Что ожидает Запорожье в сфере общественного транспорта. Часть 1, - АНАЛИТИКА

От редакции. Недавно в Запорожье провели исследование пассажиропотока. Из городского бюджета на это потратили около 600 тысяч гривен. По результатам чиновники будут решать: какие маршрутки убрать, а какие добавить и что будет ближайшее время с маршрутной сетью Запорожья. Активист Александр Ралик блестяще проанализировал результаты этого исследования. Текст получился основательный и довольно длинный, поэтому мы разделили его на несколько частей и будем публиковать с продолжением. 

Результаты обследования пассажиропотока, который был завершен 27 июля сего года, интересны не только и не столько цифрами пассажироперемещений, но и научно обоснованными и математически просчитанными выводами, которые были сделаны специалистами Транспортного факультета ЗНТУ.

Оговорюсь, что, по словам специалистов, если бы у города было желание ввести электронный билет, все было бы гораздо проще, поскольку так убилось бы несколько зайцев сразу:

  • упорядочилась бы перевозка льготников (перевозили бы всех, как и положено), в том числе ветеранов АТО, школьников;

  • была бы возможность организовать пересадочную систему, в которой вы могли бы добраться практически в любую часть города максимум с двумя пересадками. В этом случае также по проспекту осталось бы не более 5-7 маршрутов с высокой частотой;

  • транспорт был бы максимально эффективно заполнен при минимальном интервале движения. По проспекту интервал был бы в пределах четырех-пяти минут в пик даже для гармошек. Для трамваев это около 6-7 минут. Скажем, транспорт в этой системе возит гораздо меньше воздуха.

Только есть одна проблема: электронный билет переведет все расчеты за проезд из черного нала в официальные безнальные платежи, с которых нужно платить налоги. Пока эта проблема не будет преодолена, транспорт будет работать неэффективно и неудобно.

Что такое электронный билет?

Для тех, кто не знаком с этой системой, выложу примерное билетное меню:

  • Разовый билет. Действует только на тот автобус/троллейбус/трамвай, в котором вы валидировали (прокомпостировали) билет на одну поездку.

  • Билет на 90 минут. С ним вы можете путешествовать в течение полутора часов со времени валидации во всем городском транспорте.

  • Билет на 1 день. Позволяет неограниченно ездить в городском транспорте со времени валидации до 3-4 часов ночи следующих суток.

  • Билеты на неделю/месяц/квартал/полгода.

То есть, если вы постоянный пользователь общественного транспорта, вы можете профинансировать транспортную систему города наперед, а взамен получить скидку и неограниченные поездки. Из плюсов город также получает повышенный доход от туристов и возможность не особо беспокоится о том, что пассажиру нужно 1-2 раза пересаживаться, поскольку у большинства из них все поездки уже оплачены.

К делу

Что же предлагают сделать ученые умы, мы рассмотрим далее. Забегая наперед скажу, что некоторые из предложений уже были реализованы.

И, кстати, больше всего изменения затронут центр (весь), Бабурку, Осипенковский, Бородинский, Пески и Космос.

Из 91 автобусного маршрута планируют убрать 27, при этом добавят всего 9 шт (минус 18 маршрутов в общей сложности). Убираемые маршруты, в основном, сейчас проходят по проспекту, поэтому это изменение будет заметно всем горожанам.

Проспект в разрезе пл. Поляка

Более года назад я писал о том, что проспект Соборный безумно перегружен маршрутами общественного транспорта. На участке от Металлургов до б. Шевченко по проспекту проезжают два десятка маршрутов. В среднем по пл. Поляка каждые 11 секунд проезжает маршрутка. Это безумно много и чревато проблемами транспортных заторов, перегруженности остановок, невозможности более эффективному транспорту (большим автобусам и троллейбусам) подъехать к остановкам, что сильно влияет на их среднюю скорость на маршруте. Собственно, что я говорю – вы это и сами каждый день наблюдаете на Металлургов, Украине, Университетской и Анголенко.

Например, 18-й большой автобус перевозит более 63 тыс пассажиров девятью машинами. В то же время, практически полный его дубль, 81-я маршрутка, перевозит 57 тыс. пассажиров уже 16-ю машинами. При этом суммарно маршрутки занимают более чем в 2 раза больше места на дороге (по динамическому габариту), чем большие автобусы.

ЗНТУ предлагает на этом участке убрать 14 маршрутов, добавить 6, 1 перенести на Победу, а в итоге здесь останется 11 маршрутов автобусов. Стоит отметить, что городская власть уже начала убирать лишние маршруты на этом участке, но это еще не конец.

