Главный по маршруткам: интервью с начальником управления о том, что происходит с запорожским транспортом, - ФОТО

Уже несколько дней жители Запорожья жалуются в социальных сетях, что на Бабурку и Правый берег уехать стало очень сложно. Вчера вечером, в самый час пик, 061 отправился на остановку маршруток, отправляющихся в Хортицкий район, чтобы посмотреть, что происходит. Вместе с нами приехал начальник городского управления транспорта Александр Власюк. Попутно мы задали ему несколько вопросов о ситуации с общественным транспортом в Запорожье. 


Вчера в социальных сетях публиковали много информации о сбое в работе общественного транспорта в направлении Хортицкого района. Что произошло?

Кто сказал, что есть проблемы? Первые публикации я увидел вечером в воскресенье. А потом с понедельник одни и те же перепосты из Фейсбука попали в прессу.

Не знаю, почему возникли проблемы с Хортицким направлением. У меня с этими перевозчиками сейчас вообще трудностей нет

«Автопарк» (87 маршрут) на «Богданах» ездит, «Сич-Альянс» (36 и 96 маршруты) на Богданах, «Запорожградтранс» на Богданах. У меня к ним вопросов нет. Да, «Тревел-авто» (10 маршрут) немного балуется. У них по инвестиционному проекту автобусы большой вместимости, а пока «Спринтеры» ездят.

Единственное, просят поднять тариф. Потому что у «Богданов» и «Эталонов» намного выше затратная часть, чем у «Спринтера. Если выровнять еще два маршрута и убедить покупать «Богданы» 10-й и 58-й маршруты, тогда у них не будет экономической конкуренции.

Понимаете, если бы мы с вами среагировали вчера в тот момент. Не было меня в это время здесь вечером, а сейчас что-то бегать доказывать невозможно. Но если взять публикации в СМИ, то это были одни и те же перепосты из Фейсбука.

Еще я предполагаю, что часть автобусов на выходных были задействованы на городских мероприятиях. Может быть, на каком-то предприятии и произошел сбой.

Жалуются также на правобережное направление.

Да, реальная проблема – это выехать утром с Бородинского и Осипенковского. Потому что нет автобусов большого класса. На некоторых маршрутов машин меньше, чем нужно. С чем это связно? Когда в 2016-м году мы объявили свою программу, все перевозчики думали, что это просто слова. А сейчас у нас лизинг (покупка 35 автобусов большой вместимости, – прим. авт.) уже вышел на финальную стадию.

Летом многие перевозчики уезхали на перевозки в направление моря, некоторые начали работать на межгородских маршрутах (например, Балабино, Натальевка). Некоторые оттуда не вернулись.

Плюс не забывайте, в июне у нас ввели безвиз. У нас много водителей уезжают на заработки в Польшу – пошли за «длинным рублем». Сейчас уже происходит отток назад.

Кроме этого, раньше в городе работало полно нелегалов. Их мы убрали в 2016-м году. По договору вместо 10 машин, например, на маршруте ездило 15-20. Вы же помните, каждые 30 секунд появлялась новая маршрутка. Чтобы понимали, было 1000 официальных маршруток и еще 400 нелегалов.

Когда летом мы провели конкурсы, мы уже делали новые условия договора – автобусы большой вместимости (типа «Богдана», «Руты», – прим. авт.). Соответственно, было прописано меньшее количество автобусов. Многие предприятия Бородинского и Осипенковского направления выиграли эти маршруты по инвестпроекту, но еще не успели закупить «Богданы». Так получается, что первые большие автобусы они приобретут только ближе к Новому году.

Вы же понимаете, новый «Богдан» сейчас стоит около 50 тысяч долларов, «Эталон» – около 40 тысяч. Представляете, сколько им нужно будет его окупать.

Или брать в кредит. Перевозчики, наверное, рассчитывали, купить беэушный транспорт. Сейчас они находятся в этом процессе, а страдают люди. Я с себя ответственности не снимаю.

Как реагируют перевозчики на запланированные изменения в городской системе транспорта?

Когда пошли разговоры о больших автобусах, у перевозчиков началась легкая паника. У них всех примерно одни условия: есть хозяин фирмы с лицензией и выигранным маршрутом, а есть владельцы «Спринтеров», которого тот нанимает на маршруты. Сейчас многие владельцы фирмы настроены так: ничего менять не будем, потому что все равно их заменят большие автобусы. Я перевозчикам объяснял, 150 автобусов, которые по результатам пассажирообследования должны занять 9 маршрутов, появятся, минимум, к концу 2018-го года, а то и 2019-го. Еще будем бюджетировать покупку на кредитные средства Европейского инвестиционного банка – 55 автобусов, 8 трамваев и 10 электробусов – тоже на 2018-й год. Но все равно, эти 150 запланированных к покупке автобусов вместе с троллейбусами и трамваями вместе составят всего 35 процентов от общей массы нужного транспорта.

Сейчас перевозчики ждут переломного момента. Это подписание договора на покупку городом больших автобусов. Как только они появится в городе, ситуация кардинально измениться.

Перевозчики поймут, что другого пути нет. Я им говорю: если готовы инвестировать и развиваться, сможете работать и дальше. Такие базовые предприятия, как «Автостандарт», «АТП-№ 12329», «Сич-Альянс», останутся на рынке. У них свои автобусы, ремонтная база, работают с НДС, ведут экономику. Я предполагаю, что к 2018-м с рынка уйдет несколько фирм, которые просто не потянут новые условия работы. Сейчас мы приходим к капиталистическому подходу: если хочешь что-то получить, сначала нужно что-то вложить, как в любом производстве.

Повышение стоимости проезда неизбежно?

Сейчас среди областных центров у нас самый низкий тариф. Я понимаю, если не поднять стоимость проезда, «лягут» последние перевозчики. Я не могу его не поднять, потому что маршрутчики вообще разбегутся. У перевозчиков есть экономические обоснования на 6, 7 и больше гривен. Это связано с повышением стоимости топлива, запчастей.

Нужно принять волевое решение и поднять стоимость до 5 гривен. Чтобы было понятно, на 50-м маршруте, который возит людей на Хортицу, в обосновании вообще указан тариф - 38 гривен

Это частник, ему нужна прибыль. Это предприятие «Автопарк» (показывает на «Эталон» 87-маршрута, – прим. авт.). Я разговаривал с директором предприятия. Они свои большие автобусы еще где-то в 2004-м году покупали в кредит. Так в 2016-м еще последние долги отдавали. Перевозчик будет брать кредит на покупку больших автобусов, когда четко поймет, сколько он сможет заработать.

33 процента всего общественного транспорта мы займем коммунальными автобусами, чтобы, в первую очередь, решить проблему с льготными пассажирами. Сейчас жалоб на 18-й маршрут нет. Потому что он тянет 80% льготников. Когда мы к концу года получим первый автобус и запустим его с Осипенковского на вокзал «Запорожье-1», станет еще лучше.

Вы говорили, что сотрудники управления в часы-пик выходят на остановки и следят за работой транспорта. Как часто это бывает?

Постоянно. Здесь мои ребята стоят вечером. Если собирается в очереди человек 40, сразу сбрасывают фотографии. Приезжаем, разбираемся, почему так. Вы думаете, что у нас работа – мед? А сотрудники уже меня ненавидят, потому что в жизни столько не работали, как за эти полтора года. В управлении работают 14 человек, три места вакантны.

Текст – Андрей Вавилов, фото – Слава Чиженок, часть фото из архива 061