Какой нормальный человек не хочет пару месяцев пожить и поработать в городе, где люди вежливы и приветливы, улицы чисты и ухожены, дороги не видели маршруток, а чиновники — 20%-х откатов. Как организовать себе такую поездку, обязательно потом расскажем. В данной серии заметок речь пойдет о Магдебурге глазами человека, который прожил в Запорожье 33 года.
У нас Магдебург знают очень хорошо. В Дубовой роще стоит подаренная этим городом библиотека на колесах. Она уже немного покосилась от отсутствия спроса на ее услуги. Этот автобус с книгами в Запорожье доставили в рамках договора о партнерстве между Магдебургом и Запорожьем, подписанным в 2008 мэром Евгением Карташовым и бессменным с 2001 года бургомистром Лутцем Трюмпером.
Вот этот договор на витрине Запорожья в ратуше Магдебурга. В нем стороны обязуются развивать сотрудничество. У фамилии Карташова красуется уважительная приставка "доктор".
Дорога
Рядом с ратушей находится указатель с расстояниями до городов — партнеров. Дистанцию до Запорожья он оценивает в 1600 километров. На самом деле ехать на автобусе придется около 2000 километров.
Впечатления от такой дальней поездки описывались здесь:
Стоит это около двух тысяч гривен в один конец. Самолетом в десять раз быстрее и в два раза дороже. Отдельно оплачивается багаж.
Самое мерзкое — пересечение польской границы. Ею от контрабанды, болезней и нелегалов от нас защищается вся Европа. Наш автобус простоял 5 часов. Досматривались все сумки. Некоторых вызывали для уточнения личных данных.
Важно помнить, что это в самолете можно провезти два блока сигарет. А в автотранспорте с января 2018 года — только по две пачки на одного человека.
Естественно, все везут еду, нужно же что-то есть в дороге и потом еще несколько дней после прибытия в заграничный пункт назначения. Но за провоз мясных и молочных продуктов на границе установлен штраф в 200 злотых (1500 гривен). Это делается для предотвращения различных эпидемий ящура, африканской чумы свиней и прочего. В Европе качеству наших продуктов однозначно не доверяют. Многие заворачивают ценное сало, балыки и колбасу в фольгу, чтобы их не было видно во время просвечивания. Многим удается провезти копченостей сколько надо. Каждый делает это на свой страх и риск.
Еще можно провезти литр водки и два литра вина или пива.
На этот раз в автобусе ехали:
- учиться (очень много студентов),
- отдыхать,
- работать,
- оформлять автомобили.
Двое студентов отстали на пересадке в Варшаве и догоняли автобус на такси. Водитель отказался ждать потому что в автобусе были пассажиры, опаздывающие на поезд. Остаться без документов и вещей на вокзале в Варшаве — отличное приключение для молодых, но у людей постарше может случиться инфаркт.
Международные автобусы — явление довольно комфортное. В них есть стюардесса, розетки под каждым сидением, вай-фай, встроенные планшеты с фильмами и музыкой. Но готовиться, конечно, нужно всегда к самому худшему. Потому что человеческое тело не приспособлено для сна в сидячем положении. За окном смотреть особо нечего. Автобаны ограждены заборами. Проезжая по Украине можно собирать впечатления об автовокзалах. В Луцке, к примеру, дети ромов требуют деньги, исполняя при этом гимн Украины.
Лучше летать самолетами.
История разрушений
Все-таки без нее никак не обойтись.
В главном городе Саксонии-Анхальт Магдебурге живут около 240 тысяч человек. Первое упоминание о нем встречается в глухом IX веке. Здесь покоится создатель Священной Римской империи германской нации Оттон I. Основав в Магдебурге епископство, он активно насаждал христианство и власть среди соседних славянских племен. Это очень заинтересовало правившую тогда же в Киеве княгиню Ольгу. Магдебургский епископ Адальберт первым из католиков отправился с мессионерскими целями в столицу Руси. Визит не задался. Спутников епископа убили, сам он едва остался жив. Христиан обожал казнить воинственный Святослав, сын Ольги и отец Владимира, впоследствии Русь все же крестившего.
Как видим, религиозные вопросы всегда крайне актуальны для власти. Особенно если речь идет о X веке — то есть, раннем средневековье.
104 метра Магдебургского собора, основанного Оттоном I. Император завещал похоронить себя здесь.
Магдебург считался одним из красивейших и богатейших городов Германии. Здесь сложилось так называемое Магдебургское право — система муниципального управления, которую успешно применяли крупные города Восточной Европы. Памятник Магдебургскому праву установлен, например, в Киеве.
Однако от красот прошлых времен в Магдебурге сохранились разве что ландшафты Эльбы. Город разрушали войны.
Самым страшным стало уничтожение города в 1631 году во время Тридцатилетней войны - с виду опять же религиозной, то есть между католиками и протестантами, а скорее — за контроль над землями и продовольствием. В XVII веке люди в Европе очень боялись голода. В ходе этих событий армии наемников продержали полгода Магдебург в осаде, а затем сожгли дотла, убив 20 тысяч его жителей. Рыдающих над трупами родителей младенцев насаживали на пики и несли по городу. И это еще не самая страшная картина. После этого война продолжалась еще 17 лет и в ее лексиконе появилось слово “магдебуризировать” - то есть, уничтожить с особой жестокостью.
Магдебург относительно быстро восстановился, как и вся Европа в последующие века. Все шло неплохо до середины XX столетия. За полгода до окончания Второй мировой войны британская авиация за 40 минут уничтожила 90% центральной части, в том числе 15 церквей. Погибли около 12 000 человек. Более ужасная бомбардировка постигла только Дрезден, там жертвами налета стали 25 000 человек.
Все время пребывания в ГДР и потом после объединения Германии в 1990 году Магдебург восстанавливался. В огромном торговом центре, за котором не виден и центральный вокзал, мэрия установила вот такие стенды, демонстрирующие недавнее прошлое и настоящее.
Фотографии очень большие и качественные. И возле них всегда стоят люди.
На этом пока все. Дальше расскажем о магазинах, жилье, стоимости проезда, досуге, работе и других впечатлениях.