061 продолжает рассказывать о запорожских бизнесменах, которые открыли свое дело с нуля. Четыре года назад в Запорожье появился первый киоск «Jays Coffee», в котором горожан начали приучать к необычной тогда культуре кофе с собой. Сегодня основатель сети – 28-летний Джам Рахими – вместе со своей командой готовит этот напиток на трех локациях и показывает людям, какой должна быть настоящая культура кофе. 061 пообщался с Джамом и узнал, с чего все начиналось.
Работать в торговле Джам начал, будучи студентом киевского университета. Будущий юрист параллельно с учебой успел потрудиться и продавцом, и торговым представителем, и мерчендайзером. В 2011-м году с дипломом бакалавра Рахими вернулся в Запорожье, чтобы возглавить небольшую розничную сеть.
«Я управлял сетью киосков, в которых продавали сигареты, пиво, жвачки – стандартный набор. На тот момент это было пять объектов, – С предпринимателем мы беседуем, сидя в «Jays Coffee» на проспекте Металлургов. – В один прекрасный момент я понял, что мне надоело то, чем занимаюсь. Купил газету, нашел объявление, арендовал киоск. Этот ничем не примечательный объект находился на бывшей улице Грязнова, чуть ниже трамвайных путей».
Только через полгода работы киоска Джам позволил себе нанять продавца. Но даже тогда прибыль не позволяла оставить подработки и полностью сконцентрироваться на собственном бизнесе.
В конце 2012 года Джам случайно наткнулся в газете на объявление об аренде киоска на перекрестке Металлургов/Соборного. С этого места началась история «Jays Coffee».
«Я вложил все свои сбережения – около 16 тысяч гривен, занял денег – еще 40 тысяч. Этого было недостаточно, но с горем пополам мы запустились»
«Киоск на Грязнова мы закрыли и пожалели, что не сделали это раньше. У нас не было ничего уникального. Все киоски по соседству торговали одним и тем же – сигаретами, пивом и т.п. – и делили выручку между собой. В любой день рядом открывается такой же киоск – ты сразу теряешь в прибыли. Это был первый опыт, работа над ошибками», – вспоминает Джам.
Эти мысли к молодому предпринимателю пришли позже, а пока в открывшемся киоске на Металлургов ребята продолжали торговать обычными для городского ларька товарами – с конца 2012 года по начало 2015-го.
«В какой-то момент мы сняли с продажи все, кроме кофе. Это был рисковый шаг. Мы никогда не делали растворимый кофе в пластиковых стаканах, а уже на тот момент наливали продукт кофе-машины. В первое время, конечно, выручка упала. Но мы смогли плотно работать со своим продуктом – кофе, повышая его качество и стоимость. Еще работая в первом киоске, я понял, что это – единственный продукт, с которым интересно работать, – вспоминает собеседник.
«Если ты не вкладываешь в свой продукт никакой уникальности, будешь неконкурентоспособным»
В марте 2014-го второй кофейный киоск открылся напротив площади Маяковского. В течении года параллельно работали с эспрессо-машиной и продавали те же сигареты, пиво и напитки.
В конце 2014 года «Jays Cofee» появился в небольшом киоске напротив строящегося торгового центра возле Малого рынка. Большой поток клиентов предприниматель почувствовал только в течение полутора лет, уже после открытия «Авроры».
«На закупку профессионального кофейного оборудования для трех киосков в начале 2015-го года мы взяли большой займ в размере свыше 100 тысяч гривен. До этого работали на арендованной технике партнера с обязательством покупать фабричный кофе. На взятые в кредит деньги мы закупили новые кофемолки и б/у эспрессо-машины, провели их восстановление. Запустив оборудование в работу, мы начали искать новых поставщиков, знакомились с продуктом, перешли на свежую обжарку и открыли для себя кофе заново – рассказывает Джам. В его команде – 10 человек, каждый – бариста. Сам он нередко готовит напитки своим клиентам и вместе со своим сотрудниками советует клиентами пить кофе без сахара. – Мы решили не открывать больше киосков, а сконцентрироваться на трех локациях и продолжать их благоустройство. Сейчас мы на финишной прямой к тому, каким должен быть наш проект».
– Джам, какими ты видишь своих клиентов?
– Наши клиенты – это активные люди возрастом от 20 до 30 лет. У них есть стабильная интересная работа, многие их них – творческих профессий. Я обращаю внимание на людей, которые к нам приходят. Это не среднестатистический житель Запорожья. Это самые активные, современные люди города.
