Вчера, 18 июня, в Киеве прошел Марш равенства в рамках форума "КиевПрайд-2017". Марш призван сделать "видимыми" ЛГБТ-людей в Украине и преодолеть дискриминацию и насилие в отношении них. В связи с многочисленными дискуссиями, 061 спросил у участников из Запорожья, почему они поехали на Марш равенства.
"Киевпрайд" – это ежегодный форум. В течение прайд-недели проходили различные дискуссии, тренинги, воркшопы, выставки, показы фильмов и многое другое. Организаторы предложили площадки для обсуждения не только проблем, но и решений того, как наше украинское общество можно сделать более открытым для различных групп людей. Прайд-неделя завершилась Маршем равенства в воскресенье.
Аня, волонтерка безопасности на Марше равенства:
“Я не могу сидеть на месте, когда нужно что-то менять.. Недавно я стала свидетельницей преступления на почве ненависти по отношению к моим друзьям, чуть позже услышала об убийстве парня-гея, тоже на почве ненависти в нашей стране. Мне это не нравится, и я выбрала действовать и записалась волонтеркой безопасности на марше равенства. После трех тренингов по подготовке, где нам рассказывали какое оружие можно пронести, как организовывается сафари, как сохранить себе и другим здоровье и т.д., я перестала бояться и полностью настроилась на марш, будучи готовой к худшему.
Нашей волонтерской команде вдвойне радостно от того, что большую часть того, что мы знали применять не пришлось, и это очень хорошо. Это невероятное ощущение нахождения в центре шествия небезразличных людей. В мои обязанности входило: построить колонну, рассказать о технике безопасности и координировать движение. Я удивлена, но у меня получилось это сделать. В этом году защита полиции лучше, оппонентов меньше, организация и координация лучше, была машина с дрэг-квинами (артистами мужского пола, которые переодеваются в женскую одежду. Дрэг-квин далеко не всегда являются геями или транссексуалами, - 061), настрой участников/иц веселей, мы меняем ситуацию, и я этим горжусь и верю в то, что когда-то марш равенства пройдет без нескольких тысяч полицейских”.
Вадим, участник Марша:
“Помню, в 2015 году ребята из “Гендер Зед” ездили на марш, тогда пострадали даже полицейские. В прошлом году прайд был открытым и мы с друзьями тоже поехали. Было здорово, не обошлось без пары побитых, крестов вокруг и яиц на окнах эвакуационных автобусов.
Но вот в этом году я вытащил ещё больше людей на Марш Равенства и стала видна разница - провокаций меньше, людей больше (включая не лгбт), организация на высшем уровне. Для меня Марш - очень важное событие. Такие акции дают видимость лгбт-людей в нашей стране, раньше часто можно было услышать “среди моих знакомых таких нет”, словно мы не другие, не как все.
Также мы выступаем за равные права каждого и каждой, независимо от любых признаков - будь то люди другой национальности, люди с инвалидностью, мужчины или женщины. Я сравниваю Марши каждый год, смотрю на прогресс, в том числе и в сознании людей, и я надеюсь, что в ближайшем будущем в Киеве будет проходить Прайд больше как туристическое мероприятие, собирающее тысячи людей со всего мира”.
Дария, волонтерка безопасности Марша:
“Марш этого года был очень значимым для меня, ведь в прошлом году я была просто участницей, а в этом году - волонтером безопасности. Я поняла, что я могу быть не просто потребителем достижений ЛГБТ-сообщества, пользуясь тем, что сделали другие активисты ранее, но и могу сделать свой вклад.
Я поняла, что могу помогать таким же людям как и я, то есть представителям ЛГБТ. Вчерашний марш был для меня важен, потому что я устала от оскорблений в мой адрес, от непонимания и неприятия, а также от того, что моих друзей избивают, выгоняют из дома, увольняют с работы просто потому, что они лесби/геи/би и так далее. Это выбивает меня из колеи: как так? Почему люди считают, что они имеют право ограничивать других? Почему насилие - это нормальное явление в современном обществе?
