Фестивали, паски и шашлыки уже практически позади, а значит, пора уделить время чему-то посерьезнее. Общественные слушания по теме экологии в Запорожье проходили с 10 утра 26 апреля. Учитывая, что это рабочая пятница перед затяжными выходными и к тому же Международный день памяти о Чернобыльской катастрофе, хорошо, что до ДК “Титан”, где все это и происходило, дошли 74 человека с паспортами. Тем более хорошо, что 68 из них проголосовали за резолюцию по итогам слушаний.
В целом, это обсуждение оказалось конструктивным - обошлось без скандалов и перепалок.
Кто пришел на слушания, что говорили чиновники и кто виноват в том, что запорожцы не могут наблюдать за изменениями в составе воздуха онлайн, читайте в тексте 061 о первых в Запорожье общественных слушаниях на тему экологии.
"ПРОБЛЕМА НАМ ДОСТАЛАСЬ ПО НАСЛЕДСТВУ"
Первым о проблеме высказался Валерий Эделев, которого месяцем ранее уволили с поста заместителя городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов совета. С 2003 года по настоящее время Эделев также является вице-президентом Союза промышленников и предпринимателей Запорожской области “Потенциал”. Экс-чиновник рассказал о результатах меморандума с предприятиями (якобы много деревьев высадили и много денег от предприятий на экологию пошло). Но начал Валерий Эделев с небольшой предыстории:
“Я бы хотел сказать, прежде всего, что проблема экологии досталась нам по наследству. В 30-е годы был построен громадный промышленный комплекс у нас в городе, и та экологическая нагрузка на экосистему, на которую влияют промышленные предприятия, достаточно большая. Эту проблему нельзя решить сразу - ее нужно решать постепенно, ее нужно решать правильно, системно. Я всегда говорил, что каждый на своем уровне должен решать задачи, которые ему расписаны по действующему законодательству, на которые есть у него полномочия. Общественность тоже здесь имеет определенную роль и, я хочу сказать, что в последнее время очень активно работает в этом направлении, и сегодня является достаточно большим помощником и органов местного самоуправлению, государству и отчасти хозяевам тех промпредприятий, которые сегодня работают”.
Затем Валерий Эделев рассказал о том, что якобы сделали в городе за последние 4 - 5 лет в этом направлении:
“Уверен, что сделано много - не достаточно, но много. Не достаточно, потому что до финиша, до реальных результатов еще длинный путь, и его нужно проходить вместе, проходить, борясь, отстаивая интересы горожан. Это нужно делать каждый день каждому из нас - каждый на своем месте. Что сделал город? Впервые, одно из поручений, которые Буряк дал мне, это собрать руководителей крупных предприятий первой категории и договориться с ними о подписании меморандума - некоего документа, который бы "обязал"... В кавычках говорю, потому что обязать мы не имеем права как органы местного самоуправления по действующему законодательству, а могли договориться с ними о том, чтобы они сверх тех нормативов, которые положены им по действующему законодательству, направляли финансирование на улучшение технологий, которые направлены на улучшение экологической ситуации в городе. То есть: уменьшение выбросов, чистая вода, борьба с карантинными растениями. И несмотря на скепсис, который присутствовал у многих, нам удалось сначала договориться с предприятиями крупными, а потом и второй категории. Сегодня есть у нас результаты.
Порядка 2 млрд гривен на сегодняшний день перечислено сверх норматива этими крупными промышленными предприятиями. Сегодня, по-моему, около 1,5 млрд пыли уменьшились в связи с введением новых технологических цепочек на этих предприятиях. Это не только первой категории, это и второй. Громадное количество деревьев высажено…”.
После фразы о деревьях в зале поднялся шум - отголосок событий в сквере Яланского. Эделев перешел на тему о полномочиях: пожаловался, что у органов местного самоуправления этих полномочий мало, и удивился, что в зале не оказалось ни одного запорожского нардепа.
БЮРОКРАТИЯ - ДИТЯ УЧЕТА
После Эделева слово взял начальник управления по вопросам экологической безопасности Запорожского городского совета Глеб Золотарев. И хотя запорожцам в зале, чтобы вникнуть в новую информацию, нужно было сначала пробраться через джунгли бюрократических формулировок, стоит отметить, что Золотареву удалось последовательно объяснить, почему у органов местного самоуправления мало полномочий.
Если кратко: Кабмин давно должен был разработать Положение, которое бы объяснило, что и как делать субъектам мониторинга, дало полномочия на местах и на шаг приблизило бы Украину к Европе.
