Как он это делает: история запорожца, который рисует мультфильмы в 3D

В гостях у 061 побывал первый и единственный 3D-мультипликатор Запорожья Владимир Власенко. Владимир стал известен благодаря своей работе над мультфильмом о космонавте Мишкине. Однако, помимо 3D-графики и анимации, 27-летний житель Запорожья снимает социальные ролики и короткометражные фильмы, которые получили награды, как в Украине, так и за рубежом.  

- Владимир, где и на кого ты учился?

- Я учился в ЗНТУ, в машинке. Получил образование по специальности компьютерные системы и сети. Но, к сожалению, очень много знаний оттуда мне сейчас не пригождаются.

- А как давно начал заниматься графикой?

- Ну, наверное еще со школы. Когда мне только купили компьютер, я первый свой мультфильм нарисовал в Paint покадрово. Потом это все свел в какой-то стандартной программе, Movie Maker кажется и показал в школе. Это выглядело ужасно, но всем понравилось. И тогда я понял, что хочу заниматься именно таким.

- Не сохранился этот первый мультик?

- К сожалению, нет. Много первых работ, над которыми можно было сейчас посмеяться — жалко что они не сохранились.

- Т.е., можно сказать, что ты уже со школьной скамьи нашел свою профессию?

- Ну, как то так. Потом, конечно, я немного от всего этого отошел. Поступил в университет на техническую специальность. Но в процессе обучения опять вернулся.

- Что побудило вернуться

- Честно? Наверное, скучно стало учиться. Хотя, я когда то мечтал о том, что стану крутым программистом. Но, потом я понял, что есть ребята, которые это все делают намного круче — у них, как то, мозг повернут на то, чтобы правильно сделать алгоритм. Программирование — это не совсем то, как я это себе представлял. И я понял — мне надо развиваться в каком то другом направлении. Сначала я начал просто рисовать 2D-шные картинки. Потом вспомнил, что когда то давно у меня была мечта сделать свой мультфильм. И вот, я изучил как и с помощью каких программ это можно сделать.

- Но, какие то задатки были? В детстве рисовал?

- Да. В детстве очень много рисовал. Даже местами иногда получалось хорошо. Сейчас, к сожалению, рукой уже настолько отвык рисовать, что не нарисую даже скетч какой-то.

- А все рисуется на компьютере, или на планшете?

- На планшете рисуется. Но, когда рисуешь на бумаге, в отличии от планшета, нет кнопочки Ctrl+Z (Улыбается). В Фотошопе скетч нарисовать просто — не так нарисовал линию, отменил, или быстро стер. В итоге, не нужно никаких особых навыков. Тут главное — иметь видение. Если ты видишь, что некрасиво получается, то просто стираешь и доводишь все до ума. На бумаге, к сожалению такого не получится. Придется пол леса уничтожить для того, чтобы нарисовать красивый скетч.

- Володя, а где ты научился графике, моделированию, анимации?

- К сожалению, у нас в Украине каких то школ на то время не было. Это, где то, лет пять назад. Поэтому, приходилось искать. либо на зарубежных ресурсах в интернете, либо на очень немногих русскоязычных. Сейчас их уже гораздо больше. Обучался всему на основе уроков в интернете. Причем, сейчас у меня много спрашивают: расскажите, как Вы научились этому, как добиться такого качества? Самый простой совет, который я даю — это не просто выполнять урок, которых сейчас много, а применять их на практике. Например, если есть урок по созданию капельки воды, то придумать сцену, или фильм, в котором эта капелька будет участвовать, и туда ее уже применить. Т.е., не просто выполнить задание, а создать более цельное произведение. Мне кажется, каждый раз, когда задача повышается для самого себя, тогда и происходит развитие. Часто, когда я сам, или с кем то делал какую то работу, я не знал, как это сделать. Поэтому, я учился созданию той, или иной работы.

- То есть, методом проб и ошибок?

- Да-да. Было очень много ошибок, но этого никак не избежать. Я думаю, если бы у меня был какой то мастер, наставник, то я это сделал бы, конечно, быстрее.

