“Это абсурд. Мы не требуем пар на русском языке”: почему студенты принесли в ЗНУ гроб и что об этом думает администрация

В пятницу, 30 августа, в СМИ появилась информация о том, что в Запорожском национальном университете на праздник Дня знаний студенты принесли импровизированный гроб. Они якобы требовали, чтобы в университете преподавали на русском языке, заявляя, что ущемляются их конституционные права. 

Чтобы узнать, что происходит на самом деле, 061 пообщался с организатором акции, а также деканом факультета журналистики ЗНУ.

“Молодые люди пришли с колонкой и включили похоронную музыку. На место сразу вызвали охранников и полицию. Охрана убедила молодых людей музыку выключить.

К митингующим подошли преподаватели и декан, которые пытались их увести с площади и не портить праздник. Им объясняют, что в университете могут преподавать только на украинском и это постановление принимается на уровне Киеве и в отдельном вузе (тем более национальном) это постановление нарушить не могут.

На место  приехали сначала 7 полицейских, позже прибыла еще 3 правоохранителя, но им также не удалось уговорить студентов уйти. Сейчас полицейские заполняют бумаги и, очевидно, составляют на молодых людей протокол”, - сообщил “Забор”.

Однако, как рассказали 061 в пресс-службе патрульной полиции, протокол не составляли: 

“30 серпня біля корпусу Запорізького національного університету відбулось мирне зібрання студентів, які висловлювали невдоволення втручанням в учбовий процес. З ними було проведено превентивну роботу та профілактичну бесіду. Порушень публічної безпеки не допущено”, - прокомментировали случившееся в ведомстве.

Как рассказал во время интервью организатор акции - студент третьего курса журфака Александр Богданович, он и его единомышленники не требовали преподавания на русском языке. Также он считает, что в условиях войны формат акции с гробом приемлемым, так как смерть - вещь обыденная.

 Расскажите, пожалуйста, конкретнее, почему вы устроили протест? Я увидела в вашем посте в Instagram описание в общих чертах, но хотелось бы узнать о каждом отдельном случае больше. 

- В течение последних двух лет обучения на факультете неоднократно сталкивались с ситуациями, когда администрация/преподаватели переходили черту объективности и незаангажированности. Первый случай – пара украинского языка. Преподаватель по фамилии Плеханова перевела тему проблемы использования украинского в современной Украине в плоскость личных оскорблений. Её не устроили субъективные суждения некоторых студентов о том, что тотальная украинизация сегодня не самое необходимое. 

Мы говорили, что в первую очередь украинцев интересует личное благосостояние в виде хлеба на столе. А уже потом культурная составляющая жизни. В итоге, я был причислен к украинофобам, кремлеботам и путинским наёмникам.

На первом же курсе к нам неоднократно приглашали представителей так называемых "Еврооптимистов", в составе которых был Найем, Войцицкая и прочие. Основной их месседж был в том, что украинская власть действует правильно, а Россия враг всея Украины. Ну, ладно, примем за то, что к нам пригласили одну из сторон. Но в последствии нам не были предоставлены иные мнения. Ни разу. На втором курсе началось веселье похлеще.

А какую сторону вы бы хотели видеть как альтернативу? И была ли у вас возможность задавать вопросы на встречах?

- Кого угодно, представляющего себя как оппозицию. Возможно, журналистов Страна.юа. Полит деятелей оппозиционного блока либо же Евгения Мураева.

Сразу хочу сказать, что я не являюсь их сторонниками и не разделяю все их взгляды. Но это было бы другое мнение. С помощью которого мы могли бы прийти к золотой середине. Да, возможность задавать вопросы была. Но проблема в том, что нам говорили о гостях на встрече уже по пути на неё. Поэтому заранее подготовиться возможности не было. Приходилось цепляться лишь за озвученное на самой встрече.

Так вот, на втором курсе были атошники, капелланы и обычные священники.

