Основание», а надо было создавать аналогичное КП «Наш город»?

- Из-за все тех же долгов. Когда ПРЭЖо реорганизовывалось в «Основание», первой ошибкой было то, что долги, которые были у ПРЭЖо, перешли новому предприятию. Тогда были участки, которые работали в плюс, а были такие, которые работали в минус. Когда это все сложили, получилось, что предприятие уже в долгах, с первого дня работы. На сегодняшний день задолженность «Основания» за электроэнергию больше 50 миллионов гривен. А рассчитываться нечем. Что, из бюджета тянуть деньги?

- Если не заплатить, получится, что это убыток Облэнерго…

- Да, сейчас это убыток Облэнерго. Но оно же, если оставить «Основание», выставит счет городу? Так что, 50 миллионов из бюджета доставать? На городе и так сейчас висит долг в 510 миллионов за газ, который был создан еще в 2012-2013 году. А создан он был потому, что действовал закон, который не позволял банкротить коммунальные предприятия. Вот и работали люди, как получится. А потом взяли и отменили закон, и теперь на городе громадные долги. Пришлось делать реструктуризацию: я просил на 25 лет, а мне дали только на 5 лет. То есть, каждый год 100 миллионов гривен мы должны будет отдавать «Нафтогазу» для того, чтобы сегодня по завышенной, как я считаю, цене, мы могли обеспечить город газом и теплом.

Поэтому мы готовим обращение в Кабинет министров. Потому что мораторий наложить – это, извините, пиар. Если горсовет или облсовет наложит так называемый мораторий на поднятие тарифов, то Киев что скажет? Платите разницу со своего бюджета.

- Давайте вернемся к коммунальным предприятиям. Вы провели их аудит, озвучили крупные нарушения. Какой результат? Кто наказан?

- Давайте начнем с того, что такое аудит. Аудит проводится для того, чтобы выявить проблему и найти ее решение. Что и было сделано. Был проведен аудит, выявлены сомнительные направления и найдены пути решения проблем, которые существуют на каждом предприятии. Материалы аудита переданы прокуратуру.

- И все? На этом все закончится?

- Почему закончится? Нужно наказание? Я думаю, оно будет, я даже уверен в этом.

- Какое?

- Это уже суд решит.

- Посадят кого-нибудь?

- Суд вынесет свое решение, тогда и посмотрим. Вот простой пример: Алексей Алексеевич Гавриков (экс-директор КП «Основание», -прим. 061). Вот я вызвал его к себе и говорю: вы же понимаете, что те хищения, которые были обнаружены, все равно будут доказаны. Поэтому может напишете заявление по-доброму? Он говорит «Нет, я буду с вами судиться, я этих нарушений не допускал». Ну хочет судиться – пусть судится.

- Но уволили вы его не по результатам аудита, а за ущерб в 19 тысяч гривен из-за того, что уволенный им сотрудник восстановился в должности…

- А вы ходите, чтобы меня в судах затаскали, если я уволю его за недоказанные нарушения? Я уволил его в соответствии той законодательной базой, которая существует в Украине. Вопрос не в том, 80 это миллионов или 200. Есть нарушения, которые он допустил, за них он и уволен. То же самое произошло и с другими, я их сместил с должностей. Это и концерн «Городские тепловые сети», и КП «Водоканал». Некоторые директора и сами, добровольно, когда начались аудиты, начали писать заявления. Потому что понимали, что нарушения будут выявлены.

- Кстати, почему так и не были обнародованы результаты аудита «Теплосетей»?

- А зачем? Цифры я знаю, материалы переданы в правоохранительные органы. В следующем году мы планируем провести аудит на других предприятиях…

- На каких?

- Тот же «Запорожэлектротранс», например. Но еще раз говорю: аудит нужен не для того, чтобы наказать, а для того, чтобы найти проблемные моменты и пути решения.