– Сколько кофе в день выпивают посетители?
– В одном киоске используется от килограмма до двух килограмма кофе в день. В среднем, как минимум, это 80-100 порций кофе ежедневно. Для сравнения: примерно полкило урожая ежегодно дает одно кофейное дерево. Когда «Jays Coffee» работал на фестивалях уличной еды, приходилось готовить 500-700 порций кофе в день. В те дни мы не то, чтобы покушать, просто сесть отдохнуть не успевали.
– Получается, «Jays Coffee» одним из первых начал приучать запорожцев к культуре кофе с собой.
– Справедливости ради хочу сказать, что с 2010-го года в городе, на площади Маяковского, работают ребята из «Автокавы». В стационарных же киосках, это правда, мы были первыми, кто поставили эспрессо-машину. Но этот факт нам не дает нам никакой форы, мы развиваемся каждый день и не можем расслабляться. С начала 2017 года мы готовим для гостей так называемую «альтернативу», кофе ручного заваривания, и то, сколько плюсов это дало нам в понимании кофе как продукта, невозможно переоценить.
– Откуда привозят кофе, который готовят бариста сети?
– Мы работаем как с качественным биржевым кофе из Эфиопии, Бурунди, Руанды, Колумбии, так и с fair trade зерном из Гватемалы, Сальвадора, Никарагуа, Гондураса и Бразилии. Fair trade – это справедливая схема работы, при которой зеленый кофе закупается у фермеров напрямую. Этот новый подход к кофейному бизнесу уже полноценно применяют несколько украинских компаний. Кофе – один из самых недооцененных продуктов в мире, а мировой кофейный рынок, к сожалению, устроен «колониальным» образом. В странах-производителях, откуда привозится сырье, люди зарабатывают копейки. 2-3 чашки кофе в наших кофейнях буквально могут стоить дороже, чем дневная оплата работы сборщика кофейных ягод.
С помощью прямых поставок, налаживая отношения непосредственно с производителями, компании пытаются поменять это положение вещей, превратить кофе в продукт сродни вина. Прямые поставки защищают фермера от падения цены, он знает, в какой стране будут потреблять его зерно. Он не боится, что его продукт выкупят за бесценок из-за обвала цен на бирже, с чем сталкиваются, в частности, и украинские аграрии. Когда вы пьете правильный кофе, вы в буквальном смысле делаете лучше жизнь людей на другом континенте, где рабочие получат достойную зарплату, дети пойдут в школу, а фермер сможет закупить необходимое оборудование и продолжать повышать качество и стабильность своего продукта.
В июле этого года мы посетили встречу с фермерами-производителями кофе из Гондураса и Сальвадора, именно того кофе, на котором мы работаем каждый день. Они имели возможность поездить по Украине, познакомиться с местной культурой, увидеть, где продают их кофе, как его пьют. По их словам, они были удивлены, насколько Украина развитая страна. Мы привыкли считать, что живем в плохом бедном государстве. Но когда понимаешь, что в день на кофе тратишь больше, чем за его ручную сборку получают люди в странах-производителях, смотришь на это по-другому.
– Многие жители Запорожья уезжают из города по тем или иным причинами. А ты наоборот вернулся из столицы в родной город...
Сначала мне казалось странным возвращаться в город, откуда я переехал в Киев. Но потом я понял, что в столице не все так гладко на самом деле. Мне не нравилось проводить полжизни в пробках, стоять в толпе людей в метро. Запорожье – уютный город с большими преимуществами для бизнеса. Здесь ты можешь не потеряться среди других. Имея три объекта в центре города, мы можем полноценно транслировать свою идею. Если бы мы работали в Киеве, то скорее, потерялись среди других. Да, у нас была бы работа, были бы клиенты, но вряд ли мы бы смогли менять жизнь людей.
Возможно, со стороны наша работа кажется простой. Многие люди, поддаваясь ложным чувствам, открывают кофе-поинт или кофейню и сталкиваются с объективной реальностью. Как правило, им не хватает знаний о кофе, они не могут сделать свой продукт более интересным, в итоге не могут обеспечить адекватную оплату труда и обучение для своих ребят. Поэтому я бы им посоветовал перед открытием поездить по стране, посмотреть на лучшие заведения, попробовать кофе, научиться готовить кофе самостоятельно.
Текст — Андрей Вавилов, фото — Слава Чиженок