Почему Александра Поляка называют лучшим мэром Запорожья: четыре мнения

Ровно 15 лет назад, 22 февраля 2003 года, ушел из жизни Александр Поляк — человек, которого многие считают лучшим главой города за всю историю Запорожья. Народный мэр успел проработать в городской власти лишь три года, но успел за это время очень много сделать: решить проблемы с освещением и транспортом, преобразить центральный проспект и благоустроить город. 061 пообщался с людьми, которые знали или работали вместе с Александром Поляком, и спросил, почему его называют народным мэром Запорожья.

Валерий Зотов, заместитель Александра Поляка, служил вместе с ним в областном МВД

«Первое, что сделал Александр Поляк, когда пришел на пост мэра, убрал большой кованный забор вокруг здания мэрии. Даже внешне власть стала доступнее. У нас под окнами стали сидеть люди на лавочках.

У него не было имиджа чиновника, не было охраны. Обычный человек, один из нас.

Поляк говорил так: в Запорожье есть вода, Днепр. Почему бы не сделать в городе фонтаны? Запорожье — энергетическая столица Украины. Он говорил, если есть доступный свет, почему бы его не пустить на освещение города. Ночью 1 мая изменили место проведения первомайской манифестации на площадь 12 апреля и неожиданно открыли фонтаны. Первый дом на улице Мира, первую башню на пересечении проспекта и Верхней — он сначала включил освещение, а потом уже рассказал о проекте.

Ничего не афишировали. Сначала делали, а потом уже показывали. Народ оценил такой подход

На месте парка на 12 апреля и парка Журналистов в Бородинском микрорайоне были пустыри. Он обратился к директорам запорожских заводов. Тогда денег в бюджете не было, но были хорошие рабочие отношения с предприятиями. Они пошли нам навстречу: быстро, за неделю все сделали, привели территорию в порядок и сделали два новых сквера. Подсветка, фонтаны — это все делалось не за бюджетные деньги, а за деньги тех, кто в нас поверил.

Валерий Зотов стоит справа от мэра Запорожья

Были и другие планы: сделать полностью пешеходной улицу Сталеваров, были готовые эскизы сделать новые фонтаны на бульваре Шевченко, на Маяковского, в старой части города и даже по районам. Но на это у Александра Поляка не хватило времени

Улицу Победы мы хотели сделать инвестиционно привлекательной, каким до этого сделали «мертвый» бульвар Шевченко. Как только мы вырубили там все деревья, сразу повысились цены на недвижимость, там появились десятки заведений. Такой проект был и по улице Победы — участок от Металлургов до бульвара Шевченко — такой же привлекательной для торговли. Это частично получилось».

Владимир Грищенко, первый заместитель Александра Поляка

«Если говорить о нем, нужно вспомнить про необъятную любовь к людям. Куда мы бы не поехали, на какую бы стройку не пошли, с одной стороны мы общаемся со строителям, а с другой — подходят встретиться с мэром жители. Он очень любил людей.

Чего нам только стоило демонтировать трамвайное полотно на проспекте и убрать старые акации. Тогда невозможно было тогда себе просто представить, какой будет улица без трамваев и деревьев. Многие были против.

Владимир Грищенко смотрит из-за спины городского головы

Вспомню один эпизод такой. Когда демонтировали деревья, он сказал мне оставить на проспекте несколько старых акаций. Оставить до тех пор, пока люди сами не придут и не скажут, что их надо срезать.

Проходит полтора года: нас забомбили письмами и обращениями: «Тут же липы молодые, зачем стоят эти старые уродины?»

Это один из примеров работы Александра Поляка. Не насаждать мнение, а обходить и доказывать свою правоту. Тем более, сейчас все говорят, что реконструкция проспекта было правильным решением, учитывая сегодняшний транспортный поток.

Дамба между Пушкина и Гагарина — тогда еще без разделительной полосы

А начали мы с другого. На дамбе между Пушкина и Гагарина во время ДТП транспорт всегда выбрасывало на полосу встречного движение: ежегодно погибали люди. Поэтому мы начали со строительства разделительной полосы. Потом мы перешли на улицу Победы и привели ее в порядок: убрали старые ели и сделали разделительную полосу».

Александр Сергач, во времена мэра Поляка работал в Орджоникидзевской райадминистрации, позже — возглавил Коммунарский район. Работал вместе с ним в правоохранительных органах

«До него город был в темноте. Центральная улица очень плохо освещалась. Александр Поляк начал с самого простого, что было необходимо горожанам: освещенные улицы и подъезды, убранный мусор, бесперебойный свет, вода, тепло в квартирах. В тот период эти проблемы были обострены. По такому принципу строилась работа Александра Владимировича, городского совета и исполнительного комитета.

Тогда лозунгом был бренд «Запорожье — лучший город». Мне рассказывали такую ситуацию. Возвращаясь из Киева, Александр Владимирович попросил летчика сделать еще один круг, чтобы посмотреть на город Запорожье с высоты полета самолета — тогда уже был освещен и проспект, и Набережная магистраль.

Сейчас проспект просто прекрасный. А если вспомнить, какие тогда были баталии, как депутаты городского совета саботировали работу, рассказывали сказки, лишь бы мы не трогали улицу.

Александр Поляк был очень решительным. Он все делал своим волевым решением. Если понимал, чтобы это необходимо для достижения идеального результата, шел вперед, а другие, конечно, его поддерживали

В то время мэра поддерживали все главные запорожские предприятия. Ему было бы очень сложно, если бы не большая поддержка со стороны запорожских заводов. И нам в районах было легче работать, потому что ощущали поддержку местных предприятий — автомобилестроительного завода и Радиоприбора.

Тогда на Пески было очень трудно добраться. Чтобы решить проблему с транспортом, Александр Владимирович принял очень оригинальное решение. Он взял провода, которые используются для движения троллейбусов с участка на Хортице и перенес их туда, где тысячам людей нужно было добираться на работу.

Валентина Чернявская, пенсионерка, член совет ветеранов Вознесеновского района

«Я встретилась с Александром Поляком на его последнем году жизни — в 2003-м. Тогда я получила телеграмму из Москвы от капитал-шоу «Поле-чудес», от Леонида Якубовича. 10 лет писала туда, посылала кроссворды, и вот наконец-то меня пригласили. Но пенсия у меня была совсем у меня маленькая, чтобы поехать с внуком в Москву. С этой телеграммой я пришла к нему на прием. Он такой молодец: не просто выслушал, но и помог мне. Он нашел много спонсоров, которые действительно материально мне помогли.

Кроме меня, к нему на прием пришли другие люди: и пожилые, и молодые. И хотя начался обед, а ему было пора идти, Александр Владимирович сказал: «Нет, я должен удовлетворить все вопросы людей» и продолжал прием. Его отзывчивость к людям навсегда останется в моей памяти

Он успел за малый промежуток времени сделать очень много. Во-первых, он сделал ремонты тех дорог, который были постоянно в ямах. Во-вторых, убрал на проспекте старые деревья, которые падали людям на голову, и посадил много новых. Если бы он сейчас видел, какими они уже выросли, и как распускаются весной. Александр Поляк построил фонтаны и, самое главное, сделал часы влюбленных на бульваре Шевченко, который стали настоящим символом города».

Текст — Андрей Вавилов