Запорожью повезло с природой, но туризм у нас развивается как-то вяло и, в основном, с помощью единичных энтузиастов. К примеру, байдарочную станцию в урочище Сагайдачном создавали люди, которые просто любили каяки и хотели заниматься водными видами спорта. Уже 10 лет там катают на лодочках туристов со всей Украины, но при этом далеко не все запорожцы вообще в курсе, где находится урочище Сагайдачное и как туда добраться. 061 пообщался с одним из основателей одноименного кемпинга, Сергеем Хвостенко, и узнал, как в Запорожье появились каяки и что нужно для того, чтобы на них покататься.
Урочище Сагайдачное - это совсем недалеко от цивилизации, практически в центре Запорожья. Выходим возле филармонии имени Глинки, дальше - вниз по улице, через арку “пьяного” дома и спускаемся по улице Скальной через частный сектор. Не проходит и двадцати минут, как мы на месте. Когда-то здесь была свалка, которую группа друзей разобрали своими руками, весь мусор вывезли, а территорию привели в порядок. Сергей встречает нас и проводит на плавучий хостел. Прямо посреди Днепра здесь стоит домик на воде. В нем можно снять койку на пару дней или провести тренинг в небольшом зале со столиками и пластиковыми стульями. Тут же байдарочная база, где можно арендовать лодочку и поплавать вокруг Хортицы или острова Байда. Сергей заваривает кофе, и под звуки чаек, бьющихся о воду в попытке достать рыбу, мы начинаем разговор.
О том, с чего все началось
“Еще году в 92-м один мой друг пригласил меня на Южный Буг, это были последние союзные соревнования по технике водного туризма. Я туда попал и просто заболел каякингом, а именно - сплавом по бурной воде. Мне нравилась динамика, чувство движения. Какое-то время я с переменным успехом этим занимался. Мы тогда плавали на каких-то старых самодельных каяках. Об экстремальном сплаве речь вообще не шла, эти самодельные лодки не выдерживали никакой критики, поэтому в серьезные походы мы ходили на катамаранах. Ездили на Кавказ, и там, примерно в 2000 году, я увидел как люди садятся в маленькие лодочки, проходят ужасные пороги, и я понял, что катамаран - это тупиковая ветвь развития, мне нужен нормальный современный каяк. Поехал в Москву и купил его”.
“Постепенно я познакомился с массой ребят, которые ездили сплавлялись на каяках. Как-то мы ехали в Крым, и я завез их по дороге в Запорожье, решил показать город. Мы ходили, гуляли, они увидели Днепр и говорят “У вас тут наверное много каякеров!”. А я говорю “Нету”. Они тогда очень удивились. Я подумал - а действительно, странно, возможностей у нас для этого много, почему у нас водным туризмом почти никто не занимается? Я тогда посмотрел на наш город чужими глазами, глазами своих друзей, и задумался, почему бы не сделать свой клуб, не научить людей каячить и ездить своей командой?”.
“Где-то в 2002 году я этим серьезно озадачился. Мы поговорили с друзьями, это плавно перешло в разговоры о том, что можно сделать свою базу. Сначала дальше разговоров дело не шло. Потом в 2007 году мы все-таки перешли от слов к действиям и открыли школу каякинга. Тогда она располагалась на “запорожсталевской” базе, которую потом закрыли. Нам помогли наши друзья-туристы, с которыми мы раньше ходили в походы. У кого-то был свой бизнес, у кого-то сбережения. В общем, мы купили три лодки, плюс была моя и еще одного друга. Начали приглашать людей и учили их управлять лодочкой, выполнять эскимосский переворот, давали базовые знания управления лодкой. К нам начали приходить люди, но для многих экстремальный туризм был не очень интересен, им хотелось просто покататься, отдохнуть, узнать больше об окружающей природе”.
“И тогда мы стали проводить экскурсии. Я продал “жигули” за 500 долларов, доложил еще 100 долларов и купил каноэ. Дело постепенно шло, мы проводили экскурсии в плавни, покупали еще лодки, приглашали людей, катали, так все переросло в байдарочную базу. Со временем я загорелся темой кемпинга и начал рассказывать об этом своим друзьям, мы нашли какие-то деньги и сделали кемпинг Сагайдачный, где мы сейчас находимся. Сейчас у нас больше 30 лодок, часть из них принадлежат спортсменам, с которыми есть договоренность, что мы можем сдавать их каяки в аренду”.
Нужна ли физическая подготовка, чтобы плавать на каяках?
“У нас есть прогулочные лодки, на которых может поплавать любой человек. Достаточно пройти короткий инструктаж в 10-15 минут и можно отправляться в плавание. Никакой специальной подготовки не нужно. За 10 лет я уже насмотрелся на то, как у нас каячат и 70-летние бабушки, и 5-летние дети. У нас проводили детские Дни рождения на воде, а как-то приехали 20 бабушек! Я сначала даже не знал, что с ними делать! А они прошли на каяках 12 километров, были страшно довольные и счастливые”.
“В летний период у нас довольно много посетителей. Большая часть из них - это постоянные участники наших экскурсий. Некоторые приходят перед работой - на 7 утра. В такое время здесь, как правило, идеальный штиль, ветра нет. Некоторые просыпаются пораньше, чтобы погрести и поехать на работу. Тут есть душ, поэтому это удобно”.
