Геннадий Фукс: “Запорожьем рулят политтехнологи"

Сначала мы собирались попить кофе с депутатом Запорожского горсовета Геннадием Фуксом в кафе “Васаби” на улице Сталеваров, которое принадлежит его семье. Но оно работает с 11 часов, поэтому мы встретились в 9 в кофейне “Амели” на улице Леонида Жаботинского. “Это тоже Ваше кафе?”, - спрашиваю. “И к счастью, и к сожалению, нет, - отвечает. - Потому, что оно очень уютное, но наверняка неприбыльное - на одних напитках и сладостях не заработаешь. Это я вам как бизнесмен говорю”. Я включила диктофон, и мы перешли на другие интересные темы. 

ДОСЬЕ: Геннадию Фуксу 54 года. Он является депутатом Запорожского горсовета от партии “Батькивщина”. С 2006 по 2010 год был замглавы ОГА при четырех губернаторах, бизнесмен с 30 летним стажем. Женат, трое детей. 

- Мы с Вами все никак не могли встретиться, потому что Вы были за границей. У Вас семья в Англии, насколько я знаю? 

- Ну вот, вы уже знаете ответ. (смеётся )

Действительно, там моя семья, учатся дети.

- Слышала, что у Вас сын - гражданин Британии. Это правда? 

- Нет. Гражданство у него украинское, но он является резидентом Англии, как человек, который находится в стране больше 183 дней. Резидентство дает ему право на учебу в Университете и работу. 

Еще у меня есть дочь, которая также учится в Англии с первого класса, а сейчас в шестом. Так вот по-английски она говорит со столь идеальным произношением, как будто там и родилась.

- Раз Вы туда вывезли семью, значит не видите перспектив в Украине? 

- Если бы я не видел перспектив в Украине, я бы тут не находился. Мой сын уехал учиться туда еще до того момента, который вы обозначили как “вывез семью”. Если вы возьмете рейтинг лучших вузов мира, то сами ответите на вопрос, почему в Украине есть проблемы образовательного уровня. Методика и качество образования в Англии совсем другого порядка. Это нормальная практика, когда молодые люди получают хорошее образование за границей. Это возможность повысить уровень знаний и IQ нации, получить опыт работы в лучших компаниях мира. Все равно потом 50% таких людей работают на свою страну, поэтому я считаю, что для Украины было бы полезно, чтобы максимальное количество детей получили образование, и практический опыт за рубежом, это даст импульс для развития экономики. Я считаю, что инвестиции в образование детей - это главные инвестиции в  жизни. Сын уже заканчивает один из лучших университетов Англии, и я буду рад, если его опыт пригодится в Украине. 

- Он собирается вернуться в Украину? 

- Смотрите, главный вопрос - не только получить образование, но и потом не меньше 3 лет попрактиковаться, поработать в лучших международных компаниях . Только одного университета недостаточно. Сын у меня финансист в области банковского сектора. Как только рынок активности инвестиционного рынка достигнет определенного уровня, и сюда зайдут ведущие финансовые институты мира, думаю, что он с удовольствием поработал бы на родине. У него есть такое желание.

Например, сын одного из моих запорожских друзей приехал после получения образования в Англии и не смог в Киеве получить нормальный рабочий контракт, потому что у нас фактически отсутствует финансовый инвестиционный рынок , и банковская система находится не в цивилизованном поле, насколько я это вижу. Думаю, надо смотреть немного шире, потому что земной шар очень маленький, на самом деле. 

- У Вас тоже наверняка были все возможности жить не здесь. И Вы несколько лет жили за границей. Но все-таки вернулись, почему, здесь интересней? 

- Ну смотрите, слово “вернулись” так же относительно, как и то, что я уезжал. Лично против меня не было уголовных дел, были попытки давления, чтобы получить деньги, долю в бизнесе. Поэтому те годы, которые я жил за границей (с 2011 по 2013 год, - прим. 061), все равно сюда приезжал, контролировал свой бизнес. В тот период времени центром моей жизни была Украина и Запорожье, и продолжает им оставаться. И то, что я могу находиться сегодня в Киеве, либо в Запорожье, а завтра за границей - не имеет никакого значения, потому что сегодняшние способы цифровой коммуникации укладываются в экран смартфона. Что является достаточным для принятия управленческих решений по ведению контрактов, и сопровождению бизнеса. 

