"Снизим на гривну - потеряем 350 тысяч": перевозчики против снижения тарифов, но мэр попросил

Сегодня городской голова Запорожья Владимир Буряк встретился с перевозчиками. На повестке дня один вопрос - снижение на гривну тарифа на перевозку пассажиров в маршрутных такси. 

Почему о снижении заговорили сейчас?

Прежде чем говорить о снижении, отметим, что о повышении тарифа заговорили в октябре прошлого года. Тогда, в Украине наблюдался резкий скачок цены на топливо. Стоимость бензина доходила до 33 гривен за литр. В то же время, в ноябре топливо начало дешеветь и снилось до 28,5 грн.

Эти данные опубликованы на официальном сайте Минфина:

По словам запорожского мэра, город не мог не отреагировать. Мол, наконец-то появились обоснованные аргументы для снижения.

"Никто обманывать вас не собирается. Будет повышение цены на топливо и мы вернемся к обсуждению и пересмотрим тариф. Готов общаться, не молчите", - обратился Буряк к перевозчикам. 

Сегодня на встречу пришло несколько десятков перевозчиков.

Тишина в зале сохранялась на протяжение нескольких минут. Судя по настроению и выражению лиц, все были против, но никто не решался возразить мэру первым. 

 "Вы просили повысить проезд? Теперь я прошу. Вот такая у меня просьба. Будут другие цены, вернемся к пересмотру", - добавил городской голова. 

Реакция перевозчиков

"Понижение на 1 гривну, "съест" 350 000 гривен. Снижение сделает убыточным мое предприятие", - заявил руководитель "Сич Альянс" Валерий Шибико и добавил. - Запуск нового автобуса на 38 маршруте "съел" 12-15% пассажиров».

Перевозчики предложили снизить стоимость проезда на 50 копеек. Некоторые говорили о 20 копейках. В качестве аргумента приводили цену на метан, которая снизилась менее, чем на 1,5 грн.

Когда запорожцы будут меньше платить за проезд?

"Сегодня решение будет принято такое: мы с вами снижаем проезд на гривну. С управлением транспорта и связи в течение 1-2 дней вы отрабатываете этот вопрос и выносим решение на согласование", - подытожил мэр. 

Решение будет принято в рабочем порядке (членам исполкома передадут проект решения и они его подпишут, ждать заседания исполкома не придется).

Перевозчики должны предоставить в управление свои расчеты, после чего, чиновники посчитают каждый маршрут по отдельности и только потом можно будет говорить о том, насколько снизится тариф на том или ином маршруте.

Когда ждать очередного повышения?

«Как только топливо подорожает, то мы вернемся к обсуждению вопроса о пересмотре тарифа… Весной, посевная будет, цены поползут и вы придете и скажете, что нужно пересматривать, и будет экономическое обоснование», - сказал Буряк.

Тариф зависит не только от топлива

Напомним, в пояснительной записке к проекту решения исполнительного комитета «О тарифе на услуги по перевозке одного пассажира на городских автобусных маршрутах общего пользования» говорилось, что тариф нужно менять потому как и горюче-смазочные материалы подорожали, и доллар «подскочил», а еще выросла минимальная зарплата и отопление с электроэнергией стали дороже.

Останнім часом спостерігається різке підвищення вартості паливо-мастильних матеріалів, підвищення курсу долару, що впливає на вартість запчастин, та погіршення інших умов, що не залежать від господарської діяльності перевізників.

Станом на 19.10.2018 в порівнянні до 01.11.2017 зросла вартість за 1 літр: бензин А-92 на 18,9% (5,00 грн.); бензин А-95 на 22,8%( 6,22 грн.); дизельне паливо на 24,2% (6,00 грн.) ; газ на 28,7%(3,55 грн.).

Відповідно до Закону України «Про державний бюджет» мінімальна заробітна плата у 2017 році складала 3200 грн.; у 2018 році – 3723,00 грн., тобто відповідно до 2017 року зросла на 16%.

Крім того, збільшено вартість опалення на 7,6% (більше 131,00 грн. за 1 Гкал) та електроенергії більш ніж на 20% (більше 0,40 грн. за 1 кВт.год.),  для утримання матеріально – технічних баз підприємств.

Управлінням з питань транспортного забезпечення та зв’язку міської ради спільно з автопідприємствами проведений аналіз фінансової діяльності підприємств при діючих тарифах.

За результатами роботи встановлено, що робота за діючими тарифами є збитковою та існує наявна загроза економічного занепаду підприємств, у підприємств – перевізників відсутня можливість підтримувати належним чином технічний стан транспортних засобів, та погіршується якість перевезень пасажирів, наразі виникла нагальна потреба в зміні тарифів.

То есть, играть «в снижение и повышение» тарифов можно постоянно. Обоснование найдется всегда.

 Комментарий эксперта

Корреспонденты 061 попросили директора КП «Житомир-транспорт» Ивана Фурлета прокомментировать ситуацию. К нему обратились не случайно. Он — один из тех, кто причастен к реализации реформы транспортной системы в Житомире. В городе, за последние пару лет, количество маршруток сократилось с 230 до 160. Одна из задач реформы — уменьшить роль частных перевозчиков, а маршрутки постепенно заменить коммунальным транспортом.

По словам Фурлета, как только речь заходит о повышении тарифа, каждый перевозчик обязан предоставить мэрии экономическое обоснование. На сегодня ситуация такова, что перевозчики фактически «рисуют» цифры.

«Их нечем подтвердить и существуют они потому, что есть неучтенная наличность. Фактические их расходы подтвердить нечем. Исполнительные комитеты всех городов Украины, думаю, в большинстве случаев, устанавливают экономически необоснованный тариф, потому что перевозчики показывает формальные данные. Сейчас городской голова Запорожья фактически закрепляет впечатление у жителей города, что тариф на проезд напрямую зависит от увеличения стоимости топлива", - говорит эксперт.

Действительно, исполнительный комитет имеет полномочия пересмотреть тарифы в любой момент, но важно не просто пересмотреть тариф, но и договорится с перевозчиками о «бонусах» для горожан.

«В полномочиях комитета устанавливать минимальные условия перевозки или вести политические переговоры относительно качества предоставления услуг. Можно установить любую цену, но важно понять, какая услуга за это предоставляется», - говорит Фурлет.

К слову, запорожцы неоднократно выкладывали в сеть «убитые» маршрутки, жаловались на водителей-хамов.

Для того, чтобы перевозчики не жаловались на то, что их прибыль "съедается", а пассажиров отбирает коммунальный транспорт, по мнению эксперта, необходимо перейти на европейскую модель перевозок. Суть которой заключается в том, что город заказывает перевозчику обслуживание на определенном маршруте и оплачивает ему каждый километр перевозок (согласно утвержденного расписания). 

"То есть, деньги, полученные от перевозок пассажиров принадлежат не перевозчику (как сейчас), а городу как заказчику перевозок. Транспортные компании получают плату от городского совета за каждый километр пробега", - подытожил Фурлет.

Читайте также:  На следующее заседание суда по делу об отмене тарифов на проезд вызовут всех перевозчиков