Каждое кафе в Украине должно платить за музыку, даже если звучит радио: как это устроено

Авторские права, точнее их тотальное несоблюдение - один из больных вопросов, которые сдерживают Украину на пути в Европу. По европейским нормам (да и по украинскому законодательству тоже) каждый магазин, кафе, бар или киоск должен платить за то, что в них звучит музыка. Да, даже если это радио или телевизор. На деле некоторые действительно платят. Но далеко не все, и часто не столько, сколько это стоит. CitySites разбирался, как это работает.

“Часто владельцы кафе думают, что даже если они купили лицензионный диск, или платно и легально скачали его из интернета, они могут использовать его как угодно. Но на каждом диске написано, что он только для домашнего использования, в кругу семьи или друзей", - рассказывает CitySites Дмитрий Дорошенко.

Мы встречаемся в помещении Украинского агентства по авторским и смежным правам (УААСП) на улице Богдана Хмельницкого в Киеве - Дмитрий занимает здесь должность пресс-атташе. Это единственная в Украине государственная организация, которая имеет право собирать плату за использование музыки и потом распределять роялти по авторам. Есть еще два десятка частных, но об этом позже.

Сейчас УААСП возглавляет Дмитрий Костюк - тот самый, который вместе с Валерием Меладзе в свое время создавал группу "Виа Гра". Агентство по авторским и смежным правам - хоть и государственная организация, но финансирования из госбюджета она не получает, существуя за счет процента от собранных средств. 

Музыка в общепите - это не просто фон, она создает атмосферу, ради которой приходят в рестораны. Логично, что автору музыки нужно платить за то, что он помогает кафе зарабатывать. Но если в Европе за это платят с 19 века, то у нас владельцы заведений только привыкают жить по правилам. 

Каждый уважающий себя владелец кафе, ресторана или магазина должен заключить договор на использование музыки. Можно прийти в государственное агентство, можно обратиться в любую частную организацию, которая имеет право собирать роялти.

По окончанию месяца кафе подает в УААСП или аналогичную организацию отчет о том, что и когда играло в заведении. Согласно этим отчетам авторам и выплачивается роялти. Если это было радио, то отчет сверяют с отчетом соответствующей радиостанции, таким образом, выясняют, какие именно песни играли, а значит - каким авторам платить роялти. У каждой песни может быть и 5, и 10, и 15 авторов (кто-то написал музыку, кто-то текст, кто-то сделал аранжировку и.тд.). Сейчас сложный и запутанный процесс распределения роялти по авторам производится вручную, но ближайшее время его планируют автоматизировать. 

Интересно, что для того, чтобы иметь право собирать роялти, частным организациям не обязательно иметь договора со всеми артистами (или авторами их песен).

Закон предполагает, что организации должны потом найти этих авторов и сообщить - мол, мы собрали ваши роялти, приходите забирать.

На деле же эти деньги нечасто доходят до артиста - частные организации либо не очень стараются уведомить музыкантов, либо собирают такие деньги, что их физически невозможно выплатить, т.к. счет (в разрезе каждого автора) идет на копейки. Зато все эти нерозданные копейки в сумме составляют сотни тысяч гривен, на которые обычно и живут владельцы частных организаций. 

Плата за использование музыки зависит не от того, что играет в кафе, а от того, сколько кафе зарабатывает, и сколько в нем посадочных мест.

Иными словами, если песня условного “Океана Эльзы” прозвучит в топовом ресторане, то Вакарчук получит намного больше, чем если это будет киоск-наливайка где-нибудь на окраине.

Размер платы определяется законодательством - как правило, это определенный процент от выручки. Если это маленькая кофейня на несколько столиков, то речь может идти о нескольких тысячах гривен в год. Если большой ресторан - то десятки тысяч гривен. 

Точный процент заведений, которые прилежно платят за использование музыки хотя бы кому-то, определить невозможно. Всего в Украине работает 20 организаций, которые этим занимаются, и общей сведенной статистики нет ни у кого.

В западных странах это происходит по-другому. Как правило, там существует по одной крупной организации, которая занимается разными видами прав - кто-то отвечает только за живопись, кто-то за публичное исполнение музыки, кто-то за смежные права. У нас же практически все 20 организаций работают в одном и том же направлении. Отсюда - неразбериха.