Что касается религиозного вопроса, озвученного нами на акции. Почему на встречи приглашали лишь представителей христианства? Как и ранее, нас не предупреждали о встречах с ними. И это не самая большая проблема. Проблема в том, что среди студентов есть мусульмане, буддисты, атеисты, агностики и прочие группы людей, причисляющих себя к разным религиям либо отрицающих их вообще. Государство отделено от церкви. Но у нас выходило иначе. Госучреждение выстроило чёткую политику в отношении религии. На последней встрече с капелланом замдекана Тяпкина Наталья во время обсуждения какой-то темы задала вопрос: “Есть ли среди присутствующих некрещёные?”. Я поднял руку. Она, смеясь, сказала, что понятно, откуда все проблемы. Хоть это и было преподнесено в шуточной форме, но учитывая её авторитет среди студентов, это звучало как чёткое оскорбление. А на фоне недавних проблем с религиозным вопросом на всеукраинском уровне это выглядело, как самое настоящее разжигание на религиозной почве. Мол, смотрите, он не верит в то, во что верит большинство. Он неправильный.

По поводу атошников. Когда началась шумиха с расследованием Бигусом грабежа на “Укроборонпроме”, на пары к студентам приводят атошников. Те в свою очередь приносят презентацию, на которой помимо бесполезной чепухи была фотография Бигуса и подпись "Я не ФСБшник – я долбо*б". Это прекрасно видел декан факультета, Костюк Виктор Владимирович, который сидел со мной на одном ряду. Это прекрасно видела замдекана Тяпкина Наталья Ивановна, которая переключала слайды презентации на компьютере. И это прекрасно видели все студенты. Основным месседжем было то, что не так уж и плохо то, что Украина покупала по завышенной стоимости оружие у России - это ведь для нашей армии. И их не волновало то, что это делается лишь с целью воровства на армии. Абсурд в чистом виде. После громкого скандала, устроенного мною, декан пообещал, что больше таких встреч во время пар не будет. Только после пар и только по желанию. Ровно через неделю эти же люди с этими же посланиями пришли к первому курсу. Продвижение линии правящей партии налицо.

Цензура. Когда от студентов звучали предложения о приглашении людей с другими взглядами на ранее оговоренные темы, это обрубалось чётким "ні, я проти" от декана. Обоснование простое – они антиукраинские. На вопрос, почему же они до сих пор не в тюрьме, раз действуют на развал государства Украина, ответа не поступало. Возмущению и даже осуждению придавались те, кто всего лишь озвучивал фамилии оппозиционных деятелей. На парах у той же Натальи Ивановны фамилия Шарий была под знаком табу. И не важно, кто он и что делает. Важно лишь то, что он говорит обратное официальным месседжам власти. И именно это нас должно интересовать как журналистов. Множество разных мнений по поводу какого-то вопроса, но это не о факультете журналистики ЗНУ

И языковой вопрос.

Мы ни в коем случае не требуем ведения пар на русском языке. Это абсурд. Преподаватели оплачиваются из бюджета Украины, а значит и говорить должны на украинском.

Но есть студенты, которым тяжело выразить своё мнение верно на украинском. И таких достаточно много. И когда он знает правильный ответ на вопрос или имеет интересную точку зрения на какую-то тему, то логично было бы принять его ответ на любом языке. Важно ведь качество образования, а не его формат. Но некоторых преподавателей это не волнует. Главное, чтобы на украинском. Впоследствии, у молодых людей появляется отвращение к государственному языку лишь потому, что он прививался через колено. 

Насколько я помню, когда я училась на журфаке, мало кому было важно, на каком языке отвечают. Насколько часто это сейчас?

- Именно наша группа сталкивается с подобным периодично. Несколько раз в неделю

С какими требованиями вы вышли?

- Наши требования зеркальны описанным ситуациям. Мы не хотим, чтобы подобное происходило. 

Почему выбрали именно такой формат протеста? Обращались ли вы ранее к администрации в официальной форме (например, заявления)?

- Такой формат протеста нам показался интересным и показательным. Нарушая статьи Конституции, ты её хоронишь. И нет, официальных обращений в какие-либо органы не было. Максимум - это обсуждение этих проблем с деканом, который профессионально сводил разговор либо к тому, что никто не виноват, либо к тому, что виноваты мы. Это я считаю лично своей ошибкой. Поскольку сейчас самой подходящей фразой, описывающей всё происходящее есть "после драки кулаками не машут". Нужно было действовать сразу и в рамках закона. Но наша акция отчасти несла и превентивный характер.

В нашей стране последние несколько лет многим пришлось хоронить близких, поэтому к теме смерти есть особая чувствительность у общества. И стоит учитывать  это. Как вы думаете, насколько соизмеримы проблема и формат акции с гробом?