- Получается, каждый запорожец может зайти в Интернет, найти соответствующие уроки и самостоятельно всему обучиться?

- Более того! Сейчас это стало намного доступнее. Сейчас таких уроков множество. Даже, я считаю, есть проблема в том, что из-за большого количества уроков, сложно найти ценную крупицу информации среди не совсем нужной.

- А не задумывался о том, чтобы проводить какие то курсы, тренинги по обучению начинающих и повышению квалификации уже существующих дизайнеров, графических художников?

- Задумывался, честно говоря. Но, у меня не хватает времени для того, чтобы полноценно заняться этим. Я бы, наверное, поделился какими то умениями, которые приобрел. С удовольствием. Какой то бы мастер-класс провел.

- Чем бы поделился в первую очередь? Есть уже гордость за какую то работу?

- Есть у меня то, чем я могу гордиться. Это то, как я научился делать красивую картинку. Т.е., визуальную составляющую качественного мультфильма. Есть такая графика, которая похожа на реалистичную. Она так и называется — реалистичная. А есть мультяшная — картун (Cartoon, англ. — рисовать карикатуры, изображать в карикатурном виде, - ред.061). Так вот, за свой картун я очень горд. Он совсем не реалистичен, но он требует очень многих знаний о том, как правильно расставить источники света, чтобы расставить верные акценты… Это по сути — стилизованное изображение.


- И сколько нужно времени, чтобы создать такого персонажа, без анимации и даже без объема?

- На самом деле, многое зависит от времени и настроения. Но, наверное, вот конкретно такого простенького персонажа, где то за пару-тройку дней. Но, опять же — как только он  начинает усложняться, добавляется, к примеру, ткань реалистичная, пуговицы, морщины, волосы настоящие — любая деталь, которая приближает стилизованное изображение к реалистичному, это все плюс пару дней. Вот, например, персонажи, которые мы видим в современных фильмах — тот же WarCraft — я так думаю навскидку, каждый персонаж создавался более нескольких месяцев. Конечно, там работал большой штат специалистов, поэтому, делалось быстрее. Но, если бы такой персонаж делал один человек, то это заняло бы не менее полугода.

- А тебе доводилось работать в команде?

- Да. Например, мультфильм про бородача за компьютером мы делали вчетвером. Т.е., я нарисовал все скетчи, персонажи мне смоделил наш моделер Сергей и два аниматора делали анимацию. Затем, я утверждал это и все уже вместе сводил в единый мультфильм.

- Эти ребята не из Запорожья?

- Нет. Ребята не из Запорожья. Некоторых ребят я даже не видел вживую. Мы просто в Скайпе списываемся. Ну, так уж получилось, что в нашем городе я не нашел подходящих специалистов.

- Поступали ли тебе предложения от каких либо украинских или зарубежных компаний?

- Поступали. Но, они мне не подходят пока что. Мне самому хочется развиться, как режиссер. А, так как я пока еще не сделал сам чего то крупного, то меня возьмут, скорее всего, в какой то технический отдел для работы над технической частью проекта. А мне хочется быть режиссером. Я, как раз, развиваю вот это сценарное ремесло, а не техническое.

- Какие сейчас планы на ближайшее будущее?

- Очень бы хотелось доделать мультфильм о Мишкине. Но, я так подозреваю, что это произойдет, наверное, уже не в этом году. Хочется полноценно переработать графику, переработать сюжетную линию, которую даже никто не видел, но я ее знаю и вижу в ней недостатки. А, один из ближайших планов — снять короткометражку в стиле того, что я снимал в 2014 году историю робота R-32. Это такой симбиоз нашего мира и робототехники, т.е., альтернативная реальность. Я хочу ее расширить, показать больше этот мир, показать взаимодействие машин и людей. Это все, надеюсь, будет происходить у нас в Запорожье и графики будет куда больше и больше будет сюжета, драмы. Это надеюсь сделать в очень ближайшем будущем.