- Скажите, зачем Вам депутатство? Многие из тех депутатов, с которыми я общалась, признаются, что, если находишься не в правящем большинстве, то сделать фактически ничего невозможно. 

- Я с этим не согласен, дорогу осилит идущий. Например, к сегодняшнему дню нам удалось пересмотреть паевое участие, (налог на инвестиции) , что дает возможность большему количеству инвесторов рассматривать Запорожье для инвестиций в создание новых  инфраструктурных объектов. У меня главная задача в горсовете - создать комфортный инвестиционный климат, наладить диалог между бизнесом и представительский властью, решить те проблемы, которые были созданы в горсовете за предыдущую каденцию. Депутаты в то время мало что решали, и представители "золотого офиса" вмешивались в работу горсовета создавая проблемы для развития условий комфортного ведения бизнеса. Так что ситуацию можно и нужно менять. 

Следующий проект, которым я занимаюсь - это проект по ЖКХ (речь идет о программе, способствующей конкуренции в коммунальной сфере, разработанной Фуксом, - прим. 061). Создание “Нашего города” - это новая вывеска “Основания” и не более того. Если даже во главу этого КП поставить самых талантливых менеджеров, то в этой структуре все равно не хватает элементов конкуренции и мотивационных моментов для персонала, чтобы он был настроен работать эффективно. И то, что происходит в ЖКХ - наглядное подтверждение этому. Если в редуктор насыпать самых хороших шестеренок, без выстраивания общего механизма, то он все равно будет неработоспособен.

- Этот проект по ЖКХ Вы выносили уже множество раз, но его никак не примут. Вы все-таки надеетесь, что это когда-то случится? 

- Я буду его выносить столько раз, сколько надо, чтобы изменить проблемную структуру ЖКХ. Государственной политикой  законодательно определено, что должна быть демонополизация рынка ЖКХ и это приведет к тому, что будут установлены справедливые, но рыночно обоснованные тарифы и качество услуг. Это никогда не заработает, если мы не дадим определенную мотивацию  управителей.То, что сейчас происходит в ЖКХ - это возврат к старому. Назначение управляющих компаний через конкурс - это требование закона. Если та ситуация, которая происходит у нас, будет длиться еще пару месяцев, думаю, это станет предметом судебных разбирательств. 

- Слышала, что Вы тоже собираетесь управляющую компанию создавать. 

- Неправда. У меня есть четкие направления бизнеса. На сегодняшний день их два: коммерческая недвижимость и инженеринговые темы, связанные с гидроочисткой и с энергосбережением. Мои компании никогда не работали с бюджетом, и я постараюсь, чтобы так было и дальше. Когда ты начинаешь двигать какую-то идею, оппоненты часто придумывают, что мол это он все делает для того, чтобы лоббировать свой бизнес. 

- В ноябре исполняется год с тех пор, как в Запорожье была выбрана новая власть. Что Вы можете сказать об этом годе? Как была атмосфера в горсовете, по сравнению с предыдущими созывами? 

- Положительная тенденция в том, что на 90% в горсовет пришли новые депутаты, особенно в демократических фракциях, которые не готовы делать “одобрямс”. На комиссиях идут жаркие обсуждения разных проектов. Уже прошел период “притирки”. Если сначала все занимались продолжением выборов, то есть политической конкуренцией, то сейчас депутаты начинают предметно говорить о вещах, связанных с экономикой, бюджетом, конкретными решениями. И есть где-то 10% таких проектов, которые политические. Плюс начинаются такие настроения, которые мне не очень нравятся, что мол “мы поддержим это решение, но только если мы тоже будем его инициаторами”. 

