Последние несколько месяцев в Запорожье происходит много перипетий в сфере транспорта: часть маршрутов закрывают, новые открывают, на других меняются перевозчики, а вместо надоевших всем “спринтеров” обещают пустить большие автобусы. Происходящее вызывает множество вопросов у наших читателей, поэтому мы задали 8 важных вопросов начальнику управления транспорта Запорожского горсовета Александру Власюку и узнали у него, чего ждать от городской транспортной реформы.
1. Зачем власти закрыли несколько маршрутов, и почему именно эти?
Закрытие маршрутов связано с оптимизацией транспортной сети города. Все маршруты, которые мы сейчас закрываем, либо имеют слабый пассажиропоток, либо полностью, или частично, дублируют другие маршруты.
Например, возьмем 98-й маршрут, который мы решили закрыть. Как он работал? Утром вывозил людей, а вечером привозил. Работал один автобус, который снимался с какого то маршрута, менялась табличка, и совершался рейс. По данному маршруту проходит “десятка”, также 87-й проходит рядом. Я не думаю, что это как-то скажется на пассажирах.
Есть и полностью дублирующие друг друга маршруты, которые мы закрываем с целью оптимизации. Вот, девятка. Чем отличается девятый маршрут от 9-А? Ничем. Они дублируют друг друга. Об этом маршруте уже известно всем — много лет назад на нем работал один легальный перевозчик, а один перевозил пассажиров нелегально. И уже потом, чтобы как-то легализировать его, создали дублирующий маршрут с приставкой “А”. Сейчас мы 9-й маршрут закрываем — у перевозчика заканчивается договор и он сам согласился не продлевать его, а 9-А переименовываем в 9-й и проводим по нему конкурс.
Также обстоят дела и с 77-м и 76-м маршрутами, также и с 68 и 68-А. Там, где один маршрут был немного длиннее (на одну-две остановки) другого, мы продлим оставшийся и все.
2. Будут ли ближайшее время закрыты еще какие-то маршруты?
В ближайшее время будут закрываться только эти маршруты, которые мы подали в проекте решения (речь идет о 8-и маршрутах, подробнее читайте по ссылке, - прим. 061). Больше никаких. Разве что, с кем-то придется разорвать договор в одностороннем порядке, если “выпросят” (за какие либо нарушения, — ред. 061).
3. Какие новые маршруты откроются?
Мы планируем “накатать” 52-й маршрут (от Запорожье-I до Никопольского шоссе, через плотину, остров Хортицу, — ред. 061) и 48-й — это маршрут с Бабурки на Осипенковский. Пока мы создаем комиссию, техническую документацию, будем проходить согласования, затем уже объявлять конкурс и “накатывать” маршрут. Планируется, что перевозчик-победитель будет в течении трех месяцев накатывать маршрут, после чего будет понятно насколько он целесообразен и стоит ли его оставлять.
4. Почему в новых конкурсах на перевозки встречается требование о вместимости автобусов “до 22 мест”. Все-таки маршрутки ездить не перестанут?
На некоторых периферийных маршрутах мы допускаем использование маловместимых транспортных средств. Это такие, к примеру, маршруты, как 5 и 5-А. Они идут по краю Космического микрорайона. Там небольшой пассажиропоток, узкие улочки, да и в целом дороги непригодные для таких автобусов, как “Богдан”.
По центру автобусы с вместимостью до 22-х мест мы можем добавить лишь в качестве вспомогательных в межпиковое время. Как, к примеру, на маршруте 40-А. Но, это будет класс “А”, не “Спринтеры”, которые относятся к “В”-классу. Класс “А” он еще заводом-изготовителем предусматривает стоячие места. У нас это “Руты” — они имеют до 22-х сидячих мест, и есть в них места стоячие.
Пока не выровняется экономика в городе, мы не сможем уйти от маловместимых автобусов класса “А”, здесь даже не нужно самих себя обманывать. В том же Харькове — по центру ездят большие автобусы, “гармошки”, а по районам — спокойно себе колесят “Руты” и подобные.
5. Может ли подорожать проезд?
Уже сегодня перевозчики просят повысить тариф на проезд. У меня лежат целые папки документов от перевозчиков, которые подают свои расчеты на пересмотр тарифов. В них они указывают и расход топлива, и повышение заработной платы. Все эти бумаги, прежде чем попасть на исполком, должны пройти согласования. Департамент экономики будет готовить экономическое обоснование и так далее.
Сейчас, что радует, любая установка тарифов делается по согласованию сторон. Вот из последнего — 1-го апреля в прошлом году заканчивался временный тариф на пяти маршрутах. Им нужно было из временного сделать постоянный тариф. Вот, они дали экономическое обоснование, в котором, например, экономика в маршрутном режиме одного из маршрутов составляет 7,68 грн, но человек согласился на 5 грн. По другим маршрутам экономическое обоснование составило 5,17 грн, но перевозчик изъявил желание возить по 4 грн, т.к., понимает, что за 5 к нему никто не сядет, потому что по городу 4 грн.
Повышение тарифа неизбежно. Перевозчики жалуются, что нынешние тарифы в основном идут на топливо и на зарплаты, денег для развития не остается. Я думаю, где-то к сентябрю мы выйдем на 5 гривен. В проекте есть поднятие цены максимум до 5-ти гривен. Но, возможно это случится и раньше. Пока я не могу точно утверждать. Поднимется проезд и в электротрансе — я наше коммунальное предприятие в обиду не дам.
6. Когда в запорожских маршрутках появится GPS и будут ли установлены ли электронные табло на остановках?
Я сейчас еду в Киев на выставку GPS-систем, предназначенных для транспорта. По закупке данного оборудования мы будем объявлять торги, скорее всего уже в апреле. Пока GPS будем устанавливать на базе коммунального предприятия — на трамваях, троллейбусах и 18-м маршруте. Туда же (в торги, — ред. 061) будем включать и “умные” остановки. Создание технических условий для торгов на Prozorro поручено “Запорожэлектротрансу.
В дальнейшем, когда опробуем оборудование на коммунальном транспорте, мы планируем внедрять GPS-оборудование и на остальном транспорте частных перевозчиков. Сегодня в наших договорах с перевозчиками есть пункт, который предусматривает заключение дополнительного соглашения на установку GPS.
7. Оказался ли рентабельным 18-й маршрут, на который пустили вместительные автобусы?
Мы сразу через месяц посчитали рентабельность 18-го маршрута, с учетом компенсации и всего прочего, и у нас получилась, что маршрут зарабатывает около 19 тысяч в месяц. Да, в первый месяц было не очень, но люди потихоньку узнают, перестраиваются. В третий месяц работы маршрута мы уже имеем ежедневную выручку около 14 тысяч гривен.
После поднятия цен на проезд городе, где стоимость поднимется до 5-ти гривен, проезд в 18-м маршруте будет стоить 4 грн. Но, уже сегодня можно смело говорить, что этот маршрут выгоден. Мы планируем закупить еще около 18 таких автобусов и поставить их на длинные социальные маршруты с высоким пассажиропотоком.
8. Сколько льготных мест в маршрутках?
Количество льготных мест не зависит от вида и вместительности общественного транспорта. Т.е., в маршрутках не ограничено количество льготных мест. Водитель по закону должен перевозить, впускать в маршрутку, каждого льготного пассажира. Это прописано в наших с перевозчиком договорах, которые составлены согласно закону. Конечно, частнику не выгодно перевозить всех пассажиров льготных категорий. От этого и возникают конфликты. Когда данную услугу удастся монетизировать, или пересмотреть компенсацию из городского бюджета, тогда лишь можно будет забыть о данной проблеме.