- Помимо технической части, здесь же важен и сценарий. Кто этим занимается?

- Этим занимаюсь я. Каждый раз я пытаюсь совершенствоваться. Вот, например, R-32 с точки зрения сценария мне совершенно не нравится. Я вот сейчас смотрю и думаю: Боже, как же это все банально. В прошлом году мы сняли фильм для конкурса “Україна — шлях до миру”. Практически без графики, но там уже был более четко построен сценарий. Мы написали его вместе с моей девушкой Кариной Оринянской. И вот этот фильм победил в конкурсе зрительских симпатий. Это фильм “Той, хто навчив нас літати”. Он уже правильно поделен на три акта. Есть, конечно, свои недочеты, но тем не менее, в данный момент я его считаю одной из моих лучших работ в плане сюжетной линии.

- А кто принимает участие в качестве актеров ваших фильмов?

- Очень по-разному бывает. Иногда, когда это короткий проект и не требуется особых актерских усилий, мы объявляем клич по знакомым. А для этого большого фильма мы привлекли такую “тяжелую гвардию” — у нас там играет заслуженный артист Украины Виктор Гончаров. Он играл, практически во всех запорожских театрах и в некоторых киевских, поэтому на его актерской игре держится весь фильм. У него в фильме подручные — молодые актеры, которые в данный момент учатся на пятом курсе актерского мастерства

- А мальчик?

- Мальчика мы нашли через пробы. Мы объявили небольшой кастинг. Такими делами обычно занимается мой товарищ Юрий Мате. Он организовал все это, сделали объявление — пришло несколько человек, и мы выбрали мальчика, более подходящего и внешне, и по актерским данным.

- Это все происходило в Запорожье?

- Да, это все было в Запорожье.

- И фильм снимали?

- Да, и кастинг, и фильм снимали в нескольких локациях.

- А в каких?

- Нашли квартиру, в которой происходит, практически основное место действия. Также, нам помог университет ЗНУ — он предоставил для съемок лабораторию, несколько аудиторий. Там у нас есть массовая сцена, где много-много студентов.

- А психбольница? Где снимали сцену в больнице?

- Психбольницу тоже в ЗНУ. Очень много разных корпусов, в которых мы снимали. Какая то аудитория для лекций, какая то для заседаний, некоторые сцены в коридоре сняты. Причем, снимали в учебное время и приходилось разгонять студентов, которые ходят, чтоб не мешали снимать. И то, некоторые влезали в кадр. Потом их приходилось на компьютере уже затирать.

- Т.е., все реально сделать в нашем Запорожье?

- Реально. Сложно очень, но реально. К примеру, вот на этом проекте нам не хватило светильников. Очень многие сцены сняты с реальным освещением. Т.е., в кино это реальное освещение имитируется для того, чтобы достичь правильного контраста.Т.е., есть основной свет, есть контровой, есть заполняющий — у нас, к сожалению, всего было два светильника на всех съемках. И каждый раз, каждый дубль мы меняли расположение светильников, чтобы добиться нужной световой схемы. А иногда не было розеток… Это получилось такое очень-очень бюджетное кино. Можно лучше. И у нас в Запорожье можно лучше.

- Вот, вы с Кариной участвуете во многих конкурсах короткометражных фильмов, социальной рекламы. Были ли у вас уже какие то награды?

- Я вот сейчас больше занимаюсь художественными произведениями, а Карина, она вот ворвалась в мир социальной рекламы в Украине.  Она заняла три подряд награды в социальных конкурсах в Киеве. В прошлом году наш анимационный ролик —  её режиссура, а моя анимация — занял приз в конкурсе. И, как нам сказал глава UA-Animals Александр Тодорчук — это организация, которая занимается защитой прав животных в Украине — что во многом, благодаря трансляции этих роликов, которые мы сделали, была подписана петиция,на основании которой запретили использование в цирках крупных животных. Т.е., таким образом, мы, как бы и помогли.

- Давай вернемся к Мишкину. Как возникла идея, что хотелось показать и на какой уровень с ним выйти?

