Это не работает: почему запорожцы разуверились в петициях

Год назад в Запорожье заработал сервис электронных петиций Запорожскому горсовету. За это время идея сошла на нет - последнее время петиции практически не подают, и почти не подписывают. В чем проблема, разбирался 061.

История вопроса и немного статистики

Сервис электронных петиций запорожскому горсовету был запущен в ноябре 2016 года. Датой запуска можно назвать 2 ноября - тогда в интервью 061 директор КП "Центр развития информационных технологий" Юрий Орешкин обмолвился, что соответствующий сайт уже существует. Мы написали об этом новость, потом подхватили другие СМИ, и о сайте петиций узнали все.

Как ответили 061 в ответ на информационный запрос, в этом году запорожцы подали горсовету 2458 петиций. Еще 287 не прошли модерацию - в мэрии посчитали, что такие петиции не относятся к компетенции депутатов.

Если смотреть статистику по месяцам, то вроде бы нельзя сказать, что запорожцы стали подавать петиции реже, чем сначала. Точнее, создается впечатление, что в ноябре они были даже намного активнее, чем во все предыдущие месяцы.

  • В январе было подано 254 петиции
  • Февраль - 198
  • Март - 124
  • Апрель - 88
  • Май - 214
  • Июнь - 168
  • Июль - 83
  • Август - 118
  • Сентябрь - 134
  • Октябрь - 348
  • Ноябрь - 729.

Вот только это не говорит об активности горожан. Дело в том, что изо всех 2,5 тысяч петиций - более полутора тысяч (!) были поданы одним человеком - Виталием Бесчасным. Все они касаются транспорта. Причем, минимум 120 петиций он подал за последние две недели (с 16 по 29 ноября).

Это тоже сыграло роль в том, что запорожцы стали менее активными - среди сотен и сотен петиций Бесчасного о транспорте сложно найти какую-либо, которую написал не он. Фактически, сайт захламлен петициями одного человека.

Скандалы, интриги, расследования

Год существования сайта петиций не прошел гладко. Сначала обнаружился существенный недостаток - зарегистрироваться можно было под любыми именами, и таким образом накручивать голоса. Так, например, за сохранение Ленина подписывались Виктор Цой и Виталий Кличко.

В ответ на критику в мэрии разработали ряд критериев, по которым подпись можно признать фейковой и аннулировать. Например, если человек зарегистрировался с подозрительного почтового ящика, или с одинакового айпи-адреса.

Такая система оказалась не очень логичной - например, подписи могли признать фейковыми, если реальные люди с одного предприятия с одним айпи-адресом решили проголосовать за конкретную петицию. Либо если муж и жена ставили подписи с одного компьютера.

Таким образом летом под петицией «О введении моратория на строительство новых (реконструкцию или изменение существующих) зданий и сооружений в границах исторических ареалов г. Запорожья и зон охраны объектов культурного наследия» исчезли более 200 подписей. По состоянию на 20 июля подписей хватало для того, чтобы петицию рассмотрели на сессии. А на 1 августа часть подписей признали фейковыми и удалили. В итоге петиция до сессии не дошла.

Такие истории существенно пошатнули веру запорожцев в петиции, как инструмент взаимодействия с властью.

Сколько петиций дошли до сессии?

За этот год необходимое количество подписей (750) набрали 20 петиций.

Из них дошли до сессии, но не были поддержаны депутатами четыре: 

15 дошли до сессии и были поддержаны депутатами:

Набрала нужное количество голосов, но еще не рассматривалась на сессии:

Проголосовали на сессии - и что?

На данный момент можно точно сказать, что на 100% сработала только одна принятая петиция - о запрете на установку памятника Леннону. Памятник действительно не установили.

По поводу того, что было сделано по остальным принятым петициям, мы направили более десятка запросов чиновникам. Вот что нам ответили.

Установка урн

В департаменте инфраструктуры на наш запрос ответили, что райадминистрациям поручено определить места установки урн.

В Днепровском районе написали, что в рамках выполнения решения по этой петиции за 42,6 тысяч гривен в районе установили 50 урн. Из них - 40 на пр. Соборном, 5 - в районе сквера на бул. Винтера и 5 шт - на территории братского захоронения на ул. Героев 37-го батальона.