- Еще наши читатели просили обязательно спросить вас об экологической ситуации в городе. В Запорожье большая проблема с выбросами заводов…

- Нуу, давайте так – в городе большая проблема не только с выбросами заводов. Хотя основными загрязнителями являются промышленные предприятия. Давайте смотреть правде в глаза: практически все предприятия находятся в черте города, это не наша вина, так сложилось исторически и никуда мы от этого не денемся. Другой вопрос, как предприятия работают в плане решения экологических задач. Недавно было подписано добровольное соглашение собственников заводов – кроме Абразивного, не знаю, почему, но господин Береза не захотел в этом участвовать. Руководители этих предприятий добровольно пошли навстречу городу и предоставили свои предложения по программе улучшения экологии. Если взять в общей сложности, это порядка 175 миллионов гривен, которые до конца города каждое из предприятий должно вложить.

- Там же, в основном, высадка цветов и деревьев, борьба с амброзией и так далее… По крайней мере, об этом в интервью 061 рассказывал руководитель комиссии по экологии Алексей Басов.

- Нет, там и установка агломашин на комбинате «Запорожсталь», газоочистная аппаратура и другое оборудование… Кстати, уже в сентябре начнется проверка того, как заводы выполняют эти обязательства, и начнем мы с «Запорожстали», моего родного предприятия, чтобы никто не думал, что я кого-то выгораживаю. 175 миллионов, вложенных в экологическую программу на предприятиях – это примерно как если бы два завода, вроде Днепроспецстали, полностью прекратили выбросы.

- Люди почувствуют это на своих легких?

- Знаете, я бы тоже хотел вот так стать у окна, открыть форточку и почувствовать воздух, как в Крыму или Турции. Но давайте быть реалистами – если столько лет ничего не делалось, то невозможно изменить все сразу. Нужно работать. Мы, например, пошли на беспрецедентный шаг – выделили деньги на передвижную лабораторию, чтобы мониторить состояние воздуха в онлайн-режиме.

- А будет ли смысл в этом мониторинге? Возможно ли будет по его результатам кого-то наказать?

- Конечно, лаборатория будет мерить состояние воздуха в конкретном районе, в итоге будут понятны источники загрязнения.

- Какую ответственность понесет конкретный завод?

- Ответственность за загрязнение окружающей среды, в соответствии с законом. Сегодня это уголовно наказуемое дело.

(пресс-секретарь мэра, Ольга Мишок, начинает нас подгонять – выделенное время заканчивается, мэра ждут на выездном совещании)

- Тогда последние два вопроса. Почему вы все-таки не провели за полгода своей работы ни одной пресс-конференции?

- А зачем? Кому они нужны?

- Как кому? Журналистам и их читателям.

- Я не вижу смысла их проводить. Зачем? Чтобы пиариться? Что мне это даст? Пиариться я не люблю. Я люблю так: приехал на объект, запустил, проконтролировал, сделал свою работу. Это и есть мои «пресс-конференции». Дороги делаются, начали делаться ремонты крыш, подъездов, лифтов… Это и есть мой пиар.

- Но если у журналистов возникают вопросы, почему бы на них не ответить? Мы ведь задаем не те вопросы, которые нам взбрели в голову, а те, которые интересуют жителей Запорожья.

- У меня есть сайт, есть пресс-служба, есть заместители по разным направлениям – к ним тоже можно обращаться за информацией, они и пресс-конференции проводят.

- Последнее. В интервью нашему изданию депутат горсовета Владимир Москаленко сказал о вас (цитирую): «Владимир Буряк получает кайф от того, что он мэр». Вы согласны с этим?

- (задумался)… Нуу, то, что сказал Москаленко – это его личное мнение. От чего я получаю кайф?

- От того, что у вас столько полномочий, например…

- Вы знаете, полномочий у меня меньше, чем ответственности. Если я еду по городу, я не смотрю на то, что уже сделал, я думаю о том, сколько же еще надо сделать. Думаете, от этого я получаю кайф? Как может получать кайф мэр, если у города столько долгов перед «Нефтегазом», как можно получать кайф, когда такое состояние жилого фонда, когда третья часть города – это пенсионеры, которым нужен льготный проезд и медицинское обеспечение, когда у воинов АТО нет жилья… Вот дострою дом для АТОшников на Новокузнецкой, может и покайфую немного.

- А как же кайф от осознания власти? От того, что вы фактически первый человек в Запорожье сейчас?

- Вы знаете, я этого не осознаю. Я выполняю свою работу, а работать я привык хорошо. А от того, что я сижу в этом кресле, кайфа я не получаю.

Беседовала Татьяна Гонченко, фото – Анны Аблицовой