- Мультфильм про космонавта Мышкина задумывался, как короткометражный мультик, затем, как серии короткометражек. Как возникла идея? Я не знаю… Если, посмотреть на все мои работы, то в каждой из них есть какие то элементы фантастики. Я с детства зачитывался Филиппом Диком, Робертом Шекли — они вдохнули в меня любовь к научной  фантастике, и все мои идея витают вокруг этого основного стержня. Поэтому, не мудрено, что в какой то момент я хотел сделать мультфильм о космосе, о каких то далеких мирах. Первым пришел на ум персонаж Мишкин. Потому что это главный персонаж одной из книг Шекли. Кроме имени у него мы, конечно, ничего не заимствовали. Вот, как то так и возникла идея.

- Володя, а на кого равняешься, от кого черпаешь информацию, как кто хотел бы рисовать, создавать мультфильмы?

- На самом то деле, если говорить о каких то крупных, полнометражных мультиках, то на ум приходят всего три компании — это Disney, Dream Works и Sony Animation. Это , как раз, три гиганта, на которых зиждется современная полнометражная анимация. Есть, также множество студий поменьше, но их продукты немного не дотягивают по визуальной составляющей. Но, на самом деле есть очень много короткометражек, которые можно посмотреть на бесплатных хостингах, которые делают просто энтузиасты. В основном, это дипломные работы учеников французской школы анимации. У них очень мощная школа, они выпускают ребят, которых с руками и ногами забирает к себе Disney. Я их дипломные работы часто смотрю и поражаюсь до души.

- Хватает ли тебе места в Запорожье, для того, чтобы делать такие проекты, которые оценивают в Киеве, в Украине?

- Ну, смотрите. Поскольку я очень много воспринимаю через глаза, мне бы очень хотелось выйти на улицу и черпать вдохновение от нее. Я, к сожалению, в Запорожье вот этого не могу сделать. Разве что, весной. Мне очень нравится май, когда все цветет, все красиво, не очень жарко — я хожу по улицам, радуюсь и вдохновляюсь. Идейная часть работает лучше. Я не очень доволен экстерьерами запорожскими. Поэтому зимой я чаще всего сижу дому за компьютером и не хожу по улицам.

- Т.е., с технической стороны проблем нет. Проблема в локациях? Негде снимать?

- Очень мало красивых мест, либо же они все завешены рекламой. Мы с другом идем по городу и часто ворчим, как старички: вот, если бы был главный архитектор у нас более смышленый, он бы сказал всем покрасить балконы на проспекте в один цвет, поснимать рекламу, убрать МАФы на более второстепенные улицы.


- И все же, где больше всего в Запорожье понравилось снимать?

- Больше всего мне нравится улица Лобановского. Она новая, она очень красивая, на ней мало деревьев, на ней очень красивые дома, что с одной стороны, что с другой. Мы там уже два проекта отсняли. Еще мне нравится Дворец пионеров. Он такой красивый, массивный. Если убрать граффити, то выглядит очень футуристично.

- А вот ты говорил о кастингах. Если наши читатели,  запорожцы захотят сняться в ваших фильмах, где им искать информацию о кастингах?

- В наших соцсетях. Мой товарищ Юрий Мате, который занимается организационными вопросами, он участник всеукраинской организации Cinema Hall — у них очень много посетителей и они там пишут где и как в Запорожье будут проходить кастинги. Если у нас есть какой то проект, мы отписываемся ему, а он сразу пишет в эту группу.  Поэтому, все запорожцы, которые хотят причаститься к кино, пускай обитают там.

- Володя, а хотел бы переехать куда нибудь из Запорожья?

- Нет. Если честно, пока я не хочу никуда уезжать. С нынешними возможностями интернета можно делать все что угодно и где угодно. А, постоянно делая проекты, можно ездить на фестивали и знакомиться с новыми людьми. Я побывал много где и вижу, что не само место делает что то хорошим, а люди, которые находятся там.

Читайте также: