В Запорожье ветераны 55-й артиллерийской бригады Александр Дивочий и Алексей Совач вместе со своим сослуживцем-партнером открыли собственный фаст-фуд – уличное кафе «Броник» на центральном автовокзале.
Фаст-фуд «Броник»: как трое запорожских ветеранов АТО открыли сэндвич-бар, – ФОТОРЕПОРТАЖ
«На эту идею меня вдохновил опыт пиццерии «PizzaVeterano» и мобильных кофеен «Veterano Coffee». Читаешь в интернете, ребята-АТОшники не побоялись – теперь развиваются, – рассказывает 061 Алексей Совач, один из совладельцев «Броника». – Давно хотел что-то такое попробовать, а когда читаешь, как у других получается – уже не так страшно».
Сегодняшние бизнес-партнеры Александр Дивочий и Алексей Совач вместе служили в запорожской 55-й артиллерийской бригаде. Ушли на фонт добровольцами летом 2014-го, прошли Мариуполь, Гнутово, Попасное, Марьинку. Демобилизировались в октябре 2015-го. Через год после этого Александр снова ушел служить – уже по контракту в 25-й Днепропетровской воздушно-десантной бригаде с 2016-го по лето 2017-го.
«Я бы там и сейчас продолжал служить, но колени не дают, болят», – говорит Александр.
У сэндвич-бара есть третий совладелец. Он тоже служил в 55-й бригаде и предпочитает оставаться неизвестным для публики, не любит внимания.
Партнеров объединила воля случая. Когда Алексей раздумывал об открытии кафе, ему позвонил Александр и рассказал, что собирается заняться уличным фаст-фудом и ищет для этого автоприцеп. Мужчины встретились, переговорили и решили строить дело вместе.
До и после войны оба наших собеседника занимались строительным бизнесом. Алексей в свое время был директором фирмы, Александр – руководил строительными бригадами. Для обоих общепит – это совершенно новая и неизученная сфера.
«Долго думали над форматом заведения, рассматривали вариант аренды помещения или МАФа, – рассказывает Алексей. – Зимой решили купить этот немецкий автоприцеп».
«Когда покупали, внутри еще сосульки висели», – добавляет Александр. Он же, преимущественно, и занимался обустройством прицепа – доводил его до ума, собственными руками вырезал вывеску. В свою очередь, бюрократическими вопросами с госорганами занимается Алексей.
В создании бизнеса посодействовали лидеры городского общественного движения ветеранов АТО Вячеслав Зайцев и Андрей Химичев. Их знакомый предприниматель сдал в аренду начинающим рестораторам помещение бывшего кафе «Екатерина» с летней площадкой на территории автовокзала.
«Владелец пошел навстречу и предложил обсудить сумму аренды только через пару месяцев работы», – рассказывает Алексей.
Для открытия фаст-фуда ветераны вложили все свои деньги, брали займы – понадобилось около 5 тысяч долларов. Сэндвич-бар «Броник» начал работу меньше недели назад.
«Когда думали над названием – голову сломали, – рассказывают собеседники. – Первым вариантом было «4.5.0.». В АТО этот шифр означает «все спокойно». Мы стараемся не выпячивать привязку к службе, единственное – только в названии. Это ведь не дает плюсов в приготовлении еды. Мы не из тех, кто любит ходить в военной форме по городу. Тогда мы делали то, что было нужно. Никакой это не подвиг».
«Наш формат еды сегодня – это сэндвич и лаваш с сыром, плюс напитки – натуральный лимонад, кофе, молочные коктейли. Думаем, чем привлекать клиентов, изучаем спрос. Мы надеемся привлечь тех людей, которые не хотят есть на автовокзале шаурму, – рассказывают владельцы «Броника». – Мы предлагаем вкусную и полезную пищу, отказавшись от очень выгодных экономически, но не очень качественных сэндвичей-полуфабрикатов. В будущем хотим ввести в продажу вареники, картошку фри, может быть, комплексные обеды для водителей».
Для клиентов «Броника» готовят кофе марки «Чубата кава»: кофемашину и зерна предоставил владелец бренда – тоже АТОшник. На витрине, кроме напитков и продуктов, пакетированная тушенка, приготовленная по НАТОвским стандартам.
Вместе с Александром и Алексеем работает Светлана Сиротина – мама погибшего в августе 2014-го сержанта 55-й артбригады Евгения Сиротина.
«Мы искали человека, уже работавшего с фаст-фудом, например, повара, который бы подсказал нам какие-то нюансы работы. В идеале – участника АТО или человека из семьи ветерана. Такого нам найти не удалось, зато встретились со Светланой, – рассказывает Алексей.
«Недавно со мной произошел случай в общественном транспорте. Я показала водителю удостоверение матери погибшего, в итоге – не только водитель, но и пассажиры оскорбляли моего сына и вообще ветеранов всеми возможными словами. Вот такое наше население, – рассказывает Светлана. – А ребята-АТОшники пытаются каким-то образом изменить этот мир, убрать тот «совок», в котором мы все привыкли жить, сделать что-то нужное и новое».
«В этой сфере никто из нас не работал, нарабатываем навыки, – говорят ветераны-предприниматели, – Все ладится. Дело осталось за малым – привлечь клиентов».
Текст и фото – Андрей Вавилов