Наши конкуренты не брезгуют демпингом. Мы видели ситуации, когда крупный супермаркет платит за использование музыки 50 гривен в месяц, - рассказывает Дмитрий Дорошенко. - Эта сумма, которую можно собрать, но невозможно потом выплатить авторам - на каждого придется по десятой части копейки. Плюс организации, собирающие эти деньги, оставляют себе комиссию. Часто все это означает, что авторы вообще не получают роялти, собранные "частниками”.

“А как тут можно демпинговать, если плата за музыку - это определенный процент от выручки, или сумма, зависящая от количества посадочных мест?”, - спрашиваем.

Из-за моратория на проверки, никто не может проверить, какая там на самом деле выручка. Плюс договор можно составить так, что сумма в нем просто не будет указана, - говорит Дмитрий. - А если у кафе заключен договор на использование музыки хоть с кем-нибудь, это автоматически означает, что заведение за музыку платит”.

В УААСП на данный момент работает 50 человек. Это - на всю Украину. Например, на всю Киевскую область работает только два представителя. По одному представителю работает в других регионах страны, а в некоторых - вообще ни одного. В итоге если в Киеве ситуация с этим еще более-менее двигается, то в регионах часто владельцы кафе вообще не в курсе, что за использование музыки надо платить. И очень удивляются, когда слышат об этом. 

Штраф может составить от 10 минимальных зарплат до 50 тысяч минимальных зарплат (то есть, от 37 тысяч до 185 миллионов (!!!) гривен). Это зависит от того, сколько песен звучали и сколько раз попадалось кафе. 

Происходит это так: в магазин или ресторан приходит представитель организации, которая имеет право собирать деньги за музыку. Снимает на камеру несколько играющих треков. При этом он обязан найти источник звука (то бишь, запечатлеть колонки).

Здесь отсматривают собранные во время проверок материалы 

После этого (если у магазина не оказывается договора ни с одной организацией), проверяющий выставляет заведению претензию эдак тысяч на 37 за одну песню. Есть вариант расплакаться, пойти на мировую, подписать договор и впредь начать платить. Иначе дело наверняка окажется в суде. Причем, в Украине уже есть много прецедентов, когда кафе с треском проигрывали такие суды. До сумм в миллион дело пока не доходило, но счет может пойти на сотни тысяч гривен штрафа. 

Несколько примеров. 

В 2016 году черкасское кафе "Паприка" оштрафовали на 29 тысяч гривен (тогда "минималка" была меньше, а соответственно меньше и сумма штрафа) за песню Джастина Бибера "Sorry" и "Take me to church" в исполнении Hozier.

В этом году другое черкасское кафе оштрафовали на 16 тысяч гривен за то, что в нем звучала песня Скрябина.

А в Запорожье в прошлом году пиццерию на центральном проспекте оштрафовали на 100 тысяч гривен - за песни «Sub Pielea Mea» (исполнитель Carlas Dreams), «Heart Attack» (исполнитель Demi Lovato), «Of the Night» (исполнитель Bastillе). 

Аналогичные истории происходили и в других регионах Украины. Как правило, это оказывается большим сюрпризом для владельцев кафе, которые годами старательно делают вид, что не в курсе о существовании авторских прав. 

“Если говорить о международной практике, то примерно четверть доходов западных авторов - это роялти, - говорит Дмитрий Дорошенко. - Для действительно кассовых исполнителей речь идет о миллионах фунтов стерлингов. В Украине это мизерные суммы.

Самые популярные группы могут получить несколько десятков тысяч гривен в год. Если исполнитель не особо популярен, то это может быть пару гривен”.

За год в Украине собирается примерно 85 миллионов гривен. Из них 62 миллиона собирает государственная УААСП, остальные 23 - частные организации. Если разделить эту сумму примерно на 5 тысяч украинских авторов, получаются копейки.

В Польше эта сумма достигает 90 миллионов евро. Франция, Великобритания, Германия собирают по миллиарду евро. В США - больше 2 миллиардов. Для нас эти цифры пока - недостижимый космос, но все равно нынешняя сумма могла бы быть больше в 4-5 раз, если бы закон стал более однозначным, и его выполнение контролировалось бы более жестко.

“В таком случае в год в Украине собирали бы 300-350 миллионов, и эта сумма росла бы. Во всем мире эти ставки повышаются”, - говорит Дмитрий Дорошенко.

Татьяна Гонченко