Многие из нас слышали историю о том, как «батька» Махно взорвал старый Кичкасский мост и в реку упал эшелон с зерном. Мост и правда взрывали, причем не раз. Но давайте разберемся: когда и с какой целью это делали, а главное – кто, на самом деле.
В начале XX века у с.Айнлаге (Кичкас) берега Днепра соединил железнодорожный мост, известный впоследствии, как Кичкасский. Существовал он до 1931 года, когда был демонтирован при строительстве плотины Днепрогэс.
Красавец Кичкасский мост. Вид с правого берега. Здесь Днепр был необычайно узок, а берега высокими, за что место звали «Волчьим горлом». Одну из береговых опор моста до сих пор видим около бывшего острова Ленина.
В ходе Первой мировой и Гражданской войн Кичкасский мост, как единственный переход через Днепр у Александровска, обрел стратегическое значение. Сам город выживал в хаосе постоянной смены власти и обстрелов. Чтобы задержать противника, мост не раз выводили из строя. От разборки путей, до разрушения конструкции.
Общеизвестная (хотелось бы подчеркнуть – советская) версия гласит, что мост, отступая, взорвал Н.Махно. Так ли это было? По соседству на правом берегу жили меннониты. Они все видели. А еще вели дневники…
Взрыв первый
Весна 1918 года. Александровск учится жить под «большевиками», которые в начале года вооруженным путем пришли к власти. Театр Первой мировой движется к городу. «Немцы» (военные формирования Немецко-австрийского блока) совсем близко.
«Красные» (сформированная большевиками Рабоче-крестьянская Красная армия) отступают на левый берег. В панике многие жители следуют за ними. Кичкасский мост перегружен: по верхнему ярусу один за другим спешат железнодорожные составы. На нижний – выстраиваются огромные очереди. В центр конструкции свозят взрывчатку.
По воспоминаниям И.Раймера, жителя Айнлаге-Кичкаса, 30 марта 1918 года около трех часов ночи прогремел взрыв. Такой силы, что его слышали даже в Нижней Хортице. В результате центральная часть моста обрушилась в Днепр, а на берегу люди находили куски искореженного металла.
1918 год. Переправа через Днепр у Кичкаса. Военный и гражданский люд ждет очереди на правом берегу. Вдали видим мост, зияющий посередине брешью.
Уже после полудня 30-го в Айнлаге появляются первые «немцы». Меннонитское село регулярно обстреливают «красные», закрепившись у Павло-Кичкаса. После попадания снаряда в один из домов и гибели хозяев, даже самые стойкие айнлагцы спешат уехать. Но эффект от взрыва моста временный.
«Немцы», дождавшись подкрепления, ликвидируют огневые точки и бронепоезд противника. Далее налаживают переправу и в первых числах апреля входят в город. По воспоминаниям уже жителей Александровска, они сходу меняют порядки, включая понятия о чистоте (плюнул шелуху от семечки на тротуар – штраф!).
Осенью 1919 года Кичкасский мост упоминают пропускающим поезда. То есть, за период постоянных военных действий и смены власти его восстановили. До следующего серьезного взрыва, в 1920 году.
Взрыв второй
Вслед за Первой мировой Украину накрывает кровопролитная борьба за власть. Противостояние сил царской и большевистской России, независимой украинской державы и разного рода местных вооруженных отрядов вошло в историю, как «гражданская война».
Лето 1920 года. Александровск и окрестности в очередной раз под властью «большевиков». В начале сентября Кичкасский мост снова взрывают. Снова «красные», но уже при приближении с юго-востока «белых» (антибольшевистские военные формирования Белого движения). Маневр преждевременный: в итоге для отступления на правый берег наводят понтонный мост.
«Ахиллесова пята» Кичкасского моста: желающие «ранить», но не «убить», закладывали взрывчатку в места крепления его средней подвесной фермы и – берега разъединялись! (схема автора)
От поспешного же взрыва центральный пролет всего лишь просел. На обманчиво целый мост въезжает локомотив и в месте разлома сходит с рельс. На помощь, вытянуть собрата спешит еще один. Раскачки пролет не выдерживает, срывается в Днепр, увлекая оба тягача. Все это происходит на глазах жителей Айнлаге, высыпавших на берег.
Дальше еще страшнее: приближается целый состав. Сквозь брешь со скрежетом и искрами его вагоны сыплются прямо в реку! Дрейфуя, позже один пристает к берегу. В нем айнлагцы находят погибших. Также на берег выплывает корова.
