Продать машину и создать кофейню: как без опыта в бизнесе запорожанка открыла "My Coffee"

Основательница кофейни My Coffee много лет была наемным работником на частных предприятиях. Экономист по образованию начала карьеру в Донецке, успела поработать в Мариуполе, а последние 10 лет строит жизнь в Запорожье. Как мама двоих взрослых сыновей, не имея опыта в бизнесе, открыла собственную кофейню – читайте в материале 061.

«Я всегда любила кофе. Когда бывала в других странах, пила там этот напиток, как турист, даже бывала на кофейных плантациях. Мне всегда было интересно, как работает кофейная индустрия, – рассказывает Яна Кучерявых. Она рискнула и открыла собственное заведение в ноябре 2017 года, – Я никогда не была бизнес-леди. Открывать свою кофейню было очень страшно».

Яна – экономист по специальности, получала образование в Донецке. Там же вышла замуж, родила двоих детей.

«Я много лет работала в абсолютно разных сферах, совершенно не связанных с кофейной индустрией. Хотя все это было сфера обслуживания», – рассказывает основательница My Coffeе.

Работа ее супруга заставляла семью быть готовой к переезду. Донецк, Мариуполь, снова Донецк… Последние 10 лет для семьи Кучерявых родной город – это Запорожье.

Кофейню My Coffeе можно найти на улице Гоголя, в студенческом городке возле одного из корпусов ЗНТУ

«Самым сложным было – начать. Тяжело открывать свое дело, когда вообще не понимаешь особенности этого бизнеса. Ты не знаешь, откуда в кофейню попадает кофе, кто его обжаривает, как с ним работать. В таком случае ты просто можешь продать людям некачественный продукт. Поэтому было решено купить франшизу и работать с теми людьми, которые уже имеют необходимый опыт в этом бизнесе, – Сегодня по франшизе My Coffeе в разных странах СНГ работают 80 кофеен. – С одной стороны, вы, как международная сеть, работаете одной большой командой. С другой - ты полностью ответственный за свое дело».

По словам Яны, чтобы открыть кофейню такого формата, как у нее, необходимо порядка 25-30 тысяч долларов. Для открытия заведения ей пришлось потратить сбережения и продать автомобиль.

«Я не вчера закончила институт и имею жизненный опыт. Чтобы открыть кофейню, пришлось выйти из зоны комфорта и чем-то жертвовать. Например, я продала свой автомобиль, потратила сбережения, – рассказывает Яна. – Когда вкладываешь свои накопленные деньги, понимаешь: если прогоришь – никто их не вернет. Ты несешь очень большую ответственность. Поэтому всегда очень страшно, но в то же время в этих страхах ты черпаешь свое вдохновение».

Владелица кофейни и не думала брать кредит. На этот счет у нее есть свои аргументы. «Кредит – это еще одна статья расходов, которая может потянуть твое дело на дно. Вам придется тратиться на аренду помещения, нужно платить налоги, оплачивать заработную плату членам команды. А кроме этого – появится множество других статей расходов: покупка посуды, мебели, закупка качественного продукта. Я уверена: снижать себестоимость продукта – это последнее дело. Продукт, который ты продаешь, обязан быть качественным», – говорит основательница кофейни.

Бизнес, по расчетам Яны, начнет приносить прибыль примерно через 2-2,5 года работы со дня открытия.

«Мы быстрее бы вышли на точку безубыточности раньше, если бы открыли кофейню формата to go (кофе с собой, – прим. ред.).А у нас стандартный  формат: есть посадочные места, посуда, санузел. А это – дополнительные затраты», – рассказывает предпринимательница.

Первой и самой большой проблемой во время открытия собственной кофейни собеседница называет не отсутствие инвестиций или бизнес-навыков, а поиск подходящего помещения.

«Найти место для будущей кофейни, оказалось, очень тяжело. Из-за непрофессионального подхода риэлторов вопрос поиска помещения очень затянулся. Это должно было быть место, возле которого проходит большой поток людей – потенциальных покупателей, которые станут твоими гостями. Таким местом стал студенческий городок. Я увидела, что здесь нет достойной кофейни, которая создавала бы для студентов место для общения, и приучала их к качественному продукту и кофейной культуре, – говорит Яна.

Визитная карточка My Coffeе – это большое количество кофе с оригинальным рецептом. Со слов Яны, самый популярный из напитков – это Раф-чиз – кофе с сыром.

«Я очень люблю пробовать сочетать в кофе необычные ингредиенты. Раф-чиз, например. Кажется, очень необычное сочетание. Мы его делаем по технологии кофе раф. Мягкий сливочный сыр, кофе, сливки, эспрессо. Все это сбивается капуччинатором и подается гостям. Есть люди, которым это вообще не по душе, другим нравится с первого глотка, – говорит основательница кофейни. – Мы не пытаемся навязывать гостям свои вкусы. Для нас важно, чтобы им было вкусно».

Начинающим предпринимателям Яна Кучерявых советует ничего не бояться и идти к своей цели. Но предупреждает: предпринимательство – это большой труд.

«Вы ошибаетесь, если думаете, что, открыв свой бизнес, забудете о работе. Я практически постоянно нахожусь в кофейне. Работаю здесь без праздников и без выходных. Кофейный бизнес – не так прост. Нужно быть к этому готовым, – Яна делится собственным опытом. – И еще: в сфере обслуживания вы должны любить людей. Здесь очень важен эмоциональный фактор, общение с людьми: только позитив, только улыбки. Поэтому, если вы не любите людей, у вас ничего не получится».

В кофейне ее владелица стоит за барной стойкой и самостоятельно готовит гостям кофе. «Меня мои работники называют играющим тренером, – смеется Яна. – Останавливаться на одной кофейне я не хочу и не собираюсь. Первое заведение – для получения опыта и знаний, теперь я мечтаю развивать сеть в Запорожье».

Текст и фото – Андрей Вавилов