Год назад в Запорожье заработал сервис электронных петиций Запорожскому горсовету. За это время идея сошла на нет - последнее время петиции практически не подают, и почти не подписывают. В чем проблема, разбирался 061.
История вопроса и немного статистики
Сервис электронных петиций запорожскому горсовету был запущен в ноябре 2016 года. Датой запуска можно назвать 2 ноября - тогда в интервью 061 директор КП "Центр развития информационных технологий" Юрий Орешкин обмолвился, что соответствующий сайт уже существует. Мы написали об этом новость, потом подхватили другие СМИ, и о сайте петиций узнали все.
Как ответили 061 в ответ на информационный запрос, в этом году запорожцы подали горсовету 2458 петиций. Еще 287 не прошли модерацию - в мэрии посчитали, что такие петиции не относятся к компетенции депутатов.
Если смотреть статистику по месяцам, то вроде бы нельзя сказать, что запорожцы стали подавать петиции реже, чем сначала. Точнее, создается впечатление, что в ноябре они были даже намного активнее, чем во все предыдущие месяцы.
- В январе было подано 254 петиции
- Февраль - 198
- Март - 124
- Апрель - 88
- Май - 214
- Июнь - 168
- Июль - 83
- Август - 118
- Сентябрь - 134
- Октябрь - 348
- Ноябрь - 729.
Вот только это не говорит об активности горожан. Дело в том, что изо всех 2,5 тысяч петиций - более полутора тысяч (!) были поданы одним человеком - Виталием Бесчасным. Все они касаются транспорта. Причем, минимум 120 петиций он подал за последние две недели (с 16 по 29 ноября).
Это тоже сыграло роль в том, что запорожцы стали менее активными - среди сотен и сотен петиций Бесчасного о транспорте сложно найти какую-либо, которую написал не он. Фактически, сайт захламлен петициями одного человека.
Скандалы, интриги, расследования
Год существования сайта петиций не прошел гладко. Сначала обнаружился существенный недостаток - зарегистрироваться можно было под любыми именами, и таким образом накручивать голоса. Так, например, за сохранение Ленина подписывались Виктор Цой и Виталий Кличко.
В ответ на критику в мэрии разработали ряд критериев, по которым подпись можно признать фейковой и аннулировать. Например, если человек зарегистрировался с подозрительного почтового ящика, или с одинакового айпи-адреса.
Такая система оказалась не очень логичной - например, подписи могли признать фейковыми, если реальные люди с одного предприятия с одним айпи-адресом решили проголосовать за конкретную петицию. Либо если муж и жена ставили подписи с одного компьютера.
Таким образом летом под петицией «О введении моратория на строительство новых (реконструкцию или изменение существующих) зданий и сооружений в границах исторических ареалов г. Запорожья и зон охраны объектов культурного наследия» исчезли более 200 подписей. По состоянию на 20 июля подписей хватало для того, чтобы петицию рассмотрели на сессии. А на 1 августа часть подписей признали фейковыми и удалили. В итоге петиция до сессии не дошла.
Такие истории существенно пошатнули веру запорожцев в петиции, как инструмент взаимодействия с властью.
Сколько петиций дошли до сессии?
За этот год необходимое количество подписей (750) набрали 20 петиций.
Из них дошли до сессии, но не были поддержаны депутатами четыре:
- петиция о снижении тарифов КП "Наше місто" (голосование вообще не включили в повестку дня, а на следующей сессии петицию отклонили)
- петиция о сохранении скульптуры Ленина (ее отклонили, т.к. о судьбе скульптуры проходили общественные слушания)
- о бесплатном питании для школьников
- петиция о строительстве Ледовой арены для зимних видов спорта (на комиссии сказали, что на это нет денег. Впрочем, ледовая арена скоро откроется в богуслаевской "Юности")
15 дошли до сессии и были поддержаны депутатами:
- Петиция о том, чтобы убрать маршрутки (принята 25 января)
- Петиция про "Посилення контролю над забрудненням довколишнього середовища через встановлення автоматизованої системи контролю над якістю атмосферного повітря і води у м. Запоріжжя
- петиция о развитии велоинфраструктуры (была принята 28 февраля)
- петиция о строительстве по переработке мусора (была принята 28 февраля)
- петиция об очистке малых рек (была принята 28 февраля)
- петиция об установке общественных туалетов в парках (была принята 28 февраля)
- петиция о создании социального такси (была принята 28 февраля)
- петиция об оборудовании зон для выгула домашних животных (была принята 31 мая)
- петиция об установке урн (была принята 31 мая)
- петиция о строительстве крематория (была принята 31 мая)
- петиция о конкурсе на лучший проект ремонта многоэтажки и уменьшения стоимости отопления (была принята 31 мая)
- петиция о запрете установки памятника Леннону (ее поддержали 26 апреля)
- петиция о том, чтобы убрать с проспекта рекламные панно (ее поддержали 26 апреля)
- петиция о том, чтобы рассчитываться в маршрутках с помощью пластиковой карты (ее поддержали 29 марта).
Набрала нужное количество голосов, но еще не рассматривалась на сессии:
Проголосовали на сессии - и что?
На данный момент можно точно сказать, что на 100% сработала только одна принятая петиция - о запрете на установку памятника Леннону. Памятник действительно не установили.
По поводу того, что было сделано по остальным принятым петициям, мы направили более десятка запросов чиновникам. Вот что нам ответили.
Установка урн
В департаменте инфраструктуры на наш запрос ответили, что райадминистрациям поручено определить места установки урн.