Наиболее острые дискуссии в горсовете сейчас идут по ЖКХ и экологии, детскому питанию и направлению бюджетирования. Сегодня происходит формирование мнения депутатов, какой дорожной картой должен руководствоваться город в экологических вопросах. Обращений в Киев по этому поводу много, но из окон Киева не всегда хорошо видно Запорожье. Я это знаю по предыдущему опыту работы в органах власти (Геннадий Фукс был замгубернатора, - прим. 061). 

- А как, по-вашему, мэр сработал за этот год? 

- Скажем так, у меня лично нормальные с ним отношения. Я же тоже в прошлом работал молодым специалистом на “Запорожстали”. Я пришел на три года раньше работать в соседний цех, но мы тогда практически не пересекались. У него есть значительный хозяйственный опыт, опыт ведения дел, но у него мало самостоятельности в принятии решений, это общеизвестный факт. То есть, потенциал у него высокий, но изначально он был поставлен в определенный “коридор возможностей". Городом рулят политтехнологи. 

- Вы очень осторожно высказываетесь... 

- Я просто считаю, что нужно разделять личное и политику. Что касается власти, то думаю, на “Оппозиционный блок” оказывают большое влияние политтехнологи, которые часто не разбираются в тех вопросах, в отношении которых они дают установки.

- Я вот кстати подумала, что если бы Вы остались на “Запорожстали”, то могли бы быть сейчас на месте Буряка… 

- Не знаю, на каком бы я месте был. Но я точно не попадаю в образ народного мэра. Но когда я уходил с завода, мне предлагали две должности: начальника механического цеха и зама главного механика по производству. С завода я ушел в 90-м году, но три года перед уходом возглавлял планово-производственное бюро в цеху главного механика. Тогда был период, когда на металлургических предприятиях на инженерных должностях никто не хотел работать, потому что там платили меньше, чем рабочим. При этом, у рабочего не было такой ответственности. Но с другой стороны, советская система завода для меня была внутренне неприемлема, потому что я человек, который любит свободу и предпринимательство. 

В политику я пошел потому, что на то время, в конце 2005-го года, я уже построил свой бизнес, и он отнимал все меньше времени... У меня появилось время, и было желание попробовать что-то изменить. Мой пик в бизнесе был в 1995-2005 годах… 

- Тогда, кстати, в бизнесе было много криминала....

- Наверное, бизнес всегда притягивает криминал, потому что в нашей госсистеме нет реальной защиты прав человека и частной собственности. Но я бы сказал, что в те годы я чувствовал себя более спокойно, чем сейчас. Когда сейчас говорят “лихие 90-е”, я считаю, что это просто детский сад по сравнению с тем, что происходит сейчас. 

- Почему? Неужели сейчас все так плохо? 

- В 90-е годы у нас был “ментовский город” и если раньше милиция контролировала организованную преступность, то с приходом Януковича преступность начала контролировать силовые органы. Соответственно, сегодня эти связи мы не можем до конца отследить, но они существенно влияют на происходящее. И 80% того, что было при Януковиче, пока осталось. Уровень безопасности жизни снизился и донбасские события военного времени тоже откладывают свой отпечаток. 

- Вы вспомнили Януковича… Но Вы тоже были членом “Партии Регионов”...

- Меня включили списки на выборах в 2010 году, но в то время программа Партии Регионов была одна из самых лучших и 75% избирателей области поддерживали её. Когда Янукович говорил, что мы будем жить в 20-ке лучших стран мира, я ж не думал, что это коснется только меня (смеется). Я привык, работая в обладминистрации, что в нашу работу никто не вмешивался. К местным выборам (ноябрь 2010 года) у меня уже был конфликт с руководством милиции из-за выкапывания труб Юго-Западного водовода в Васильевке и Каменке какими то летучими бригадами. Эти бригады милиция по нашему звонку задерживала, но потом отпускала. На меня началось давление, я написал заявление об уходе. Потому, что я осознал новую структуру власти, и чем это все может закончится в том числе и для меня. Я ушёл  из власти осенью 2010 года, уехал из страны в начале 2011, а следующим шагом в 2012 году я сложил депутатские полномочия. Я был одним из первых кто порвал с той системой власти. В 2014 я вернулся в Киев и непродолжительный период поработал советником в Мининфраструктуры.

