Посреди одного из дворов Бородинского микрорайона возвышается странная насыпь. Для детворы современности и прошлого это просто «гора», с которой так чудно съехать вниз в зимнюю пору. Однако охранная табличка на вершине гласит: «Пам'ятка археології: Курган». Объект культурного наследия датируют IV тыс. до н.э. – І пол. II тыс. н.э. Что в этих насыпях? Подобный вопрос гложет многих. Как их исследовали и что утаил от археологов один из курганов. Об этом далее...
Первые курганы в нашей степной зоне принято относить к IV тыс. до нашей эры. О народах, которые начали проводить захоронения c сооружением насыпей, известно немного. Позже их использовали уже известные нам кочевые племена скифов, печенегов, еще позже – половцев, монголо-татар.
Берега Днепра были усыпаны этими рукотворными холмами. Но, что не разграбили и не распахали с заселением земель в XVIII-XIX ст. после ликвидации Запорожской Сечи – обрекал на исчезновение Днепрострой. Масштабный проект строительства гидроэлектростанции и связанного с ней промышленного комплекса нового Запорожья.
С целью изучить территории, подлежащие, как следствие, затоплению либо серьезной перепланировке, в 1927-1932 годах работала Днепростроевская археологическая экспедиция под руководством профессора Дмитрия Яворницкого. В то время Запорожье превратилось в настоящую «мекку» не только для туристов, которые съезжались увидеть пороги и грандиозную стройку. Но и археологов, наметивших колоссальные задачи по изучению и спасению памятников прошлого.
Из глубины тысячелетий
Только на правом берегу в ближайшем ареале будущей плотины обнаружили сотни объектов материальной культуры. Делались открытия, значимые для отечественной и мировой археологии. Вместе с красивейшими ландшафтами, сегодня Запорожье могло быть настоящим музеем под открытым небом! Но, советская власть видела здесь просторы «электрополя» – индустриального и энергетического центра.
«Стоянки эпохи неолита», «Некрополь», «славянские землянки» – на планах археологов в окрестностях Днепростроя оживало прошлое. Таинственные каменные круги, лабиринты, святилища и гробницы бронзового периода. Захоронения со свернутыми в позе эмбриона усопшими, скифской «амазонки», «вождя» со скипетром, одних только горшков и даже... головы.
Один из раскопанных кромлехов группы, известной, как «Кичкасский мегалитический комплекс» на правом берегу Днепра. Диаметр – порядка 25 метров. Так выглядели наши степные «стоунхенджи». Что не было разрушено, ушло под воду, оставив за собой шлейф вопросов.
Насыпи разнились от 3 до 30 и более метров в диаметре. Погребения без инвентаря. С посудой, оружием, украшениями. Отдельные вырезали цельно с грунтом для дальнейшего исследования. Советский же агитпроп подхватывал тему классовости, впереди ученых определяя «правителей» и «рабов». Насмешливо сравнивал археологов с «кротами». А участники экспедиции тем временем называли грядущее затопление уникальных территорий настоящей катастрофой, сокрушаясь: «Якби ж тільки археологічні досліди мали таку саму вагу, як і будування Дніпрельстану!»
Объекты спешно исследовали: гидростанция и металлургический комплекс не могли ждать. Археологом Петром Смоличевым описан не один случай разрушения днепростроевцами исторических памятников до их изучения. Следы прошлого бесцеремонно трощили техникой, срывали с землей в ближайшие овраги, присваивали. Одни искали сокровища исторические, другие – материальные. После разъяснительной работы грабари вернули бронзовое зеркало. А вот бронзовый сосуд исчез бесследно.
Самые знаменитые находки – серебряный орел из «кичкасского клада» и мечи с осушенного днепровского дна. Монеты от античного мира до царских то и дело звенели на решетах. А неподалеку будущей Днепрогэс обнаружили останки мамонта, представляете? В этих местах нынче предприятия левого и правого берегов, и даже жилые кварталы.
Среди археологических находок в окрестностях Днепростроя: чернолаковый греческий сосуд, железный нож с ручкой из кости, золотая бляшка в форме зайца, стеклянная бусина с «глазками», сережка из морской раковины, бронзовый молот-скипетр в зверином стиле…
Результаты работы экспедиции были представлены в музее Днепростроя. Образцы оружия, быта, украшений. Самое ценное только на фото, поскольку сразу же вывезли из Запорожья. Тем не менее, по словам археолога Михаила Миллера, археологическая выставка имела большой успех. Параллельно запускали Днепрогэс, и люди даже сбегали с принудительных митингов, чтобы посмотреть на раскопанные древности. За что руководство музея получило выговор.
Артефакт из сада
Крайне интересное упоминание одного из курганов сохранили воспоминания Луизы Унгер, тогда еще юной наследницы известной меннонитской династии. Еще 90 лет назад меннониты – потомки переселенцев из Западной Пруссии – жили на просторах Бородинского микрорайона. Под натиском Днепростроя они покинули Старый Кичкас (Айнлаге), который затапливался. И в 1927 году заново отстроились выше по правому берегу, основав Третье Айнлаге или Новый Кичкас. Непривычно для современного уха, но именно так – «Кичкас», на правом.
Двор Унгеров предположительно находился по нынешней Бородинской, которая повторяла линию главной улицы затопляемого поселка и ее название – Крестьянская (в оккупацию – Хоппнера, в честь меннонитского депутата XVIII ст.). Остатки раскопанного археологами кургана возвышались в глубине их сада.
