Улучшение качества образования VS привычка учиться через дорогу: как в Запорожской области создают опорные школы

В начале 2016 года в Украине насчитывалось 613 школ, где с первого по девятый класс училось менее 25 учеников. Стоимость обучения одного ученика в таких школах обходилась государству в свыше 50 тысяч гривен в год при среднем показателе около 9 тысяч гривен.

Сейчас эту ситуацию пытаются исправить, но в разных громадах люди реагируют по-разному: где-то радостно принимают, а где-то утраивают громкие протесты.

У инициаторов реформы есть две главные претензии к сельским школам: дорогое содержание, и одновременно низкое качество образования. 

Первая проблема напрямую связана с демографическими тенденциями последних двух десятилетий. Если в послевоенные десятилетия население Украины росло, причем преимущественно именно в селах, то неудивительно, что этот процесс сопровождался расширением сети сельских школ. Но в конце ХХ века рождаемость упала, к тому же на новый уровень вышла урбанизация - соответственно, спрос на сельские школы упал. В терминах бюджетных средств это означает полную противоположность "экономии на масштабе": чем меньше учеников в одной школе, тем выше пропорциональные расходы на ее содержание - ведь они остаются более или менее постоянными для школы независимо от того, сколько туда ходит детей.

Что касается качества образования, то оно также неудовлетворительно.

“Лишь половина выпускников сельских школ, которые остались в старших классах и сдали ВНО, хотя бы пытаются поступать в высшие учебные заведения. Из тех, кто все же решился попробовать, в прошлом году до 38% никуда не вступили. Этой ситуации не может помочь "льготный" коэффициент, который призван улучшать шансы сельских абитуриентов. Лишь 3% абитуриентов смогли поступить на обучение именно благодаря этому коэффициенту, тогда как 23% вступили без его помощи (остальные 36% поступивших на контрактную форму обучения)”, - объясняет аналітик ГО "Український центр європейської політики" Денис Горбач.

Вывод, который делается из этой ситуации - сельские школы крайне неэффективно используют деньги к тому же усиливают неравенство между выходцами из села и городской молодежью.

На фото: Петропольський учебно-воспитательній комплекс Широковского сельсовета (школа+садик)

Это и должны исправить опорные школы.

“Если говорить простым языком, то опорная школа является в громаде центром образовательного округа, в который входят учебные заведения, учреждения культуры, физической культуры и спорта. Цель создания такого округа для громады состоит в том, чтобы фактически инвентаризировать все свои учреждения этой сферы, спрогнозировать их дальнейшее развитие. Что такое опорная школа как центр образовательного округа? Это самая качественная, чаще всего самая крупная и удобно расположенная относительно большинства жителей школа, которая предоставляет полное среднее образование. Начальные школы и школы неполного среднего образования при формировании образовательного округа могут стать филиалами опорной школы, коих у последней должно быть не меньше двух. Обязательное требование для опорной школы - это подвоз детей на учебу с территории всей громады. Необходимым для опорной школы есть наличие, как правило, не менее 200 учеников. Поскольку опорная школа имеет более высокий уровень, чем филиалы, следовательно, материально-ресурсной обеспечение на нее будет выделяться в большем количестве. Но это не связано просто со статусом школы, это объективная необходимость, так как именно в опорной школе учатся старшеклассники, которым нужны физические и химические лаборатории, классы программирования и робототехники и тому подобное”, - объясняет Татьяна Бордюг, советник по вопросам предоставления муниципальных услуг Запорожского Центра развития местного самоуправления.

Поскольку, как мы выяснили, вокруг опорной школы образуется весь образовательный округ, то с ее созданием могут возникнуть трудности.

“В первую очередь нужно отметить, что решение о создании округа, опорной школы, утверждении условий проведения конкурса среди школ на статус опорной и тп, принимается соответствующим советом громады (сельским, поселковым, городским), - говорит Татьяна Бордюг.

И уже на этом этапе могут возникнуть трудности: из-за непонимания депутатами происходящих процессов, из-за желания поддержать школу, находящуюся именно в своем населенном пункте, из-за получения политических дивидендов.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов кадровые вопросы, потому что о любых изменениях в условиях труда работников нужно уведомлять в установленные законом сроки, а создание опорной школы с филиалами будет с этим связано. Обязательно необходимо решить вопрос с подвозом детей, и если у громады нет своего школьного автобуса, то при проведении тендеров на перевозку или заключении договоров с перевозчиками могут возникнуть организационные сложности. Считаю, что вопросов много, но нерешаемых нет.

Оптимизация учебных заведений необходима, если школы становятся филиалами. Но опорная школа может быть не одна. И опорной школы может не быть вовсе, если в том нет необходимости”.

Всего в Запорожской области пока что девять опорных школ. Облгосадминистрация уже купила шесть 31-местных автобусов на условиях софинансирования из государственного бюджета - их громады получат уже на следующей неделе. Позже собираются докупить еще шесть за счет областного бюджета. До этого каждый год из Запорожья в громады на время учебного года отправляли 18 автобусов. Сами же громады не спешат покупать себе автобусы - ждут, пока дадут из области.