Для тех, кто хочет знать детали, приводим речь Золотарева:
“Хочу это все обсудить вместе с вами, чтобы мы все вместе разобрались, какая существует на данный момент система мониторинга, какой нормативной базой регулируется система мониторинга, кто за это отвечает и должен отвечать, какие субъекты мониторинга и какую информацию должны предоставлять.
В соответствии с требованиями постановления Кабинета Министров Украины от 30 марта 1998 года №391 (сразу обращаю ваше внимание на дату постановления Кабмина - 1998 год) "Про затвердження Положення про державну систему моніторингу довкілля" и постановление Кабмина от 9 марта 1999 года №343 "Про затвердження Порядку організації та проведення моніторингу в галузі охорони атмосферного повітря", мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственной системы мониторинга окружающей среды украинцев. То есть не самостоятельное направление, не автономное, не в свободном плавании - а структурой государственной системы мониторинга.
Согласно существующей всей законодательной и нормативной базе, к субъектам мониторинга атмосферного воздуха относится Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям, санэпидслужба (она несколько раз реорганизовывалась, их территориальные подразделения), Минприроды, а также предприятия, учреждения и организации, деятельность которых приводит или может привести к ухудшению состояния атмосферного воздуха. Итак, только те субъекты мониторинга, которые указаны в законодательстве, имеют право на сегодняшний день осуществлять замер состояния атмосферного воздуха.
По действующему законодательству, организация проведения мониторинга атмосферного воздуха осуществляется областными администрациями. Обращаю внимание: областными администрациями. Недавно выступал Валерий Гаврилович, он правильно сказал - у местного самоуправления очень мало полномочий. И в соответствии с требованиями действующего законодательства, органы местного самоуправления не являются субъектами государственной системы мониторинга окружающей среды.
Какая ситуация у нас в городе на сегодняшний день. На сегодняшний день в городе Запорожье наблюдение за состоянием атмосферного воздуха осуществляют следующие субъекты мониторинга: Запорожский областной центр по гидрометеорологии и государственное учреждение "Запорожский областной лабораторный центр МОЗ Украины". С нашей стороны, со стороны исполкома горсовета, мы информируем жителей города о результатах исследований состояния атмосферного воздуха - информация размещается на официальном сайте горсовета. То есть, ту информацию, которую нам официально передают гитромет- и лабораторный центр, мы официально размещаем на сайте горсовета. Такая ситуация у нас на сегодняшний день. Согласно существующему действующему законодательству”.
Отметим, что информация о состоянии атмосферного воздуха действительно публикуется на сайте горсовета. Однако, не в разделе новости и не сразу на главной странице. Эту информацию можно найти в разделе “Корисне” или же сразу по этой ссылке.
Также начальник управления по вопросам безопасности рассказал, что Запорожский горсовет решением от 28 февраля 2017 года №89, была поддержал электронную петицию "Об усилении контроля за загрязнением окружающей среды путем установки автоматизированной системы контроля за качеством атмосферного воздуха".
Условно ее выполнение разделили на три этапа:
1) публикация на сайте горсовета результатов государственного мониторинга состояния атмосферного воздуха,
2) приобретение оборудованной передвижной лаборатории контроля качества окружающей среды для лабораторного центра МОЗ Украины,
3) создание в Запорожье экологической автоматизированной информационно-аналитической системы.
Первый пункт формально городской совет выполняет. Что касается второго пункта, в конце 2018 года лабораторный центр за деньги из областного и городского бюджета купил современную передвижную лабораторию и сейчас ее вводит в эксплуатацию.
А вот с третьим пунктом пока проблемы:
“Да, действительно, в соответствии с требованиями ЗУ "О местном самоуправлении в Украине", к делегированным полномочиям исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относится, в частности, создание и обеспечение функционирования местных экологических автоматизированных информационно-аналитических систем (далее “ИАС”, - 061) , которые являются - еще раз обращаю ваше внимание - составной частью сети общегосударственной экологической автоматизированной ИАС обеспечения доступа к экологической информации, - объясняет Золотарев. - В соответствии с требованиями статьи 20 ЗУ "Об охране окружающей природной среды", к компетенции Минприроды Украины относится, в частности, организация мониторинга окружающей среды и создание обеспечения работы сети общегосударственной экологической автоматизированной ИАС. Положения которой утверждаются Кабмином.
Суть следующая: согласно существующего законодательства, фантазии в сторону, местная информационно-аналитическая система является составной частью общегосударственной системы.
