На днях стало известно, что летом из Запорожья в Варшаву начнет летать польская авиакомпания LOT. Для нашего города, не избалованного вниманием авиаперевозчиков, событие заметное: как-никак первый рейс в страну Евросоюза (не считая летних полетов “на моря”). Мы решили рассказать подробнее, что это за компания, что она может предложить запорожцам, и стоит ли выбирать именно ее услуги.
Кто это?
LOT - это польские национальные авиалинии, то есть главный авиаперевозчик соседней страны. Существуют они давно (почти 90 лет), летают в три десятка государств мира - от Канады до Сингапура. Запорожье - уже 7-й город на карте Украины, с которым работает LOT.
Что почем?
6 раз в неделю самолеты компании будут возить людей из Запорожья в Варшаву. Первый рейс - 2 июля. Летать планируют днем - для большинства пассажиров это удобное время. Билеты уже доступны на сайте компании. Самые дешевые - примерно за 4 тысячи гривен в две стороны. Имейте ввиду: по минимальной цене вы сможете лететь только с ручной кладью (не очень большая сумка или рюкзак), если у вас объемный багаж - придется платить больше.
“Ну такое”, - прокомментировали цену билетов опытные путешественники, имея ввиду, что добраться до Варшавы можно намного дешевле. И не только автобусом - например, авиабилеты от WizzAir из Киева можно купить вдвое дешевле (конечно, надо еще доехать до Киева, но разница все равно ощутимая). Поэтому перелет Запорожье-Варшава заинтересует тех, кого вопрос цены не особо волнует, и тех, кто совсем уж не хочет делать пересадки или долгие часы сидеть в автобусе.
До Варшавы и дальше
Для многих потенциальных пассажиров куда более интересным предложением от LOT показались полеты не в саму польскую столицу, а дальше в Западную Европу после пересадки. “За 5 часов из Запорожья в Париж” - звучит, пожалуй, более заманчиво, чем “за 2 часа в Варшаву” (пусть поляки не обижаются :)).
Были озвучены названия городов, до которых из Запорожья можно добраться максимально быстро благодаря короткому промежутку между рейсами в Варшаве. В списке, кроме упомянутого Парижа, есть такие туристические центры, как Амстердам, Милан и Копенгаген.
Варшавский аэропорт имени Шопена, который компания LOT соединила с Запорожьем
LOT - не первые, кто дает возможность слетать из Запорожья в Западную Европу (да и не только туда) с пересадкой. Возможно, не все знают, но таким же образом можно путешествовать и с МАУ (через “Борисполь”), а также тремя турецкими компаниями, которые работают в нашем городе (Turkish Airlines, Atlasjet, Pegasus, все через Стамбул).
Из турецких перевозчиков мы выберем Pegasus - у них самые бюджетные предложения.
Замечание для неопытных: если вы собрались путешествовать именно таким образом, и планируете купить билеты, пишите в строке поиска сразу Запорожье и конечный пункт назначения, а не промежуточный. Сайт сам подскажет вам варианты пересадки. Ценовая политика авиакомпаний часто устроена таким образом, что приобретенный сразу комплект из двух билетов (например, Запорожье-Киев и Киев-Милан) будет стоить дешевле, чем купленные отдельно перелеты по тем же направлениям. К тому же, если вы летите с багажом, вам не нужно будет получать и снова сдавать его в аэропорту пересадки - вы получите его на руки уже в конечном пункте.
Кто дешевле?
Теперь посмотрим, что у нас с ценами. Сравним стоимость билетов из Запорожья в Париж, Амстердам и Милан в две стороны. Напомним, самые дешевые билеты не предусматривают провоз багажа. Подыскивая наиболее бюджетные варианты, мы также обращали внимание на то, чтобы полет в одну сторону из Запорожья в западноевропейский город не был слишком долгим (более 8-9 часов). В первую очередь это зависит от времени стыковки, то есть ожидания в аэропорту пересадки.
Итак, Париж. Если лететь через Стамбул, минимальная цена - 305 евро, то есть 10150 гривен.
“ЛОТом” можно слетать в Париж в заметно дешевле - за 7620 гривен.
Наконец, лучшая цена - у МАУ: от 7117 гривен. Правда, время отправления и из Запорожья, и из Парижа у украинской компании похуже - добираться в аэропорт придется ночью или ранним-ранним утром.
В Амстердам у “Пегасуса” можно найти билеты от 221 евро, то есть 7357 гривень. Вылет из Запорожья и возвращение - ночью, то есть в наш аэропорт и из него - только на такси. Зато в столицу Нидерландов вы прибываете утром, а назад отправляетесь в обед.
Поляки берут чуть больше - от 7783 грн.
Правда, при рассмотрении самого дешевого варианта нас смутил один нюанс. Между двумя рейсами - всего 35 минут. Маловато. Мы специально позвонили в службу поддержки компании - там нас заверили, что этого вполне достаточно. Знакомые путешественники тоже говорят, что вкладывались в такой промежуток.
