Жизнь до и после концессии: что ожидает центральный вокзал «Запорожье-1»

Главный железнодорожный вокзал «Запорожье-1» вошел в перечень из семи железнодорожных вокзалов, которые Министерство инфраструктуры Украины согласовало для передачи в концессию. 061 решил узнать, какие перспективы ждут теперь вокзал и как эти изменения могут отразиться на самих пассажирах.

Зачем отдают вокзалы в концессию и в чем сложность

В «Укрзализныце» и Министерстве инфраструктуры решили провести модернизацию ряда железнодорожных вокзалов, но не силами государства, а с помощью частных инвесторов, которые смогут на время взять их в концессию под определенные обязательства. Концессия позволяет содержать здания на безубыточном уровне и не дотировать из госбюджета. Большой поток пассажиров имеет определенный интерес для бизнеса за счет обустройства множества кафе, магазинов, хостелов на привокзальной территории.

Суть концессии состоит в том, чтобы передать в долгосрочное пользование вокзальный комплекс, чтобы концессионер мог вложить свои деньги и создать современный прибыльный объект.

Как ответили 061, на информационный запрос в министерстве инфраструктуры, в этом году в Программе деятельности Кабмина, предусмотрено привлечение инвестиций в улучшение состояния железнодорожных вокзалов с использованием механизмов государственно-частного партнерства, по результатам работы, которой предусматривается наработка условий концсессий железнодорожных вокзалов.Эти наполеоновские планы чиновников должны трезвым адекватным взглядом оценить эксперты мирового банка на предмет возможности реализации концессионных проектов.

Начальница вокзаластанции «Запорожье-1» Татьяна Завещанная рассказала, что запорожский вокзал не относится к числу убыточных. На сегодняшний момент администрация вокзала не владеет информацией о механизме проведения самого конкурса и требованиях, которые будут предъявлены инвестору в ходе реконструкции и доступности вокзалов для пассажиров.

- Сейчас сложно что-то сказать, потому что никто не знает ничего наверняка. Да, еще в сентябре во время представления нового председателя ОГА первый заместитель руководителя ОП Сергей Трофимов обратил внимание на то, что вокзал находится в убогом состоянии. Все коммерсанты думают следующим образом: нет хозяина, нет порядка. Концессия слово для многих новое, но на самом деле процедуры такой пока нет, никаких документов мы не видели. Закон недавно приняли, но перечень объектов Кабмин пока не утверждал, - прокомментировал заместитель губернатора по вопросам инфраструктуры Андрей Антонов.

Детали концессионного соглашения или насколько прибыльная такая идея для бизнеса

В региональной филии «Приднепровской железной дороги» журналистам 061 рассказали, что на сегодняшний момент ж/д транспорт находится в стадии реорганизации, и «УЗ» уже совершила ряд структурных преобразований. Пассажирское хозяйство теперь находится в ведении «Пассажирской компании» АО «Укрзализныця». Основателем АО является государство в лице Кабмина.

Согласно новому закону о концессии, объекты могут передаваться балансодержателю на максимальный срок до 50 лет.  Отбор концессионера проходит по итогам открытого конкурса в электронной торговой системе, или путем «конкурентного диалога» или в результате прямых переговоров с арендодателем.

- Если мы говорим о конкурентном диалоге, то он предполагает наличие нескольких претендентов и представители государства ведут переговоры одновременно с несколькими кандидатами, и в теории должны найти наиболее выгодные для государства варианты концессии. Это абсолютно в теории, в украинских реалиях как это будетсказать сложно, - рассказал бывший заместитель министра инфраструктуры Украины Александр Кава.

В договоре могут быть учтены обязательства касательно трудоустройства определенного количества работников, внесение одноразового фиксированного платежа в пользу собственника, финансирование нового строительства, капремонта или реконструкции объектов смежной инфраструктуры, необходимых для реализации проекта.

На законодательном уровне также предусмотрена поддержка концессионеров: выплаты за эксплуатационную готовность; закупка определенного объема товаров (работ, услуг), компенсация доли внесенных инвестиций на строительство.

- В самом законе смешали очень много понятий. Люди, которые готовили законопроект, мало что понимают в реальных концессиях. Есть разные виды концессий. Компенсация она может быть и хорошо работает в мире в проектах по строительству дорог. Когда концессионер получает от государства проект по строительству автодороги с нуля. Очевидно, что за срок концессии он должен окупить свою инвестицию и получить прибыль. В мире есть понятие «гарантия трафика». Если поток автомобилей ниже, чем расчетный, то на основании договора концессии делается финансовая модель, просчитываются финансовые потоки ,и если он от трафика получает меньше, чем было запланировано, то  он может получить компенсацию со стороны государства. Если говорить о реальности концессий во многих сферах, то нынешний закон отбросил законодательство Украины на пять лет назад в возможности ее реализации, - подчеркнул транспортный эксперт  Александр Кава.

В самом законе не прописано конкретно, какие инвестиции должны быть предусмотрены под какой род объекта, а также не запрещено продлевать договор концессии. Эксперты не отрицают, что таким образом объекты государственной инфраструктуры могут быть прописаны под некоего инвестора.