Другие районы нам не ответили.

Крематорий

По петиции про строительство крематория в департаменте инфраструктуры и благоустройства нам ответили, что в августе в Запорожье прошел тендер на определение фирмы, которая будет создавать проекно-сметную документацию будущего крематория. Победила фирма ООО "Проектный институт" Запорожский промбудпроект". За 999,635 тыс гривен эта фирма должна разработать необходимую документацию для крематория. Ориентировочная дата получения экспертного отчета - декабрь 2017 года. Начало строительных работ запланировано на 2018 год.

Правда, это сложно назвать результатом конкретной петиции - дело в том, что миллион гривен на разработку проекта крематория был заложен в бюджет еще с конца прошлого года.

Туалеты

В Днепровской райадминистрации нам ответили, что туалетов они не устанавливали.

В департаменте инфраструктуры написали, что модульные туалетные кабины были установлены в сквере Александровском, парке Металлургов, парке Гагарина, парке Климова, сквере Яланского и в сквере возле ДК "Заводской".

Социальное такси

В управлении соцзащиты говорят, что пока не сделано ничего - чиновники исследуют опыт других территорий, все посчитают и может быть внесут в бюджет на следующий год.

Ликвидация маршруток

Автор петиции предлагал убрать в Запорожье маршрутки и заменить их нормальным транспортом. На круглом столе, посвященном этой петиции, шла речь о том, что это можно сделать за три года.

На наш запрос по этому поводу в управлении транспорта ответили, что ближайшее время в Запорожье планируют открыть 9 новых маршрутов, на которых будут ездить вместительные автобусы. Один из них - "Арматурный завод (Осипенковский микрорайон) - вокзал "Запорожье-1". (это будет маршрут №17, тот самый, по которому будут ездить автобусы, купленные в лизинг). А позже планируют ввести магистральные маршруты с автобусами, где 100 и более мест.

Также нам сообщили, что в 2017 году было проведено 43 конкурса на определение новых перевозчиков. С 23-мя перевозчиками заключили договоры на 5 лет, с 20-ю  - на 1 год. Во втором случае речь идет о фирмах, у которых нет вместительных автобусов, но договором их обязали постепенно закупать и выводить на рейс вместительный транспорт.

Также, по информации департамента транспорта, в этом году мэрия досрочно разорвала договор с пятью перевозчиками, которые обслуживали маршруты №72, 5А, 43, 69 и 81. Вместо них были заключены договора с перевозчиками, которые обязались более тщательно выполнять свои обязанности.

Публикуем текст ответа полностью.

***

Всего мы отправили в мэрию 11 информационных запросов по поводу петиций. Это было 17 ноября. На сегодняшний день (29 ноября) мы получили ответы только на 5 запросов. Ответа не получили на запросы по поводу развития велоинфраструктуры, строительства завода по переработке мусора, про очистку малых рек, зонах выгула домашних животных, о конкурсе на лучший проект ремонта многоэтажек и про рекламу, которую предлагали убрать с проспекта.

Можем отметить, что по всем этим пунктам не было сделано ничего. Если ответы на эти запросы все-таки придут, и окажется, что результат есть, мы напишем об этом отдельно.

Очевидно также, что в Запорожье, вопреки принятой петиции, так и не ввели возможность расплатиться за проезд с помощью пластиковой карты. И не усилили контроль за загрязнением окружающей среды.

Подводя итоги

Если кратко подвести итоги, почему же запорожцы разочаровались в петициях, то причин несколько:

  • 1. "Захламление" сайта петициями от одного человека (выходом может быть ограничение количества петиций, поданных одним автором);
  • 2. Сомнительная система борьбы с ботами, из-за которой голоса живых реальных людей могут быть не засчитаны (здесь должны потрудиться программисты);
  • Низкая результативность. Даже если петиции набирают нужное количество подписей и их поддерживает горсовет, то во исполнение этого решения в большинстве случаев ничего не делается. Результаты есть только в том случае, когда это было и так запланировано властями.