Мы все собрались, чтобы провести мирное собрание и показать, что мы есть и нам не всё равно, что мы будем бороться за свои права. Я также была рада, что в нашу поддержку выступили гетеросексуалы, ведь очень важно было их участие тоже. Я чувствовала их поддержку. Думаю, и другие участники тоже. Впечатления от марша неоднозначные. С одной стороны, было радостно смотреть на доброжелательных людей, которые прислушивались к нам, а с другой стороны - хотелось бы больше поддержки от полиции. В определённый момент рядом просто не оказалось полицейских, а ведь это было нужно в связи с нападением одного оппонента на участника марша. Слава богу, всё обошлось хорошо. На самом деле, я чувствовала и чувствую гордость за наше общество. Мы продвигаемся вперёд медленными, но уверенными шагами”.
Антон, участник Марша:
“Это мой 12-й прайд в жизни, до этого я жил в Израиле и каждый год ходил на прайд в Тель-Авиве. Несколько лет назад я вернулся в Украину. Я по жизни борец за права, помню себя еще в школе: я отстаивал право быть свободным, ругался даже с директором школы и учителями. Я очень хочу позитивных изменений в Украине - стране, где я родился. Также я поддерживаю всех свободных людей, которые демократично настроены.
На Марш я пришел за час до сборов в 8-00. Почти никого не было, кроме радикалов, которые как-то прошли на территорию. Я не совсем понимал, где мне можно бы было безопасно находиться в этом пространстве. Когда я подошел ближе к ул. Льва Толстого, меня начала провоцировать, снимая на мобильный, журналистка “1+1”. Я отказался говорить на камеру то, что она просила. Я как израильтянин обмотался израильским флагом, на меня начали кричать радикалы, что я жид да еще и пи…р. Спрашивали, почему я “еще не в печи” и смеялись в лицо. Я никак не реагировал и отошел в сторону, меня догнал один из них и попросил спрятать флаг в сумку ”по-хорошему”. Пришлось выполнить его просьбу, так как не хотел вестись на их провокации. Я отошел ближе к Дому учителя - к остальным, кто уже начал подходить. В целом все прошло очень позитивно, был грузовик с травести-дивами, играла музыка во время марша. Нам выделили поезд в метро, который нас отвез на безопасное расстояние, где мы уже растворились в толпе с другими людьми. В целом, не считая того, что было вначале, мне очень понравилось, и я думаю, еще пару лет, и охрана такая не пригодится больше”.
Дмитрий, участник Марша:
“Прежде всего, для меня Марш равенства - это о правах человека. Я, мои друзья, знакомые и другие люди имеют такое же право на мирные собрания, на 200 метров столицы и час времени, как и все остальные граждане Украины. Многие говорят.: "права ЛГБТ... в чем их ущемляют?". Я отвечу, что прав ЛГБТ не существует, я просто хочу иметь равные права и для себя, и для наших оппонентов. Для гетеросексуалов и для гомосексуалов.
В чем ущемляют? Если нас вышли охранять 7 000 полисменов и нацгвардейцев, и при этом провокаций избежать не удалось, то добавить больше нечего. Кроме того, это моя гордость. Жить в шкафу - не для меня. Я считаю, что если бы все ЛГБТ в этой стране не боялись дискриминации, насилия, оскорблений и негативной реакции близких, нас бы было не меньше сотни тысяч. К сожалению, подавляющее большинство оправданно боится выйти. Я устал бояться. Да, я горжусь тем, что я гей! И горжусь всеми нами, кто не побоялись и вышли вопреки всем рискам!”
Напомним, что член правления ряда украинских ЛГБТ-организаций Зорян Кись озвучил политическую декларацию "Киевпрайд-2017": "Мы выступаем против каких-либо привилегий или ограничений. Украина, которая не является страной для всех, является Украиной в прошлом. Украина будущего – это страна свободы, равенств и возможностей".
В прайде участвовали не только представители ЛГБТ, но также и те, чьи права нарушаются, а также люди, которые хотят поддержать их. Люди, которые выступают за равные права для каждого и поддерживают демократический вектор страны. Как сказала запорожская активистка “Amnesty International” Наталья Лобач:
“Прайд - це гордість. Хтось пишається своєю кров'ю або приналежністю до статі, або можливістю обмежувати чиїсь права . Я питаюсь тим, що моя країна рухається в бік поваги прав людей і подолання колективних та індивідуальних страхів”.