Какие делаются замеры, где, в каких условиях, в каких местах, по каким ингредиентам, с какой периодичностью, как перерабатывать всю информацию, как она подается гражданам - все это должно регулироваться Положением о работе ИАС, которое должен разработать Кабинет министров Украины. До сих пор этого положения нет.
Также необходимо отметить, что согласно плану имплементации Директивы 2008/50/ЕС "О качестве атмосферного воздуха и более чистом воздухе для Европы" (это наши уже документы, по которым мы должны двигаться), основными задачами является внедрение определенных положений Директивы в части реализации мероприятий со сроками исполнения: в 2017 году, в 2018 году, в 2019 году. И эти основные мероприятия - это разработка нормативной базы. Чтобы была перезапущена система мониторинга и чтобы была наконец создана информационно-аналитическая система подачи экологической информации.
Я вам скажу, если посмотреть отчеты, ответственные за разработку и утверждение этих нормативных документов - Минприроды, МЧС и МОЗ - до сих пор ничего не сделано. То есть, без решения данных вопросов на общегосударственном уровне, принятия соответствующих нормативных документов, невозможно полноценное применение самой Директивы ЕС на местном уровне и невозможно создание ИАС на территориях”.
Однако, не все так плохо. Положение Кабмин еще не разработал, зато проект Минприроды уже есть:
“Разработан проект постановления Кабмина "О некоторых вопросах осуществления государственного мониторинга в области охраны атмосферного воздуха" - это начало 2019 года, этот проект постановления был вынесен на сайте Минприроды, - уточнил Золотарев, - которым предполагается утверждение порядка осуществления государственного мониторинга в области охраны атмосферного воздуха. И вот проектом Порядка осуществления госмониторинга определяется уже четко то, о чем я говорил. Четко определяются и зоны агломерации на территории Украины, перечень загрязняющих веществ, по которым будет проводиться оценивание, их пороги оценивания, предельные величины и другие уровни, по которым проводится оценивание химических соединений и элементов, цели качества атмосферного воздуха, подача информации экологической. Также хочу обратить ваше внимание, что порядком определены субъекты мониторинга атмосферного воздуха - там остается Минприроды, Минздрав, МЧС появляется Госагенство зоны отчуждения, остаются облгосадминистрации, и наконец органы местного самоуправления должны стать также субъектами мониторинга (чего сейчас нет)”.
На этом Глеб Золотарев окончил свой доклад, а член эко-коалиции Татьяна Ярмохина, которая возглавляла слушания, заверила, что активисты займутся продвижением этого проекта.
КРОМЕ ВЫХОДНЫХ И ПРАЗДНИКОВ
Выступила на слушаниях и начальница Запорожского областного центра по гидрометеорологии (далее "ЗОЦГ", - 061) Инна Черник. Она рассказала, когда и где берутся пробы, а также сколько предупреждений о превышениях было направлено:
“Центр проводит наблюдение за загрязнением атмосферного воздуха на базе стационарных постов, которые расположены по городу. Кроме того, проводятся расчеты метеорологических условий высокого загрязнения и формирования уровней загрязнения фенолом, пылью и двуокисью азота. На основании этих работ выпускаются предупреждения. Сами наблюдения регулируются Руководством по контролю загрязнения атмосферы 1989 года. Согласно этого руководящего документа, для населенных пунктов, численность жителей которых составляет до миллиона, достаточно от 5 до 10 постов.
В городе Запорожье расположено пять постов: это переулок Черкасский (Правый берег), бульвар Шевченко, улица Рекордная, улицы Мира и Школьная. На этих постах происходит отбор проб воздуха.Ориентировочно, 24 тысячи берется этих проб. Пробы отбираются ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, четыре раза в сутки.
Затем эти пробы направляются в химическую лабораторию ЗОЦГ, где проводится анализ на содержание загрязняющих веществ. И (передается) информация о содержании загрязняющих веществ в пробах в пробах, которые были оформлены за 13:00 и 19:00 предыдущих суток, а также за 00:00 и 7:00 текущих суток. Когда определено содержание, сравнивается результат анализа с предельно-допустимыми нормами. Когда норма превышается, составляется информация, которая передается органам власти: это Департамент экологии и природных ресурсов Запорожской ОГА, управление по вопросам экологической безопасности горсовета запорожскому городскому отделу Запорожского областного лабораторного центра.