- Весь период существования человечества ежедневно умирают люди. Смерть - часть нашей жизни, как странно это не звучало бы. По сути, это можно назвать обыденной вещью. Если говорить о семьях погибших на Востоке, то их должны возмущать действия государства, которое кричит о "победе любой ценой". Ценой жизни молодых людей.

Почему устроили акцию только сейчас и во время праздника, а не во время самих конфликтов? 

- Акция должна была состояться в марте. Но по определённым причинам не сбылось. Провели её во время "праздника", потому что именно в этот день студентам вешают больше всего лапши о том, что главное для ЗНУ и факультета журналистики в частности - это демократия. Мы решили сказать, что это не так. Насколько ярко получилось на самом деле, не мне определять Но факт остаётся фактом – на нас обратили внимание. 

Какой реакции ожидали?

- Реакцию ждали примерно такую, которую имеем сейчас. Море лжи в СМИ. Угрозы со стороны радикалов.

Вы остаетесь на журфаке?

- Это пока что тайна для меня самого. Думаю, в ближайшее время узнаю. 

В смысле, вы сами намерены уходить ввиду того, что в университете вам “не ок” или нет? 

- Ну, да. На первой неделе должно состояться собрание всего факультета. Мы узнаем, видят ли другие студенты проблемы. Если нет, то получается, что я в числе белых ворон, которые просто ошиблись местом и вообще ошиблись в своих поступках. А значит, нам не место на факультете. 

Как объяснил 061 декан факультета журналистики Виктор Костюк, все парни, которые вышли на акцию - из одной группы. Декан рассказал о своем видении ситуации, а также о том, что с одним из организаторов часто возникали конфликты.

“На лінійці були і діти, чиї батьки загинули. А хлопці принесли труну. Акція була адресована факультету журналістики, так як вони студенти цього факультету: що у нас порушуються права людини, у нас цензура, у нас не виконується закон про мову в частині щодо захисту російської та інших мов, що немає свободи віросповідання.

Я уже зараз складаю всі пазли до купи з того, що було, коли Порошенко приїздив до нас, потім глянув соціальні мережі цих студентів. Там явно, особливо у Богдановича, антиукраїнський дух. Я це знав, ми про це говорили з ним. Він його виявляв, коли до нас в університет приїздив викладач львівської Академії сухопутних військ (скорее всего, речь идет о писателе Владимире Тимчуке, - 061). Цей викладач приїхав на декілька днів до Запоріжжя і сказав, що хотів би виступити у нас. Я тоді прогуглив - це людина відома, у нього навіть у Львівській опері був творчий вечір, він автор багатьох віршів, які стали піснями. Я спитав, яка тема і запропонував її звузити, бо брав студентів другого курсу, з яким ми проходимо “Теорію і методику журналістської творчості”. І викладач цей запропонував зробити презентацію про зв’язок літератури і журналістики, роль журналістики в наш час - отакі моменти. Студентів я ж підготував, ми проходили цю тему, сказав, що ви ж зможете поспілкуватися з такими людьми… А цей чоловік взяв з собою когось із священників. При тому, я зараз точно не можу сказати, але це був один зі священників, гонимий Московським патріархатом. І цей викладач показував у своїй презентації портрети політиків і письменників - і українських, і російських, і європейських, і американських, які мають журналістську освіту. Це було в ті дні, коли Бігус заявив про оте своє розслідування щодо “Укроборонпрому”. І цей чоловік у якості отакого негативного прикладу - це його була точка зору - розказав, що отак кидають, а у нас багато журналістів, які всякого роду сенсаційні справи ніби розслідують, а тоді з цього всього “пшик”. І цей чоловік, коли розповідав, на екран вивів із соцмереж фотографію Бігуса, і… Отут я кажу чесно, не побачив, бо сидів за останньою партою без окулярів - внизу фотографії, як потім виявилося, ті, хто критикували Бігуса, написали якийсь матюк.

Спочатку не було ніякої реакції. Потім одне, потім друге, виступив священник, а потім встає один з тих, хто влаштував акцію з труною і каже: “Віктор Володимирович, і кого ви нам привели? Тільки одна думка, вони агітують за владу…”. Хоча ніде нічого не звучало, крім цього моменту. І слово “Порошенко” не звучало. Просто була не та точка зору на Бігуса - але ж це точка зору того гостя.

