Как мы писали ранее, 16 ноября, в день открытия Туристического форума презентовали новый туристический логотип Запорожья. Реакция запорожцев в Facebook не заставила долго себя ждать. 061 выбрал самые интересные посты и мнения по поводу нового лого.
Положительный отзыв нашелся пока только один. Начнем с него, чтобы уже закрыть эту тему и перейти к критическим публикациям и фотожабам.
Дизайнерка и менеджерка арт-резиденции "Конструктивизм" Наталья Лобач написала, что наконец, у города появилась айдентика, которая не отсылает к казакам, калине, вышиванке и прочим проявлениям национального сознания, которые местная власть фактически превратила в китч.Однако, упрек в сторону мэрии тоже прозвучал:
"Я вперше побачила банери міськради, які мене не дратували, де не було гербів, прапорів, віночків, вишиванок, калини і нав'язливо чистого неба. І мені таке подобається....Інше питання, що вкладатися в розвиток туризму в місті, з таким рівнем забруднення, і розуміючи, що у власників заводів немає мотивації змінювати екологічну ситуацію - це трохи аутотренінг. І розвиток радикально внутрішнього туризму".
Александра Сергиенко в поисках ответа на вопрос "Что хотел сказать художник?" вышла на неожиданный результат. Позже в комментариях под этим постом предположили, что "іжж" - это новый герой Запорожья.
Но все оказалось намного проще. Позже выяснилось, что новый логотип Запорожья уж слишком похож на примеры из пособия для дизайнеров.
Хотя разработчик логотипа Дмитрий Буланов в своем посте рассказал, что лого рождалось в любви:
Некоторые горожане указали на схожесть нового лого с изображением на обложке к первому синглу из альбома "Sounds of the Universe" группы "Depeche Mode".
Эту идею подхватил активист Алексей Добряков и предложил собственную интерпретацию:
"Коло то є Запоріжжя і то є Шар Согоріна, одночасно, безліч різнокольорових векторів, то є одночасно і безліч подій і пригод що мають з вами трапитись у місті Козаків, і одночасно мешканці міста які хочуть з нього втекти як умога скорійше, але не знають як і куди, тому всі вони одночасно в колі і одночасно десь ще", - написал Алексей.
А вот Алина Ермолаева до последнего отказывалась верить, что именно так будет выглядеть новое лого Запорожья. Чтобы подчеркнуть всю безысходность ситуации, девушка сравнила идею логотипа с известными поп-песнями.
Также в сети появились фотожабы с фотографиями Рината Ахметова, а также мэра Владимира Буряка и его заместителя Анатолия Пустоварова.
Запорожский Facebook оказался богатым на таланты. Куда только пользователи соцсети не помещали новый логотип города.
Самый содержательный пост на эту тему опубликовала активистка Анастасия Голикова.
Она четко и аргументировано расписала, что конкретно с этим лого и процесом его создания городской властью не так. Предлагаем ознакомиться с полным текстом поста:
"1. В самом факте разработке нового лого нет ничего плохого. Три раза фу то, как это сделала городская власть - абсолютно тихо, кулуарно и поставив весь город перед свершившимся фактом. Не в первый раз, но все равно неприятно. Весь этот банкет под названием лого, новое коммунальное предприятие по развитию туризма и много чего еще - это все банкет за деньги налогоплательщиков. Бренд города - это не личное дело департамента культуры, зама или мэра. Это дело горожан в том числе.
2. При всем при этом я далека от мысли, что широкие народные массы могут внести много нового в дело логорисования, в чем можно убедиться посмотрев на иллюстрацию к посту. Сам новый логотип не плох и не хорош, просто потому что сравнивать нам не с чем. Если это максимум возможный для Запорожья - ок, но как это понять? Открытый конкурс на разработку, выбор из шортлиста экспертной комиссией - да что угодно, но покажите, что вы делаете. Кулуарность не только раздражает горожан, она ж еще лишает городскую власть изрядного куска вполне позитивного паблисити. Дискуссии по поводу фирменного стиля Мариуполя, Днепра, Ужгорода - это ж ведь тоже была часть промо, причем во вполне себе активной и платежеспособной аудитории из других городов.