Далее в 2015 принял решение принять участие в местных выборах по спискам Батькивщины как беспартийный,  другой возможности закон не предоставляет, потому, что я считаю Старуха (Александр Старух, глава областной организации “Батькивщины”, депутат облсовета, - прим. 061) очень порядочным человеком, я с ним проработал замом почти два года и позже наши отношения стали дружескими. Он для меня моральный авторитет. А сегодня очень важно, что ты можешь рассчитывать на поддержку лидера партийной организации, ведь сегодняшний выборный закон предполагает право императивного мандата. 

- Почему Вы тогда не пошли в облсовет, если Вы дружите со Старухом? 

- Там какая ситуация была, я был следующим на заход в облсовет. Были варианты кого-то уговорить “подвинуться” из тех прошедших, которые также прошли в другие советы, но я решил не идти по этому пути и решил поработать в городе. Не хвастовства ради, но вообще-то я трудоголик. Работать мне нравится, и я уделяю очень много времени депутатской деятельности. Сейчас буду активно заниматься изучением бюджета на следующий год. Я принимал участие в формировании пяти бюджетов области в свое время, и знаю, как это делается. Поэтому на основании этого опыта буду изучать, что предлагает исполком в  городской бюджет 2017 года. Несмотря на то, что мы находимся в оппозиции, я считаю, что влиять можно и нужно. И думаю, что “заводское большинство” никуда не денется, если на них будет общественное давление и предложения будут правильными. 

- А еще Вы мне как-то сказали, что Вам предлагали быть губернатором. Было такое? 

-  Я бы не хотел, чтобы это было в интервью, но мне было три предложения быть губернатором. Но это было раньше, сейчас таких предложений не поступало. 

- Почему тогда не хотите, чтобы это было в интервью? 

- Потому что это похоже на пиар. Мне же предлагали не руководители страны, а люди, которые обладали различными политическими возможностями лоббирования. Просто в тот момент времени я считал, что работая заместителем губернатора, я могу работать долго. А отрезок жизни любого губернатора - он яркий, но короткий. Губернаторы как правило работают год-два, не дольше. А я все-таки проработал в Обладминистрации 5 лет, при четырех губернаторах. 

- По вашему прогнозу получается, что Брылю недолго осталось сидеть в его кресле?

- Это не мой прогноз, это статистика: посмотрите, сколько работал Саакашвили, сколько работал Коломойский… Это не зависит от фамилии губернатора, такой закон жанра. Губернатор - это громоотвод. Он отвечает за выполнение законности на территории, координирует деятельность различных органов, но главным образом это социальный громоотвод. Когда Киеву надо снять  социальное напряжение в области, первое, что они делают - меняют губернатора. Говорят, мол спасибо за работу, вот вам букет, езжайте в Киев и может быть, мы дадим вам другую должность. Кому-то дают, кому-то не дают... 

- По Вашим прогнозам, что будет происходить ближайшие четыре года в горсовете? 

- Думаю, горсовет отработает полный срок. Если все-таки примут изменения в Конституцию, то он отработает более короткий срок. Но думаю, что нет ничего более постоянного, чем временное. 

- Возможен ли раскол в нынешнем “заводском большинстве”? 

- Все будет зависеть от руководства заводов. Чем отличаются демократические партии от не демократических? В демократических решения обсуждают внутри фракции, а в недемократических все зависит от того, что решат в руководстве. В Запорожье это в руководстве заводов по предписанию технологов.Такие депутаты ничего не обсуждают, им говорят, как голосовать  и все. Поэтому ссориться не-демократические партии не могут, они не субъекты принятия решений. В этой конфигурации все будет зависеть от руководителя “Мотор Сичи”. 

 Очень надеюсь на объединение позиции демократических фракций горсовета для противовеса "заводского большинства", для реальной оппозиции к "оппозиции" и  с целью корректировки непонятных решений в городской муниципальной политике.

Беседовала Татьяна Гонченко

Читайте также:

Интервью с другими депутатами читайте ЗДЕСЬ.