Я розповідав студентам, як контактувати з людиною, як збирати інформацію, якщо точка зору людини не збігається з вашою. І цей студент встає і починає говорити матом. Я мужчина, який доживає вже до 60, ніколи навіть у чоловічій компанії не дозволяю собі вживати таких слів. Я кажу: “А що це ти собі дозволяєш?”. І тільки тоді мені розповіли про той напис. Я запропонував обговорити, як з цієї ситуації виходити, але студент встав і пішов. Може, це його зачепило. Я розумію, молода людина, емоційна.

Ми з цим хлопцем частенько розмовляли - він розумний, там з інтелектом все нормально. І після цього випадку він прийшов: “А давайте інші точки зору щоб хтось висловив у нас?”. Я кажу - пропонуйте. Він прийшов і третьокурсник рекламіст, який теж був на місці акції, але не серед чотирьох учасників.Вони запропонували запросити блогера “Страна.юа” Олесю Медвєдєву. Я сказав, що ознайомлюся, бо мені ця постать не знайома, і прийму рішення. Я передивився її два матеріали: це якраз була весна, річниця анексії Криму. І там така історія, що вона їде в Крим, щоби подивитися, що Крим одержав чи втратив. І от слів-маркерів типу “бандери” там нема, але суть явно антиукраїнська. Оскільки на мене покладена місія приймати рішення, я не хочу давати слово людині, яка є антиукраїнською. Ну, і у “Страни.юа” відома репутація, що там українського духу мало. Я їм про це сказав. І в день акції мені докорили цим

Потім розказували, як у них була пара з Наталією Іванівною Тяпкіною. А в неї там “масова інформація”, і вона знову ж таки запросила якогось капелана. І щось вона якусь фразу жартома сказала, а студент це на свій рахунок прийняв.

Це й же Сашко був у тій команді, хто зустрічав тоді Порошенка на “Райдузі” і кричав за Шарія.  У нас колись навіть на парі виникла ця розмова про Шарія, але студент якось настільки залізно переконаний у його професіоналізмі, що все марно”.

Справка 061:

Перед началом самого выступления Петр Порошенко прошелся перед толпой избирателей и одна из женщин вслед за многими другими спросила у него: “За що ви переслідуєте Анатолія Шарія?”. После этой фразы Порошенко снял с ее головы шапку. В январе 2019 года Шарий в Facebook заявлял, что готов заплатить 15 тысяч гривен тому, кто публично на камеру спросит у Порошенко о преследовании журналистов.

Напомним, что с 2014 года Шарий ведет видеоблог, где критикует события в Украине после Евромайдана и действующую украинскую власть. Он длительное время занимался журналистской деятельностью в Украине, но затем уехал за границу. Сейчас живет в Нидерландах.

На факультете не исключают, что акция могла иметь заказной характер. Как рассказал декан, организатор акции сказал после визита полиции “Відрахуйте мене”, однако заявление на отчисление не подал. Это не первый случай с “отчислением”.

“Минулого року у Сашка був конфлікт із викладачкою - здається, Плехановою. Я говорив з цим хлопцем неодноразово, у нього ще заборгованість є, а він: “А відраховуйте мене. Ви ж мене не відрахуєте”. Я ж кажу: “Саш, у тебе ж нормальна голова, чого ти”. А він: “Да мнє нужно армію пєрєсідєть, і всьо”, - вспомнил Виктор Костюк.

Декан сказал, что он педагог, а потому не планирует отчислять - будет общаться с Александром.

Ранее Александр Богданович уже выражал протест по поводу обучения в ЗНУ, но в другой форме: он опубликовал на своей странице в Instagram пост, в котором сравнил высшее образование с рестораном, а преподавателей - с официантами, которые должны просто вовремя приносить и уносить те блюда, которые заказал клиент.

Напомним, как ранее объясняли ранее, согласно новому закону, языком образовательного процесса в учебных заведениях и науки является украинский язык. Нацменьшинству гарантируют получение образования на его языке наряду с украинским.

ВНО также будут создавать и сдавать на украинском языке, помимо тестирований по иностранным языкам. Государство способствует изучению языков международного общения, прежде всего английского языка, в государственных и коммунальных учебных заведениях. Также в учебных заведениях возможно изучение нескольких дисциплин на двух или более языках, однако исключительно на официальных языках Европейского Союза.

Все научные работы должны быть написаны на украинском языке, или же на английском. Защита и представление работ также могут проходить лишь на двух языках.

Читайте также:В вышиванках и с бабочками: в чем пришли запорожские школьники на первый звонок, - ФОТОРЕПОРТАЖ