3. Уже было сказано о вторичности лого и помянуто имя Колмана. Многие мировые хиты были "слизаны" с песен менее известных и удачливых музыкантов. Не в том печаль. Печалька лично для меня в другом - в отсылке к Александровской крепости. Как-то не радует связка с крепостью, которая потеряла свое значение в деле защиты русского мира после покорения Крыма и уничтожния Сичи...
4. Лого дело нужное, но вот одним лого город в туристический центр не превратишь, особенно с таким ворохом проблем, которые есть в Запорожье - экология и неудовлетворительное состояние транспортной инфраструктуры самые явные. И если вторую проблему выносят на слайд презентации на форуме, пусть и последней в списке, то об экологии "изящно" умалчивают. Нет такой проблемы, совсем. А главная какая? Правильно. Отсутствие имиджа туристического центра. И то, что Запорожский регион - лидер по числу совешаемых преступлений тоже не должно омрачать праздник и бросать тень на радужные перспективы.
5. Я не понимаю, почему мы говорим о необходимости развивать потенциал в стотыщпятисотый раз в самом Запорожье, а не в хотя бы соседнем Херсоне, Днепре или Харькове. Это напоминает монолог перед зеркалом. Кого мы пытаемся убедить в очевидном и зачем? Нет, ясно - для отчета хорошо, деньги потрачены, но ... как это улучшило качество дорог, состояние аэропорта, уменьшило содержание фенола в воздухе, починило протекающие крыши в музеях... Музеи областного подчинения, а хортицкий - Минкульта? Выделить на них средства нельзя? А маршрутку до музея запсутить можно? нет? это очень невыгодно? конечно, форум выгоднее провести...
6. О необходимости развивать туризм начинают говорить каждый раз, когда нет возможности рассказать о том, как же все таки будет развиваться все остальное - машиностроение, металлургия, энергетика - то, что так любят снимать для туристических (КАРЛ!) роликов о городе. Потому что там перспективы неясные, а здесь все ежу понятно. Даешь зрелищ! А на этом на хлеб заработаем. У города нет действенной стратегии развития, город доживает, как бабушка на лавочке.
7. Любимое. Подиевый, он же событийный туризм. Знаете, бывают такие места, в которых если бы даже ничего не происходило, туда бы все равно приехали. Приезжают. Потому что там просто хорошо. Потому что это какой-то, допустим, миленький тихий уголок Тосканы, кусок нетронутого побережья Бретани или джунгли Амазонки. Потому что это какая-то деревня с какими-то давнишними промыслами. Развалины старого города. Потому что это в принципе не город даже, а, например, скала. Язык Тролля в конце концов. Вопрос не в событии, не в архитектуре, не в ИТ или промышленных кластерах, фестивалях, соревнованиях... точнее - не только в них. Вопрос в том, что где-то в каком-то месте люди могут получить позитивные эмоции. При этом регулярно. Вот спросить сейчас у горожан "Вы счастливы жить в Запорожье?" (оцените степень удовлетворенности по шкале от 0 до 10), какой средний балл наберет город? Мне вот кажется, что очень слабенький. Если горожане не очень счастливы, то сложно будет сделать счастливыми других.
8. Я не понимаю, почему город готов позаботиться о туристах и не готов о собственных горожанах. Почему говорят на столь высоком уровне о том, что делается для людей, которые приедут и уедут. Я здесь живу, здесь живет моя семья, но для городской власти какой-то гипотетический приезжий важнее меня и моих детей, которые тратят здесь гораздо больше денег и тратят их постоянно. Не понятно и как-то неприятно снова.
Короче говоря, вопрос не в логотипе, а в отношениях. С отношениями у нас в городе "все сложно". Очень они высокие, как заводские трубы. А лого... Сносный лого. Но как те ненастоящие елочные шарики - не радует".
Возможно, городская власть все-таки предложит общественности обсудить новый логотип на публичных слушаниях, однако пока дискуссии вокруг нового логотипа проходят, в основном, в соцсети.