Но если у вас мало опыта и вы не знаете точно, куда идти и что делать в аэропорту, мы бы все же не советовали покупать такие билеты. В конце концов, самолет из Запорожья может сесть с небольшим опозданием. Если из-за этого вы не успеете на следующий рейс, вас, конечно, бесплатно посадят на ближайший, но это может быть чревато лишней нервотрепкой и бессонной ночью в аэропорту. У ЛОТа в этом направлении есть варианты с 4-часовым промежутком, то на те даты, которые мы просмотрели, это будет стоить дороже.
Билеты от МАУ в Амстердам - самые дорогие, от 8293 гривен.
В Милан и обратно Pegasus доставит вас примерно за те же деньги, что и в Амстердам - 220 евро, или 7323 грн. Кстати, в обоих случаях на обратный полет действует скидка - поэтому билеты в сумме выходят дешевле, чем могли бы быть. Вообще у этой компании часто бывают хорошие акции - раз или два в год можно даже приобрести билеты с 50-процентной скидкой.
“ЛОТовские” билеты в итальянскую столицу моды и шопинга из Запорожья - самые дорогие, от 7608 гривень.
Украинский же перевозчик здесь по ценам “задвигает за пояс” конкурентов - от 4679 гривен. Правда, вылет из Милана в 4 часа утра совсем не радует.
Кстати, LOT летает в главный миланский аэропорт “Мальпенса”, а МАУ и “Пегасус” - в периферийный Бергамо (собственно, рядом находится одноименный город), он же “Орио Аль Серио”. Обычно из второстепенных “лоукостовых” аэропортов типа Бергамо до самого города труднее и дороже доехать, но в нашем случае разницы почти нет - автобус до Милана в обоих случаях стоит 4-5 евро в одну сторону и едет около часа.
Подводим итоги
Итак, минимальная стоимость билетов (эконом-класс без багажа) из Запорожья в три разных западноевропейских города от LOT, МАУ и Pegasus в целом вполне сопоставима. Лишь в одном случае (Париж) турки везут значительно дороже, и еще в одном (Милан) МАУ, наоборот, предлагает куда более бюджетный вариант, чем конкуренты.
Принципиально новых возможностей перед запороцами поляки не открыли, но конкуренция и широкий выбор - это всегда хорошо для пассажира.
Пару слов о сервисе. Все три упомянутые фирмы в этом плане “звезд с неба” не хватают и в рейтинги лучших в Европе и тем более в мире не входят. Однако если вы непритязательный пассажир, то, скорее всего, не заметите каких-то особых изъянов. Претензии у клиентов обычно бывают к неумению авиакомпаний “разруливать” внештатные ситуации вроде отмены рейса или потери багажа. И на всякий случай успокоим неопытных путешественников: низкий рейтинг упомянутых компаний совсем не означает, что летать ими опасно.
Кстати, турки и украинцы на этих направлениях в эконом-классе не кормят (только за отдельную плату), а вот поляки угощают шоколадками.
Чем еще, кроме рейсов в Западную Европу, может быть интересен LOT? Компания довольно часто устраивает акции и распродажи - правда, цены при этом падают незначительно (по сравнению с действительно щедрыми скидками некоторых других перевозчиков).
Действительно лучшие, чем у конкурентов, тарифы, они иногда предлагают на дальних направлениях - в США, на Кубу, в Японию, Южную Корею. Межконтинентальные перелеты поляки, кстати, выполняют на очень классных и современных самолетах Boeing 787 Dreamliner.
Об акциях, как правило, оперативно сообщают тематические сайты и паблики в соцсетях - например, Lowcost Ua в "Фейсбуке".
Мы еще раз напомним, что все описанные варианты - самые быстрые и наименее хлопотные, но далеко не самые дешевые. Если у вас достаточно свободного времени, а финансы вы, наоборот, хотите сэкономить - куда рациональнее вылетать в Европу из Киева, Львова, а иногда и Харькова. В одних случаях - прямыми рейсами, в других - сделать пересадку все в той же Польше, или, например, Будапеште. Как вариант - до польских Варшавы, Катовице или других городов можно добраться и по суше, а уже оттуда лететь супердешевым “Райанэйром”. На всякий случай уточним: в Варшаве LOT и Ryanair работают на международных рейсах в разных аэропортах: первые - в Шопена, вторые - в “Модлине”. Смотрите не перепутайте.
Раньше мы советовали всем, кто хочет летать недорого, сайт поиска дешевых билетов “Скайсканнер”, но в последнее время чаще использует kiwi.com. Очень удобный ресурс с массой параметров поиска. Маленькая хитрость: если сразу покупать найденные билеты на этом же сайте, часто выходит дороже: “Киви” выступает посредником и берет себе определенный процент. Лучше найти подходящий вариант перелета на нужные даты, а потом зайти на сайты соответствующих авиакомпаний, и покупать уже там.
Также надеемся, что в этом году Ryanair со второй попытки все же начнет летать из Украины - а со временем, может, и до Запорожья дойдет.
Эдуард Андрющенко