Подробности жуткого происшествия мигом летят по округе. Якобы, ввиду чудовищной ошибки, санитарный поезд из с.Вознесенка пошел в сторону взорванного моста. Состав перевозил раненых, зерно, скот и цистерну бензина. Спаслись те, кто успел выпрыгнуть из поезда смерти на ходу. Среди них – две санитарки. Девушки подняли шум, обвиняя «красное» командование, за что были арестованы.
Падение «красного» эшелона с 40-метровой высоты Кичкасского моста. Так могли разворачиваться трагические события осени 1920 года. Реконструкция! (фотоколлаж автора)
Эпизод также описан в мемуарах В.Павлова. Белый подполковник беседовал с санитарками. Речь шла о «красном» эшелоне кавалерии с подводами, фуражом, часть разгруженных вагонов которого заполнили 200-ми ранеными. Рыдая, девушки рассказали, что о разрушении моста узнали на полпути. Все кричали, кто мог – выпрыгивал, а поезд не останавливался. Локомотив, к слову, был в хвосте состава и единственный не упал в реку.
Упоминание об этом взрыве есть и в советском очерке А.Романовского «Через пороги». С нотой юмора здесь фигурирует чудом спасшаяся корова. А также утопленные зерно и шинели. Телка, замечает автор, успела выскочить, как «ловкий пилот из аварийного аэроплана». О людских жертвах и чудом спасшихся – ни слова.
А как же легендарный взрыв Н.Махно?..
Взрыв третий
Он и должен быть связан с именем «батьки» и его Повстанческой армии («махновцев»). И по временным рамкам оказаться между первым и вторым эпизодом, которые описаны выше. Но… Воспоминания Н.Махно такового не сохранили.
Неоднозначно звучат и его соратники. Покидая Александровск в ноябре 1919 года под натиском «белых», «махновцы» взорвали «символ рабства» – городскую тюрьму. Однако, отступив на правый берег, сорвали рельсы и сожгли деревянный настил Кичкасского моста, чем уже вывели его из строя. Об этом упоминает современник и участник событий В.Белаш.
Как знаем, в борьбе за власть над Украиной в итоге победили «большевики». Историю писала идеология победителя. Так не советский ли это миф, о Махно-подрывнике? Свои деяния сокрыть и бывшего союзника очернить. Из уст в уста кочует «быль». А у воспевавшего советскую власть писателя и одного из редакторов «Истории Гражданской войны» М.Горького даже записано, что мост был взорван... «бандитом Махно». Другие ему вторят.
Кичкасский мост после очередного маневра «большевиков». Вид с левого берега. По ту сторону реки видим обитель меннонитов – Айнлаге-Кичкас, впоследствии затопленный Днепростроем.
Стоит отметить, что меннониты поминают Махно не добрым словом, а его людей – не иначе, как «банды». Тем не менее, со взрывом моста не связывают. Подрывниками зовут «большевиков», отступавших на левый берег в 1918 году от «немцев», а в 1920-м – от «белых» в обратном направлении, обронив в реку свой эшелон. Такой «были» мы не слышали, правда? Как тут не вспомнить взрыв плотины Днепрогэс в 1941 году, о котором упорно молчали красные страницы истории. Что ж, теперь будем знать больше.
На основе же всего вышесказанного, предлагаю сопроводить большим знаком сомнения причастность Н.Махно к взрыву Кичкасского моста. Да и не много ли это для многострадальной конструкции – трижды терять 38-метровый пролет?..
В глубинах Волчьего горла
Ущелье «Волчьего горла», где некогда висела арка Кичкасского моста, сегодня залито водохранилищем. Здесь в 2004 году на глубине порядка 60 метров запорожский дайвер Юрий Батаев отыскал фрагмент моста и железнодорожный транспорт. Что подтверждает истории из прошлого. Впоследствии с коллегами исследователь Днепра повторял погружения. Интересно, что пока найден только один пролет моста, а вокруг лишь россыпь вагонов. Где второй, и хотя бы один локомотив – еще предстоит выяснить…
Железное кружево обрушенной части Кичкасского моста, остатки железнодорожного полотна и вагонов – в кадрах подводной съемки дайвера Юрия Батаева. Все это прячет Днепр в глубинах затопленного «Волчьего горла».
Артем БОРОДИН, краевед
специально для 061.