Итак, давайте посмотрим какие маршруты будут функционировать:

Маршрут

Изменен/

Удален

(И/У)

До изменения

После изменения

18

-

Бородинский – Пески

Бородинский – Пески

40

У

Обл. Больница – Речпорт

44а

У

Тепличный комбинат – Металлургов

46

И

Кремлевская – Соборный – Пески

Кремлевская – Соборный – Седова – Запорожсталь

55

-

Рубана – Соборный – ЖД1

Рубана – Соборный – ЖД1

61

У

Арматурный завод – 4-й Южный

62

У

4-й Южный – ДК Кирова

63

У

Бородинский – Европейская

63а

У

ДК Кирова – Европейская

69

-

пл. Запорожская – ул. Цветочная

пл. Запорожская – Соборный – Гортоп

72

У

Бородинский – Пархоменко

75

-

Верхняя Хортица – Пески 

Пески - Набережная (через Победы) или ЖД2

76

У

Олимпийская – Розенталь

80

У

ТЦ Метро – Речпорт

81

У

Товарищеская – Пески

83

У

Проходная ЗТМК – Набережная

84

У

Бородинский – ЖД1

88

У

Бородинский – Пески

89

У

Речпорт – Завады (3-й Шевченковский)

93

-

Кремлевская – Соборный – Маяковского – Победа – Ашан

Кремлевская – Соборный – Маяковского – Победа – Ашан

Т3

-

Песчаная – Пески

Песчаная – Пески

Т8

-

Симферопольское шоссе – Запорожкабель

Симферопольское шоссе – Запорожкабель

Т11

-

Арматурный завод – Соборный – Седова

Арматурный завод – Соборный – Седова

Т17

-

Бородинский – Соборный – Седова

Бородинский – Соборный – Седова

Новый

-

Никопольский поворот – Соборный – пл. Университетская

Новый

-

Арматурный з-д (Осипенковский) – Соборный – ЖД1

Новый

-

3-й Шевченковский – пл. Пушкина – Бородинский

Новый

-

ДК Кирова – Соборный – Космос

Новый

-

Кичкас – Соборный – Пески

Новый

-

Кольцо Верхней Хортицы – Осипенковский – Соборный – Седова

Мне, правда, не совсем понятна целесообразность нового маршрута с Никопольского до студгородка, но оставим это на волю математики, которая сказала, что так нужно.

Что мы получим от таких кардинальных изменений маршрутной сети в центре?

При среднем интервале в пик 7 минут по каждому маршруту и правильной выработке графиков движения (а не интервалов, как это есть сейчас), мы получим среднюю частоту прибытия автобусов на остановки на этом отрезке в 35 секунд. Это означает, что максимальное количество одновременно находящихся на остановке автобусов сократится до 4-х на Металлургов и 2-х на пл. Поляка. То есть, автобусная остановка на Металлургов сократится до максимум 75-80 метров в длину с нынешних 120.

Мнение автора

В случае внедрения электронного билета можно было бы оставить в этом районе такие маршруты:

  1. Бородинский – Пески (скоростной по выделенной полосе)

  2. Бородинский – Космос (скоростной по выделенной полосе)

  3. Бабурка – ЖД1 (опционально) (скоростной по выделенной полосе)

  4. ДК Кирова – Победа – ЖД2 (скоростной по выделенной полосе)

  5. Осипенковский – Братская – Металлургов

  6. Верхняя Хортица – Днепршоссе – Металлургов (1-2 маршрута)

  7. Великий Луг – Металлургов

  8. Бабурка – ДК Кирова (3 маршрута)

  9. Бабурка – Заводская зона (3 маршрута)

  10. Кичкас – Металлургов (2-3 маршрута)

Итого, максимум 17 автобусных + 3-4 дублирующих троллейбусных маршрутов во всех направлениях вместо нынешних 46-ти. То есть, в 2 раза меньше. Причем скорость движения по Соборному и Победе можно увеличить раза в полтора за счет выделенных полос при частоте в районе 5 минут на гармошках вместимостью 150-180 человек. Такая себе полусистема скоростного автобуса/троллейбуса.

Тогда в этом районе был бы большой транспортно-пересадочный узел в районе Глинка – Верхняя. Знаю, это нагрузило бы пешеходным движением и так перегруженный перекресток, поэтому весь автомобильный трафик необходимо спустить под землю, сделав наземную часть полупешеходной. Благо, место для этого есть. Тоннели в этом случае пройдут ориентировочно от Глинки до ЛЭП на Верхней и от ТЦ Афина до Богдана Хмельницкого.

Правда, автомобилисты будут люто возмущаться, что теперь им придется пешачить 100-200 метров до необходимого им магазина. Ну, и МакДональдс (МакДрайв) будет не самым довольным. Зато пассажиры, коих 85-88%, будут рады. Плюс это подстегнет развитие малого бизнеса в этом районе.