Ежедневно, размещается на сайте горсовета перечень загрязняющих веществ, которые превысили максимально разовые предельно допустимые нормы. И в виде обобщенной информации о результатах наблюдения составляется ежемесячно бюллетень. Кроме того, средняя концентрация загрязняющих веществ по постав в кратности предельно допустимой концентрации размещается на сайте ЗОЦГ.
Предупреждение о метеоусловиях высокого загрязнения или высоком загрязнении воздуха фенолом, пылью и двуокисью азота передается городскому управлению экологической безопасности, управлению чрезвычайных ситуаций, а также департаменту ОГА.
За январь - март 2019 года было передано 26 предупреждений: 10 из них о метеоусловиях высокого загрязнения и 16 - о высоких уровнях загрязнения фенолом, пылью и двуокисью азота.
По Запорожской области, кроме того, проводится наблюдение за состоянием радиационного загрязнения. Это 7 станций по Запорожской области, на которых ежедневно в 8 часов утра проводятся замеры гамма-излучения. Вся эта информация также передается. Проводятся работы по анализу соответствия системы наблюдения требованиям, которые были изложены в Директиве ЕС по оценке качества атмосферного воздуха. Уже часть из всех требований выполняются: определяется содержание двуокиси серы, двуокиси азота, оксида углекислого газа. Еще предстоит большая работа, потому что требования будут еще расширены в перечне. На сегодняшний день лаборатория определяет 11 ингредиентов”.
В зале ДК снова поднялся шум: несколько запорожцев требовали, чтобы специалисты центра работали без выходных, наладив систему дежурств. Однако, эти предложения остались на уровне теории, так как требуют дополнительного финансирования.
КРУГЛОСУТОЧНАЯ РАБОТА ВОЗМОЖНА
Блок докладов завершил специалист Запорожского областного лабораторного центра МОЗ Евгений Тулушев, который рассказал, что каждое пятое исследование лабораторного центра фиксирует превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в воздухе, единого мониторингового центра Запорожской области нет, а лабораторный центр просит поддержки у разработчиков приложений.
"Результаты этих исследований показывают, что атмосферный воздух в городе Запорожье оставляет желать лучшего. Каждое пятое наше исследование фиксирует превышение предельно допустимой концентрации (от 1,5 до 3 раз). Прежде всего, это такие вещества как пыль, фенол, двуокись азота и сероводород (большая часть исследований показывает нарушение). Мы работаем в обычные рабочие дни. В субботу и воскресенье мы не работаем, в ночное время мы тоже не работаем.
Эта ситуация дозрела и перезрела в городе Запорожье. С 1991 года по 2010 на нашей базе работал круглосуточный экологический пост, который, в том числе, работал и по звонкам и заявлениям-жалобам жителей. После реорганизации санэпидемслужбы этот пост был ликвидирован", - рассказал Евгений Тулушев.
В конце мая пуско-наладочные работы уже собираются закончить. Сейчас также центр обучает четыре бригады сотрудников, которые будут работать с новым оборудованием.
Для того, чтобы передвижная лаборатория работала в выходные и ночью, лабораторный центр нуждается в помощи из бюджета города и области на горюче-смазочные материалы и расходные материалы - все остальные затраты учреждение берет на себя.
"Все свои данные и сейчас, и от этой лаборатории мы планируем передавать в систему мониторинга Запорожской области. К сожалению, этой системы нет, поэтому передаем в городскую и областную администрации, в департамент экологии ОГА, а также публикуем у себя на сайте. От этой лаборатории данные согласился принимать город - будет публиковать на своем сайте", - добавил специалист Запорожского областного лабораторного центра. Кроме того, Евгений Тулушев от имени лабораторного центра попросил поддержки у разработчиков, чтобы создать мобильное приложение, с помощью которого запорожцы смогут отслеживать результаты мониторинга в режиме реального времени.
После его речи к микрофону подошла запорожанка и выразила возмущение по поводу того, что ежедневно не докладывают об экологической ситуации в городе на коммунальном телеканале “Z”.
“Вы знаете, я по профессии врач, и отвечу вам немножко во врачебном стиле, - ответил Тулушев. - Вот вы когда делаете какие-то серьезные исследования - томографию, например - вы тоже можете поступать с этими исследованиями, как хотите. Можете их положить куда-то себе сумочку и забыть о них. А можете обратиться в дальнейшем к специалистам, которые вам помогут. Так и мы: мы проводим исследования, и передаем эти данные тем структурам, которые должны принимать решение.