“А вообще мы занимаемся круглый год. Бывает сидишь дома, за окном дождь, никуда выходить не хочется, думаешь - ну какая тренировка? А потом кто-то звонит и говорит “Ты будешь на тренировке?”. Думаешь, человек хочет потренироваться, значит надо пойти. Приходишь, погреб, и оказывается, не так все и страшно, как из окна казалось. И как-то настроение совсем другое, спокойно на душе становится. А вообще нам повезло с местностью, участок от Днепрогэса до моста практически никогда не замерзает, даже в лютые морозы есть промоины, где можно плавать”.
“Маршрут зависит от уровня подготовки. Обычно это 6-12 километров. Самый длинный - вокруг Хортицы - это 28-30 километров, по времени - 6-8 часов. Но чтобы грести больше 20 километров в день, все-таки нужно сначала немного потренироваться, хотя бы 2-3 раза в неделю выходить на воду. Теоретически можно и до Энергодара доплыть, но для этого нужна отличная подготовка”.
Не опасно ли это? Не перевернешься?
“Перевернуться можно на пароходе. А прогулочные каяки сделаны так, что если соблюдаешь правила безопасности, то перевернуться на них практически нереально. Они широкие и удобные и максимально безопасные. Если на воде не вставать в полный рост и со всей силы не раскачиваться, то на гладкой воде точно не перевернешься. А даже если перевернешься, можно легко встать. Те, кто хочет экстрима, ходят на морских экспедиционных байдарках, но это уже для опытных. А вообще каякинг не опаснее любого другого активного вида отдыха”.
Байдарки и каяки - это одно и то же?
“Да, просто слово “байдарка” пошло от чукчей, у них были “байдары”. Это название было больше принято в Советском Союзе. А на Западе у них “каяк”, “каюк”. Когда из Запада к нам начали привозить пластиковые лодки, их называли каяками. А у нас каркасно-разборные лодки называли байдарками. Но по сути это одно и то же, отличаются только материалом. Часто люди путают, приходится объяснять”.
Сколько стоит байдарка?
“Стоимость у них совершенно разная. Есть один производитель в Украине, который их делает - они продают такие лодки от 18 тысяч. Можно купить “бэушную” каркасно-разборную долларов за 200. Пластиковые лодки бэушные стоят 200-300 долларов, новые - от 800 и выше”.
О том, как появился хостел на воде
“Один из моих друзей-туристов по профессии строитель. Ему идея строительства домов на воде была интересна. Мы нашли инвестора, который тоже интересовался этой темой и хотел хотя бы в качестве эксперимента построить дом на воде и использовать его как хостел и может даже как образец. Может кому-то понравится и он закажет такой же. Тут ничего сложного - в воде стоят ёмкости, на них просто ставится дом, а дальше уже проводятся коммуникации. Почему-то когда ездишь по всяким Копенгагенам, у них дома на воде - это привычное дело. А у нас столько пространства, а дом пока первый”.
О менталитете запорожцев
“Я наблюдаю такую неприятную тенденцию, что многие уезжают из Запорожья в крупные города: или за рубеж, или в Киев. Вот приходит человек, у него хорошая работа, есть знания и какие-то амбиции. Он может позволить себе купить какое-то снаряжение и заниматься почти круглый год. А потом он раз - и уезжает. Это обидно: только научил человека, а он уехал. Хочется, чтобы люди сюда возвращались. Чтобы наш город был не депрессивным, а становился туристическим”.
“Мне хочется показать запорожцам, что есть другие виды отдыха, кроме санаториев, профилакториев, Кирилловки и пива у телевизора. Туризмом из запорожцев мало кто занимается, и это обычно такой “совковый” туризм, к которому человек год готовится, это целое событие в жизни. Я часто бываю в Норвегии, и вижу, что у них каждые выходные - это туризм: люди берут лодки и едут куда-то на фьорд. У них каждая вторая машина с велосипедами едет в выходные, а каждая пятая машина - с лодками. И возможностей там много: скалолазные стенды, велодорожки. Люди постоянно в активности. И дети с детства это видят. А у нас люди просто не знают, что можно иначе. Когда говорят, что денег нет - ну неправда! Люди сидят в кафе, покупают себе пиво, сигареты - значит есть же деньги! Просто их можно тратить не на пиво, а на тренировку. Просто многие не знают, что такие альтернативы существуют, а к пиву они привыкли”.
“Хочется как-то изменить Запорожье”
“Меня спрашивают друзья, почему я до сих пор тут. Я так часто бываю в Норвегии или Чехии, что мог бы остаться жить там. Но хочется все-таки что-то здесь сделать. Это может даже принципиальный вопрос. У меня большинство друзей работает и живет в Киеве. Они рассказывают про пробки, еще что-то, а я их “тролю”, рассказываю, как у нас тут здорово - природа, Хортица, каяки. Иногда становится грустно, когда сталкиваешься с разными моментами в отношении наших людей, с бюрократией, накатывает и хочется уехать. Но пока преобладает желание что-то изменить в этом городе, да и в стране тоже”.
“Это прозвучит пафосно, но мы все-таки повлияли на развитие каякинга в Украине. Ребята, которые учились у меня, сделали свои клубы, это крупнейшие клубы в Киеве. Кто-то ходил к нам на тренировки, а потом открыл прокат каяков, решив, что это хороший бизнес. Но мне бы не хотелось, чтобы это стало чисто бизнесом. Хочется, чтобы к каякингу не было отношения, как к аквапарку, а чтобы у нас была культура каякинга, чтобы люди понимали правила безопасности, умели красиво грести и получать от этого удовольствие”.
Записала Татьяна Гонченко,
фото и видео Славы Чиженка, заглавное фото - Алексея Олейника