Проспект в разрезе пл. Пушкина и ул. Украинской

Это самый напряженный участок проспекта с наибольшим пассажиропотоком. Около 15-16 тысяч человек в пик – это вам не шутки. Давайте посмотрим какие маршруты здесь будут по проспекту в сторону Анголенко:

Маршрут

Изменен/

Удален

(И/У)

До изменения

После изменения

18

-

Бородинский – Пески

Бородинский – Пески

40

У

Обл. Больница – Речпорт

46

И

Кремлевская – Соборный – Пески

Кремлевская – Соборный – Седова – Запорожсталь

55

-

Рубана – Соборный – ЖД1

Рубана – Соборный – ЖД1

61

У

Арматурный завод – 4-й Южный

62

У

4-й Южный – ДК Кирова

63а

У

ДК Кирова – Европейская

75

И

Верхняя Хортица – Пески 

Пески - Набережная (через Победы) или ЖД2

76

У

Олимпийская – Розенталь

80

У

ТЦ Метро – Речпорт

81

У

Товарищеская – Пески

84

У

Бородинский – ЖД1

85

У

Набережная - Космос

88

У

Бородинский – Пески

Т3

-

Песчаная – Пески

Песчаная – Пески

Т8

-

Симферопольское шоссе – Запорожкабель

Симферопольское шоссе – Запорожкабель

Т14

-

Симферопольское шоссе - Набережная

Симферопольское шоссе - Набережная

Новый

-

Никопольский поворот – пл. Университетская

Новый

-

Арматурный з-д – Соборный – ЖД1

Новый

-

Набережная – Проспект – Космос. Фактически, вместо 85-го.

Новый

-

ДК Кирова – Соборный – Симферопольское шоссе

Новый

-

Финальная (Кичкас) – Металлургов – Соборный – Пески

по Украинской (Шевченковское направление):

Маршрут

Изменен/

Удален

(И/У)

До изменения

После изменения

4

-

Аэропорт – Металлургов

Аэропорт – Металлургов

6

-

Авраменко – Зеленый Яр – Малый Рынок

Авраменко – Зеленый Яр – Малый Рынок

23

И

Завады (3-й Шевченковский) – Ашан

43

У

Пески - Сикорского (Куйбышева)

44а

У

Тепличный комбинат - Металлургов

53

У

Завады (3-й Шевченковский) - Школьная

соединен с 23-м

69

И

пл. Запорожская – ул. Цветочная

пл. Запорожская – Соборный – Гортоп

72

У

Бородинский – Пархоменко

заменен на новый маршрут

74

-

Зап-е Левое – ЖД1

Зап-е Левое – ЖД1

89

У

Речпорт – Завады (3-й Шевченковский)

Новый

-

Бородинский – Соборный – Завады (3-й Шевченковский).

Итого: 12 маршрутов вместо 24-х. Плюс троллейбусные. Причем, по проспекту будут двигаться только автобусы средней и большой вместимости, то есть Богданы, МАЗы, МАНы и иже с ними. В общем, прощайте, спринтеры. Малонагруженные маршруты с Зеленого, Запорожья Левого, Шевченковского (на Ашан) предлагается немного разбавить малыми автобусами вместимостью в районе 22 человек. Хотя решение достаточно сомнительное, учитывая то, что они (Руты, то есть) движутся примерно с такой же скоростью, как и Богданы, а их позиционируют как маршрутное такси.

Мнение автора

В случае введения электронного билета на пересечении Украинская/Соборный необходимо будет построить транспортно-пересадочный узел (ТПУ), убрав автомобильные потоки под землю. Тоннель ориентировочно должен пройти от пл. Пушкина до Запорожской и от Гоголя до Школьной. Место для этого есть, но необходима более детальная проработка такого предложения. Аварийность, по всем законам, здесь снизится. Также ТПУ будет необходим в районе Трампарка. Там ничего закапывать не нужно, поскольку места и так достаточно.

По итогу здесь остались бы такие маршруты:

  1. Бородинский – Пески (скоростной по выделенной полосе)

  2. Бородинский – Космос (скоростной по выделенной полосе)

  3. Бабурка – ЖД1 (опционально) (скоростной по выделенной полосе)

  4. Аэропорт – Школьная/Трампарк

  5. Авраменко – Зеленый Яр – Школьная/Трампарк

  6. 3-й Шевченковский – Ашан

  7. Гортоп – Школьная/Трампарк

  8. Запорожье Левое – Школьная/Трампарк

Это позволит еще сократить маршрутную сеть еще на 4 маршрута (на 16 всего) без ущерба удобству пассажиров. Мало того, пассажиры смогут в течение 5 минут уехать в любую сторону проспекта или Победы.

Из минусов здесь только неудобство для автомобилистов, поскольку парковаться придется дальше. Но местные магазины будут в конечном итоге в плюсе за счет увеличения пешеходного потока покупателей.

Александр Ралик

Продолжение следует.