Некоторые громады ухитряются сделать так, чтобы и школы не закрыть, и оптимизацию провести:

“У нас три большие школы в Веселом. И за три года громады у нас количество детей все растет и растет, потому что в селах такой возможности нет: нет компьютеров, мультимедийных досок. Если у нас в гимназии было,например, 360 детей в 2016 году, то сейчас, уже 470 детей.

На создании опорной школы у нас настаивал голова: и депутаты были против, и директора обычных школ. Несколько раз приходилось выходить на сессии и выступать перед депутатами”, - рассказывает начальница отдела образования, молодежи и спорта Веселовского сельсовета Оксана Дундук.

Чтобы не понижать ступени, мы создали на территориях сел учебно-воспитательные комплексы - детский сад соединили со школой.

“То есть мы сделали оптимизацию, но немножко другим путем пошли, - объясняет начальница отдела. - Это было в первый год, а потом начали смотреть. В некоторых школах 10-й класс уже не набирается - два-три человека. Что это за учеба? Работаем с родителями, убеждаем-переубеждаем: те дети, которые собираются сдавать ЗНО и поступать в университет, чтобы шли в школу, а те, кто не собираются - в профучилища”.

Сейчас при опорной школе уже сделали филию - на днях должны получить школьный автобус. Добраться из самых дальних сел до опорной школы на автобусе занимает около 20 минут.

Однако, не во всех громадах все проходит спокойно. В Великой Белозерке закрыли две школы, потому что рядом есть другая - с лучшими условиями. Закрытие вызвало протесты, к тому же некоторые депутаты начали рассказывать, что школы все равно откроют. В итоге дети из старой школы не подали заявления в другие учебные заведения. При этом все учителя там уволены, им предложили рабочие места, но они все еще протестуют. Руководитель отдела образования. уверяет, что сам лично обошел все семьи, чьи дети должны идти в новые школы, но, по его словам, люди настроены стоять на своем. А тем временем ликвидированные учебные заведения не откроют, так как идут судебные разбирательства - поэтому до принятия решения судом точно никаких действий не будет.

“Великобілозерська громада ухвалила рішення про ліквідацію двох шкіл. Вони пішли іншим шляхом: не визначили опорний заклад, а ліквідували дві. Людей обурило: “Чому ці дві?”. Бо в районі 700 дітей шкільного віку і 7 шкіл. Дійсно, сім шкіл утримувати для такої маленької кількості дітей - це неефективно та неправильно. І люди це розуміють. Але люди не розуміють, чому не визначена опорна школа. На сьогоднішній день, за рішенням суду, призупинене рішення сільської ради. Вчора я була у Великій Білозерці - дійсно, люди були обурені. Вони готують все одно школу за свої власні кошти: батьки там і побілили, і пофарбували. Тобто вони готові до початку навчального року. Але колізія ситуації в тому, що рішення ради про ліквідацію є, але суд не сказував це рішення, а призупинив: тобто і ліквідувати неможливо, і створити щось інше неможливо. Потім ми об’єднаємо шість шкіл як філії під одну опорну школу №1: вона І - ІІІ ступеня, вже всі понижені ступені інших шкіл до І - ІІ і десятикласники навчаються в цій опорній школі - але вона не визначена як опорна”, - объяснила ситуацию начальница областного Департамента образования и науки Татьяна Озерова.

Наталья Селюкова, советник по вопросам коммуникации Запорожского Центра развития местного самоуправления, считает, что при оптимизации школ очень важна работа с людьми, ведь протесты возникают больше из-за непонимания того, что ждет. С начала учебного года Центр начинает пилотный проект в трех громадах Запорожской области по работе с населением при оптимизации школ:

“Основные проблемы при оптимизации школ возникают условно по трем группам - родители, учителя и депутаты. У каждой из них свои обоснования. От родителей часто слышим и что дети против, хотя вряд ли дети начальной и средней школы принимают решения, где учиться.

Аргументы "против" от родителей - детям придется рано вставать (хотя вариант начинать уроки в 8:30 вполне возможен), далеко добираться (для этого есть школьные автобусы, кроме того, ребенок находится под постоянным присмотром взрослых в дороге), новое помещение. Это если не рассматривать варианты "мы ж как-то отучились, и дети наши отучаться". При высказывании протестов не говорят об уровне образования (когда учитель физкультуры ведет историю и английский), о перспективах дальнейшего образования, о социализации детей - достаточно много классов в сельской местности, где по 1-3 ученика в классе.

Учителя в основном бояться увольнений (особенно пенсионного возраста), возможно, в какой-то мере конкуренции. Хотя при желании каждому можно найти рабочее место в сфере образования, культуры, внешкольного образования и т.д. В целом, люди боятся изменений. "Мы недовольны тем, что есть, но мы к такому привыкли, и менять ничего нельзя".

Третья группа "противников" - депутаты местных советов. Здесь больше играет роль политика и желание угодить избирателям. Если видят сомнения, проще пойти популистским путем - поддержать недовольных и, возможно, заработать дополнительный плюсик себе на следующих выборах. Ведь люди при отсутствии решения депутатов все равно не узнают, что их дети могли учиться в лучших условиях, получать более качественное образование, иметь большие перспективы”.

Читайте также:Как менялась коррупция в Запорожье, и есть ли результаты расследований: интервью с тремя журналистами