Взрослые рассказывали детям о народах степей, которые в подобных насыпях хоронили своих правителей. Учили с уважением относиться к старой могиле. Те же часто играли около холма из земли и камней. Все мечтали найти «мистические артефакты» и тайный ход, который, как им казалось, должен был вести до самого Днепра.
Луиза – наследница династий Унгер, Пеннер и Нибур – простая советская школьница. Ее назвали в честь бабушки, Луизы. Известной благодетельницы Айнлаге, на могиле которой стоял мраморный Ангел. Скульптура стала объектом поисковой экспедиции запорожского дайвера Юрия Батаева (это отдельная история, со своими загадками).
По воспоминаниям Луизы, после сильных дождей, когда сползал потревоженный археологами грунт, можно было найти что-либо интересное. Однажды девочке попалась вещь, которую она назвала «куколкой». Поскольку Унгеры были людьми порядочными, поспешили отнести находку в музей.
Там сотрудник долго рассматривал предмет и хмурился. А потом вернул со словами, что можно оставить себе, но – никому ни слова. Как после решили на семейном совете, археологи, видимо, что-то упустили. Поэтому, во избежание проблем за свою невнимательность, и свернули тему. А вот детской радости не было предела: «куколка» оставалась! Она стала для Луизы настоящим сокровищем.
Из Кичкаса – в Сибирь
Как видим, курганы не всегда разговорчивы с археологами. Волей случая таинственный предмет открылся маленькой девочке. Как точно выглядела «куколка», какова ее ценность. Что это, вообще, могло быть: антропоморфная (человекоподобная) фигурка из обожженной глины, а, может, изображение одной из скифских богинь?.. Это мы уже вряд ли узнаем.
След данного артефакта теряется в Сибири. В 30-е годы отца Луизы арестовали по ложному обвинению, осудили и отправили в ссылку. Это был Леонард Унгер, выдающийся инженер, «отец» трактора «Запорожец». В свое время он поверил в идеалы революции, отказался от семейного завода, стал в ряды рабочих. Под красным знаменем делился своими, еще дореволюционными наработками. Но так его «отблагодарила» советская власть.
Несколько камней с днепровского берега, букет засушенных цветов из сада и загадочная «куколка» – такую память о доме передала Луиза своему отцу в далекий Макдагачи. Из ссылки он так и не вернулся. Кто знает, не таинственный ли предмет из древней насыпи накликал беду в дом Унгеров…
Изображения скифских богинь на украшениях из «царских» курганов на территории Запорожской и Днепропетровской областей. И – скромная глиняная фигурка родом из энеолита. А какой была «куколка» Луизы?..
В попытке все же приблизиться к разгадке, я штудировал доступные отчеты участников Днепростроевской экспедиции. К сожалению, из задуманного многотомного издания, свет увидел только один том. В 1930-е большинство археологов подверглись репрессиям. Много данных распорошилось рукописями по архивам либо вообще было утеряно. Так вот, в известном инвентаре свыше 30 курганов правого берега, научно раскопанных в 1927 году, – каких-либо фигурок не находили.
Вполне возможно, что вот он – «курган» из воспоминаний Луизы. В кадре немецкой аэрофотосъемки 1941-го (предоставила Елена Середа). Умение цивилизованно сосуществовать меннониты доказали и здесь – остатки холма не снесли, чтобы вести хозяйство.
Также я обратился к известному запорожскому археологу Олегу Тубольцеву, автору статьи о Кичкасском мегалитическом комплексе. Воспоминание о «куколке» он прокомментировал так: «Конечно, все возможно. Один из курганов, раскопанных в 1928 году, очень точно датируется горшком – это энеолит. Фигурок среди известного материала не было, но для этого периода характерны позднетрипольские глиняные, маленькие статуэтки. Причем они чаще абстрактные. Но при всей абстрактности, антропоморфная форма изделий узнаваема. Непонятно, почему вернули. Жаль, нет фото или рисунка».
Конечно, жаль. Вопрос загадочной «куколки» остается открытым. Думаю, археологам современности есть повод задуматься и обязательно вернуться к результатам той масштабной экспедиции. Самой Луизы не стало в 2014 году. Уверен, она рассказала бы нам много интересного…
История все еще рядом
После войны меннониты покинули Запорожский край. Увезли с собой много ценных воспоминаний о земле, которая более 150 лет была и их родиной. Уж давно нет Нового Кичкаса. На его улицах вырос Бородинский микрорайон. Двор Унгеров, у которого нашел приют таинственный курган, впоследствии был поделен и застроен…
Интересно, что археолог Аркадий Добровольский упоминал в своем отчете за 1927 год об 11 насыпях в Новом Кичкасе. Округлой и элипсовидной формы. В большинстве своем распаханных. Из них особенно выделялась одна, своими размерами. Этот маяк из прошлого до сих пор возвышается прямо среди дворов.
После войны уцелевший курган стоял в окружении деревьев, забора и бараков. А в 70-е годы его окружили многоэтажки. Дивное зрелище, не правда ли?..
Это то немногое, что пощадил Днепрострой. Остается только призвать всех интересоваться и знать историю своей земли. Отсчет которой начался гораздо раньше популярных вех Днепрогэса и казачества. А так и добрососедствовать со старой могилой. Они, как известно, ждут всего лишь покоя и уважения.
Артем БОРОДИН, краевед - для 061