Говорить о концессии вокзалов в Украине преждевременно. Пока отдельные чиновники из Министерства инфраструктуры хотят раздерибанить те вокзалы, которые выгодно расположены в крупных городах Украины. Говорить об основательных и серьезных подходах неправильно. Даже в Европе абсолютно нет прецедентов концессии железнодорожных вокзалов, но при этом есть проекты государственно-частного партнерства. Чиновники мининфраструктуры не хотят разбираться с матчастью. Они просто услышали звон и не знают, откуда он», - подытожил в комментарии для 061 Кава.

Что же касается преимуществ для бизнеса, то опять-таки в теории концессия способна повысить долю непрофильных доходов за счет предпринимателей, которые хотят работать на территории вокзалов. Пассажиры в идеале получат дополнительные услуги, повышение комфорта на вокзале и увеличение безопасности.

- В этом есть рациональное зерно. Такой объект будет интересен за счет того, что он прибыльный и 24 часа в сутки наполнен потребителями, людьми, клиентами. На этой территории всегда будет спрос за счет большого потока людей. Концессия - это право пользования. Весь нюанс будет состоять в условиях – содержание, развитие, ежегодные вливания, модернизация, недопущение чего-либо, ремонт фасада, благоустройство. Чтобы не было сюрпризов в обязательствах для концессионеров нужно все выписывать четко и понятно, - подчеркнул Андрей Антонов.

Но для инвестора будут привлекательными, в первую очередь, большие вокзалы: Киев-Пассажирский, Одесса-Главная, Львов или Днепр-Пассажирский. Поэтому УЗ  изначально заявляла о намерении выставлять вокзалы на конкурс группами – один большой и несколько малых. При этом источники отмечают о том, что, вероятно, «УЗ» все же не будет расставаться с вокзалом «Киев-Пассажирский» несмотря на все публичные заявления об убыточности из-за своих интересов.

Вокзал: вчера, сегодня, завтра

Здание вокзала в последний раз ремонтировали 17 лет назад. И если сам фасад вокзала выглядит еще не так плохо, то внутреннее убранство залов, оставляет желать лучшего.  Пассажиры ожидают прибытия или отправления поездов в зоне отдыха, где есть только ряд обшарпанных сидений. Зал повышенного комфорта с  мягкими диванами для отдыха, телевизором и кондиционерами обычно закрыт и пребывание в нем оплачивается отдельно.

При вокзальном комплексе есть только одно небольшое кафе, медпункт, павильон пригородных касс и камер хранения, багажное отделение, перроны и посадочные платформы, подземный пешеходный тоннель. 

Привокзальная площадь вызывает самые смешанные чувства. Первое что видят приезжие – стоянку для автомобилей по центру, которая перекрывает весь внешний вид, вареницу старых «убитых» киосков по левую сторону, и печальный трехэтажный недострой по правую сторону. Зрелище не из приятных, не только для инвесторов, но даже для работников самой станции.

Руководитель департамента архитектуры Павел Назаренко отмечает, что все инициативы по благоустройству этой территории остановились на этапе разработки детального плана Привокзальной площади и формирования пакета документов из-за отсутствия бюджетного финансирования.

- В рамках своих полномочий мы отработали этот вопрос, передали материалы в профильные ведомства. Пока никаких шагов, насколько мне известно, сделано не было. На Привокзальной площади вскоре заканчивается срок паспортов-привязки ряда киосков. Мы их не продляем и соблюдаем выработанные правила. Что же касается финансирования проекта, то здесь мы никак повлиять не можем, - прокомментировал Павел Назаренко.

По поводу трехэтажного торгового центра-недостроя, который далеко не добавляет баллы вокзалу в глазах потенциального инвестора, то на сегодняшний момент коммерсанты божаться, что готовы заканчивать строительство.

- Мы в любом случае будем продолжать строительство, но я бы не хотел сейчас говорить о точных датах. У нас есть на руках вся разрешительная документация, чтобы начать строительство в обозримом будущем. Это перспектива ближайшего года.  Мы очень долго решали этот вопрос с банком, у которого этот объект был в ипотеке. У нас были судебные разбирательства. Мы считали, что требования банка не правомочны. Сейчас этот вопрос решен. Мы получили все документы и сняли ограничения. Это будем многофункциональный центр с хостелом, офисными помещениями и торговой зоной. Судьба второго этажа пока непонятна- то ли мы увеличим офисные помещения, то ли коммерческие. Надо будет провести анализ по коммерческим помещениям на ж/д вокзале, - рассказал директор фирмы-застройщика «СВ-Дом» Денис Стокоз.

Специалисты из сферы охраны культурного наследия также обращают внимание на то, что на площадку перед вокзалом  необходимо вернуть "Памятный обелиск, периода революции 1905 года".

- Ранее он было незаконно (без разрешения Минкультуры) перенесен на трамвайное кольцо - за АТБ. Данная памятка под декоммунизацию не подпадает. Ранее принятое решение экс-председателем ОГА не имеет законной силы, так как не было подтверждено надлежащим решением министерства культуры, - прокомментировал главный специалист по вопросам культурного наследия департамента культуры и туризма Запорожского горсовета Павел Кравчук.

Кроме этого здание железнодорожного вокзала, согласно, приказу управления  градостроительства и архитектуры облгосадминистрации имеет статус недавно выявленного объекта культурного наследия (архитектуры и градостроительства), а значит, если вдруг вокзал попадет в частные руки, то временному балансосодержателю необходимо будет при проведении реконструкции или модернизации получать согласование в управление градостроительства и архитектуры области.

Партнерський спецпроект
13:00, Сьогодні