Запорожский музей автомототехники «Фаэтон» – самый большой в Украине. После начала войны коллектив предприятия на два года остановил реставрацию ретро-автомобилей и взялся за восстановление техники военного назначения. «Делали все, кроме танков», – рассказывают в музее. 061 пообщался с директором "Фаэтона" и расспросил, как машины, предназначенные для АТО, ставят на колёса.
44-летний руководитель музея Дмитрий Позняк – крупный мужчина в военной форме. Он уже третий год служит в Национальной гвардии – мобилизовался в апреле 2014-го, сейчас – на контракте до окончания особого периода. Из-за особенности службы просит себя не фотографировать. О армейской жизни тоже не говорит. «Потом. После войны все расскажем и книжки напишем», - отвечает на вопросы об этом. Поэтому говорим только о работе сотрудников «Фаэтона».
«Мне всегда нравились старые грузовики. Как-то ехали в Днепропетровской области, смотрю – стоит во дворике Урал ЗИС-5 – в «уставшем» состоянии. Еле уговорил деда-владельца его продать, – вспоминает директор «Фаэтона». – Восстанавливали полтора года. Сначала из-за отсутствия информации сделали это неправильно, потом переделывали».
Первый восстановленный силами «Фаэтона» автомобиль выехал 9 мая на парад Победы, в в 2004-м году. В 2008-м в гаражах Позняка и его друзей было отреставрированных 20 машин. В 2011-м году «Фаэтон» открыл первый зал.
Купленный Дмитрием почти двадцать лет назад Урал ЗИС-5 сегодня можно увидеть в экспозиции музея. Вместе с ним – в пяти залах огромного помещения на площади 3800 квадратных метров – 200 различных автомобилей: от единственной в Украине «Катюши», «Жигулей» до «Роллс-Ройсов». А еще – велосипеды, детские машинки, модели и разная автомобильная атрибутика. В Днепре открыли филиал – «Машины времени».
Руководитель музея, кажется, долго может рассказывать о создании и работе «Фаэтона».
«До войны я возглавлял строительную кампанию. Пришел с армии и уже как 23 года занимаюсь бизнесом. Этого вполне хватало, чтобы спокойно заниматься любимым делом — ретро-автомобилями, – рассказывает Дмитрий. Руками его коллектива в Запорожье строили супермаркеты, базы отдыха, а также занимались реконструкциями зданий. Последние три года руководитель музея отошел от оперативного управления, – С начала войны стройки закончились, мы начали заниматься ремонтом техники».
С началом АТО в «Фаэтон» обращаются волонтеры и военные формирования с просьбой отремонтировать технику. Начиная с небольшой работы, постепенно пришли к капитальному ремонту.
«У меня было 70 единиц различной техники – автомобильной и грузоподъемной. Соответственно, серьезная ремонтная база. 35 специалистов. Большинство из них военные на пенсии, люди знающие и дисциплинированные. Есть ребята помоложе, участники АТО. Объединив опыт фирмы и музея, получился хороший результат», – говорит Дмитрий Позняк.
За три года в «Фаэтоне» отремонтировали больше 100 единиц техники. Это БТРы, БМП, Саксоны, КрАЗы, КамАЗы, УРАЛы, автобусы, джипы, военные прицепы — воинских частей Запорожской области, Днепра, Мариуполя и не только. Здесь восстанавливали почти все виды техники, кроме танков.
Объем работы был огромным. За первые 2,5 года войны «Фаэтон» не отреставрировал ни одного автомобиля для собственного музея — все время и силы шли на ремонт техники военного назначения.
«Одному очень сложно было. Просили всех о помощи. Здесь бесплатно приезжали бригады работали, предприятия присылали своих слесарей, было такое. Кто нам только не помогал: там металл взяли, там смазки…. И сейчас весь город помогает. Очень дорого. Один БТР отремонтировать — колоссальная сумма. Около трети миллиона гривен. Бывало, собирали один из двух. Словами не описать, — рассказывает Дмитрий. — Технике по 40, по 50 лет. Уже снята с производства, стояла без дела. Предельный износ. Технически у нас были необходимые знания и возможности, но ремонт достаточно сложный с точки зрения снабжения. Отсутствие запчастей и их качество. Что-то из Молдавии возили, что-то из Болгарии, Польши. У наших партнеров на складах что-то оставалось. По запчастям вопрос открыт».
В «Фаэтоне» восстанавливали технику с поля боя «Сюда привозили разорванную, сгоревшую технику. Разное было… Есть фотографии, — Дмитрий показывает на планшете иллюстрации. — Но все машины уехали отсюда своим ходом».
— Зачем это Вам было нужно? — спрашиваем.
— Во-первых, это колоссальный опыт. Самое важное в нашей жизни — это опыт. Во-вторых, мы ж не хотим превратиться в ЗНР. Хочется, чтобы все было нормально, есть что терять, есть дети, дом. Хочется жить спокойно, нормально. Поэтому прилагаем максимум усилий. Тем более, я с 2014-го годах служу в войсках.
Кстати, еще один рекорд он вместе с «Фаэтоном» побил, занимаясь военными реконструкциями. За год до войны, в 2013-м году, в Запорожье отметили 70-летие освобождения Запорожья от фашистских захватчиков. Крупнейшая реконструкция событий на окраине города с участием единомышленников из 9 стран зарубежья и более 600 участников вошла в Книгу рекордов Украины.
В какой-то момент, как говорит военнослужащий, «золотой запас» для бесплатного ремонта закончился. К тому времени, когда денег для волонтерства не осталось, украинская армия окрепла и уже могла оплачивать работу.
Теперь коллектив «Фаэтона» продолжает свою работу, но уже на контрактной основе — с Вооруженным Силами, пограничниками, с Национальной гвардией. Но работы стало меньше. К счастью, как говорит наш собеседник, в армии появилось очень много новой военной техники.
Сейчас в работе у «Фаэтона» 4 будущих экспоната музея и несколько машин для армии: два БТРа и обстрелянный джип бойцов добровольческого батальона. Откуда эта техника, каких подразделений, 061 не рассказали, ссылаясь на секретность.
«Будем надеяться, что пик военных действий мы прошли. Очевидно, что армия стала боеспособной. Набрала колоссальный серьезный опыт, — делится Дмитрий. — Я считаю, что мы сейчас одна из самых подготовленных армий в Европе. К нам приезжают инструктора из Канады, Америки, Израиля. Они говорят: «Вы уже прошли и знаете то, что мы не знаем. Мы готовы у вас учиться». То есть пошла «обратка». Три года в состоянии войны — это немало».
— Готовы к тому, что через год-два уже не будет необходимости в Вашей помощи армии?
— Я буду только счастлив, поверьте. Есть более интересные вещи, какими можно заниматься на гражданке. Конечно, будем продолжать строить. И опять же наша самая любимая тема — автомобили, мотоциклы, ретро.
P.S. «Фаэтон» регулярно показывает свою коллекцию на выезде: в Киеве, Запорожье, Харькове, Одессе. С последней поездки «фаэтоновцы» привезли два кубка. Во Львове отреставрированные Мерседес 1963 года выпуска и Кадиллак 1975-го завоевали первое и третье место в гонках ретро-автомобилей.
Проект осуществляется при финансовой поддержке Правительства Канады через Министерство международных дел Канады