Я с вами согласен, может быть, там есть и какие-то договоренности, и игнорирование этих данных, но это уже дальнейший шаг - шаг политической воли, которая необходима для того, чтобы принять какое-то решение по нашим данным”.
После выступления Тулушева запорожцы по очереди брали микрофон и рассказывали, как они без всяких приборов понимают, когда в воздухе превышена концентрация вредных веществ; говорили о недоверии к власти, а активистка и предпринимательница Ирина Лех заявила, что оскорблена тем фактом, что Владимир Буряк не пришел на слушания.
ВМЕСТО ВЫВОДОВ
Активисты акцентируют на том, что запорожцам нужно научиться жить в индустриальном городе, а для этого необходимо знать о выбросах в режиме реального времени - тогда можно будет корректировать маршрут и планы, чтобы не навредить себе еще больше.
На данный момент есть только базовая часть резолюции - многочисленные поправки и дополнения еще обрабатывают и вносят в текст. Как только будет готов итоговый документ или станет известен текст поправок, 061 их опубликует и внесет изменения в этот текст с пометкой “обновлено”.
ОБНОВЛЕНО: организаторы слушаний поделились поправками, которые запорожцы хотят внести в резолюцию. Несколько человек высказались за то, чтобы мониторинг состояния воздуха проводили также в выходные дни и круглосуточно. Кроме того, запорожцы высказались за то, чтобы публиковалась также информация о штрафных санкциях для предприятий и о том, как эти деньги потратил город.
Внесли дополнения к резолюции и соорганизаторы. Так, Николай Ралик как представитель инициативы "Запоріжжя без амброзії" предложил:
"Міській владі здійснити дії для забезпечення цілодобового контролю якості атмосферного повітря в Запоріжжі. Забезпечити інформування в муніципальних міських ЗМІ через новини про факти перевищення ГДК. Забезпечити інформування Відповідному виконавчому органу Запорізької міської влади пропрацювати пропозиції, внесені на громадських слуханнях та внести їх у вигляді змін до міської природоохоронної програми".
Также высказалась Ирина Пирогова- глава "Запорізької обласної філії Всеукраїнської екологічної ліги":
"Екологічна інформація – важлива для кожного. Конституція гарантує кожному право вільного доступу до інформації про стан довкілля, а також право на її поширення. Така інформація ніким не може бути засекречена. Відсутність повного доступу до інформації в багатьох випадках має відчутні наслідки для громадян, їх здоров’я і добробуту. Основними джерелами такої інформації є дані моніторингу довкілля, реєстри, автоматизовані бази даних тощо.
Моніторинг, насамперед, інформація. Інструмент, який можна використати для захисту свого здоров’я. Аналіз такої інформації потрібен для подальших дій, у тому числі владі – для ухвалення управлінських рішень.
Кожен може внести свій вклад. Як у своє здоров’я, так і у суспільно важливу тему. Підприємства ж, які працюють в Запоріжжі, які є забруднювачами довкілля в силу своєї специфіки, теж можуть і вже роблять свій вклад. Наприклад «Запоріжсталь» одним з перших реалізувала автоматичну систему онлайн-моніторингу викидів. Усі реконструйовані агрегати комбінату обладнано датчиками контролю, які в реальному часі показують ефективність роботи обладнання. В Запоріжжі діє укладений у 2016 році Меморандум про спільні дії Запорізької міської ради та промислових підприємств у сфері покращення стану довкілля м. Запоріжжя. Однією з цілей Меморандуму є «….Впровадження системи оперативного спостереження за станом складових довкілля з автоматичним інформуванням про отримані результати….».
Пропоную в цей Меморандум включити конкретні заходи з реалізації цілі Меморандуму. Виконавчому органу Запорізької міської ради збирати та своєчасно/оперативно, в режимі реального часу оприлюднювати екологічну інформацію, яка стосується м. Запоріжжя, від центрального органу виконавчої влади, що реалізує державну політику у сфері охорони навколишнього природного середовища, від спеціально уповноважених державних органів, а також від всіх (розташованих в межах територіальної громади м. Запоріжжя) підприємств, установ та організацій, які відповідно до закону зобов'язані проводити спостереження за станом навколишнього природного середовища та забезпечувати вільний доступ населення до інформації про стан навколишнього природного середовища".
Также один из активистов - Александр Костенко - рассказал запорожцам, чем отличаются различные системы мониторинга, и как он видит комплексную систему исследования состояния окружающей среды. В презентации ниже вы найдете основные понятия и схему желаемого устройства системы.