Балка Партизанская: от меннонитов до сегодняшних дней (ФОТО)

Представляем вашему вниманию наш новый спецпроект: "Неизвестное Запорожье". Мы решили продолжить идею фотопроекта "Высокое Запорожье" и рассказать вам о интереснейших местах города, о которых известно не так уж и много. Вы увидите, что запорожская история и природа заслуживает куда больше внимания! Что же касается фотопроекта "Высокое Запорожье", то мы его обязательно продолжим, с возвращением солнечной погоды.

Есть в нашем городе места, о которых многие не знают по той причине, что места эти расположены на окраине города. На правом берегу с западной стороны черта города заканчивается сразу за посёлком Верхняя Хортица - бывшей колонией меннонитов. Современная Верхняя Хортица объединяет в себе территорию сразу двух бывших меннонитских колоний - Хортица (северная часть) и Розенталь (южная часть). На территории Верхней Хортицы находится знаменитый Запорожский Дуб, посмотреть на который приезжают каждый год сотни туристов со всего мира. Но немногие знают, что всего в трёхстах метрах от дуба на северо-запад, там, где заканчивается черта города, открывается взору невиданной красоты долина балки Партизанской.

Балка эта очень широкая, просторная - её основное русло протянулось более чем на три километра с востока за запад, а рукава балки имеют около трёх километров в ширину с севера на юг. Перепад высот (глубина) балки в центральной части составляет около 30-35 метров. В долине балки протекает один из притоков реки Верхняя Хортица - речка Хортичанка. Именно здесь, на склонах Партизанки, рождается эта речка, наполняясь первыми каплями стекающей по травянистым склонам дождевой воды и наполняясь подземными водами источников, находящихся в русле балки. Это через эту речку проложен мост возле церкви у Запорожского Дуба.

Обратившись к историческим картам этой местности, узнаём, что эта балка не всегда имела такое название. Так, на трёхверстовой карте Шуберта конца 19 века эта балка называется "Овраг Кайдацкой":

По этой карте хорошо видно, что в окрестностях балки - степь, никаких сооружений и строений нет. В начале 20 века ситуация несколько изменилась: строилась Вторая Екатерининская железная дорога - важная транспортная магистраль, которая должна была обеспечить связь Криворожского железорудного бассейна с Донецким каменноугольным бассейном. Дорога прокладывалась через территорию современного города Запорожье - подходила она с запада со стороны Никополя, и далее, пересекая границу современного Запорожья в районе станции Хортица (рядом с одноимённой колонией), направлялась в сторону Кичкасского моста - туда, где сейчас находится остров Ленина. Пересекая по мосту самое узкое место на Днепре, железная дорога направлялась на восток, в сторону станции Александровск (сейчас - Запорожье-II). Чтобы увидеть, как прошла железная дорога через территорию нашего города, взглянем на карту Стрельбицкого начала 20 века:

Участок, где железная дорога должна была пересечь долину балки Партизанской, имеет довольно сложный рельеф - перепад высот здесь составляет почти 80 метров! Южнее балки - высокая гора с группой курганов, высота местности там составляет около 120 метров над уровнем моря, а в долине балки высота падает до 40 метров над уровнем моря. По этой причине дорогу пришлось строить не прямую, а обходную, причём обходить местность пришлось дважды. На карте хорошо видно, как железная дорога делает два полукруга, прежде чем продолжить свой путь на восток. К 1902 году дорога была построена, одолев сложное препятствие. Эта железная дорога существует и по сей день, и она продолжает работать, но уже как дополнительный путь к правобережным заводам.

В местах пересечения рукавов балки была создана насыпь - дамба, по которой проложили путь. Но при перекрытии рукавов балки дамбой появляется серьёзная проблема. Собираясь на склонах после дождя или после таяния снега, вода встречает на своём пути непреодолимую преграду - дамбу. Достигнув дамбы, вода будет постепенно размывать и разрушать её, что может привести к катастрофе. Естественно, проектировщики железной дороги этого не хотели, поэтому были сооружены конструкции, которые сейчас являются одной из самых известных и необычных достопримечательностей балки Партизанской - каменные тоннели. Эти грандиозные сооружения из гранита берут на себя важнейшую роль - они сохраняют балку, связывая рукава с центральной частью, и оберегают от разрушения и размывания насыпь с железной дорогой. Тоннели расположены там, где насыпная дамба пересекает рукава балки. Таким образом, вода не встретит на пути преграду, а пройдёт сквозь тоннели к основному руслу балки, и даст рождение речке - Хортичанке. Всего в долине балки расположено пять тоннелей, каждый из них имеет свою конструкцию и размеры. Все тоннели балки можно условно разделить на 2 вида - узкие (с овальным сводом) - 1й, 2й и 5й тоннели, и широкие (с круглым сводом) - 3й и 4й. И тот, и другой вид внутри выполнен одинаково - стены тоннеля образованы каменной кладкой из мощных гранитных блоков, а верхняя часть и основание (пол) отлиты из бетона.

Чтобы увидеть тоннели в действии, приходите к ним после сильного дождя или весной во время таяния снега. В это время тоннели становятся непроходимыми, по ним с грохотом мчатся потоки воды, наполняя речку. Можно представить себе, что было бы с насыпью, если бы не было тоннелей, а эти потоки обрушивались бы прямо на основание железнодорожной дамбы. В сухую погоду, особенно летом, тоннели чаще всего полностью пересыхают внутри, и становятся легко проходимыми.

Хотелось бы обратить внимание на то, что несколько лет назад в этой заповедной балке планировалась организация свалки, но жителям Верхней Хортицы в конечном итоге удалось отстоять заповедные земли и не дать загрязнить их бытовыми отходами. Эта природа стоит того, чтобы её сохранить для наших потомков. Возможно, многие даже не знали о существовании такого места в нашем городе. Тогда вам обязательно стоит посетить его, и увидеть всё это своими глазами. Это - одно из тех мест, которое мы безоговорочно рекомендуем посетить всем. Здесь слились воедино природа, история и духовность.

P.S. Приглашаем всех читателей посетить ЖЖ автора.