Запорожцы уже должны ежегодно отдавать 267 млн гривен на кредиты горсовета: сумма может удвоиться

К сегодняшнему дню запорожцы уже должны отдать 267 миллионов гривен ежегодно по кредитам, которые ранее взял горсовет. Однако, городская власть планирует взять еще один кредит - если это случится, то ежегодный долг запорожцев удвоится. Долги по кредитам город будет отдавать и после следующих местных выборов. При этом развитие коммунального транспорта в мэрии называют "Программой Владимира Буряка".

Сколько уже есть долгов, и сколько в мэрии собираются взять, посчитал “Запорожский центр расследований”.

Для рассчета и сравнения журналисты использовали курс НБУ от 27 октября: 25,1 для доллара и 27,9 для евро.

В 2018 году город взял три кредита

Первый кредит был на строительство нового терминала аэропорта. Изначально, общая стоимость объекта оценивалась в 530 млн гривен. Как потом строительство подорожало на четверть миллиарда, читайте здесь. Коммунальное предприятие №”Международный аэропорт “Запорожье” взяло на строительство терминала кредит на сумму 10 млн долларов в “Укргазбанк”. Ставка по кредиту составляет 7,5% годовых. Он оформлен на 5 лет. В качестве залога город отдал банку коммунальный стадион “Славутич-Арена”.

Другие два кредита взял горсовет для погашения “разрывов” в бюджете развития - чтобы все городские стройки и ремонты шли без задержек. Кредиты получили в “Ощадбанке” и “Укргазбанке” — по 250 млн гривен под 17,6 % годовых на 5 лет. Кроме того, 1,1% составляет разовая комиссия.

"ЗЦР" сделал запрос, и выяснил, что к 1 октября КП “Международный аэропорт “Запорожье” уже взяло 8 млн долларов из кредитной линии в 10 миллионов. Также к этому времени выплатили 6,6 млн гривен  по процентам, но основную сумму еще не погашали. 

Также к 1 октября город получил в “Ощадбанке”  203 млн гривен, выплатив 32 млн гривен по процентам. И уже забрали полностью четверть миллиарда в “Укргазбанке”, выплатив 38,3 млн гривен процентов, и 10,4 млн по телу кредита. 

Итого, за прошлогодние кредиты в этом году Запорожье выплатило 87,3  миллионов гривен - но это, в основном, только проценты без “тела”. 

Расследователи посчитали, сколько надо будет выплачивать уже в следующем 2020 году, и с процентами, и с основной суммой кредита.

Аэропорт — каждый год КП должно выплачивать 2 млн долларов или 50,2 млн гривен по кредиту, и 750 тысяч долларов или 18,8 млн гривен по процентам. Итого — 79 миллионов гривен в год. Сегодня чистая прибыль КП только начинает приближаться к этим показателям, малейшее валютное колебание или спад экономической жизни в стране заставят горсовет как гаранта по долгу, докладывать деньги из бюджета еще и на эту выплату. 

Два кредита на "развитие" - по каждому из них надо платить 94 млн гривен в год: 50 миллионов по “телу” и еще 44 миллиона процентов по каждому.

Итого запорожцы уже должны: 79 + 94 + 94 = 267 миллионов в год. 

В этом году, горсовет планирует взять 55 млн евро  у “Международной финансовой корпорации”(IFC). IFC — это одно из подразделений Всемирного банка, которое не требует госгарантий под кредиты, в отличие от более известной структуры ВБ — Международного банка реконструкции и развития. 

За деньги IFC город хочет профинансировать программу “Розумне місто”, цель которой — улучшить инфраструктуру города путем внедрения новых технологий. Ранее, в рамках “Розумного міста”  уже установили табло на остановках, gps-трекинг в коммунальном транспорте и электронные сервисы — медицинский, туристический и другие. 
В этот раз, кредитные деньги планируют вложить в развитие транспортной системы, во внешнее освещение и якобы решение экологических проблем.

Кредит будет предоставляться двумя траншами: первый в 2020 году на сумму 23 млн евро, второй - в 2021 году на сумму 30 млн евро.  На второй транш “дадут добро” лишь в том случае, если аудиторская проверка признает, что деньги по первому траншу были израсходованы добросовестно и по назначению. 

Деньги дают под 6-7% годовых на 13 лет. Также горсовет обязуется выплатить разовую комиссию в 60 тысяч долларов в течение 30 дней, после получения средств и еще 230-345 тысяч евро единоразово за открытие кредитной линии. 

Первые три года будут льготными, то есть горсовет сможет платить только проценты начисленные на сумму, а последующие 10 лет к проценту прибавится и тело кредита. Таким образом, по первому траншу, горсовет должен будет выплачивать 1,4 млн евро или 39,3 млн гривен в первые три года, а также по 3,7 млн евро или 103,9 млн гривен в последующие 10 лет.  

По второму же, нужно будет выплачивать 1,9 млн евро - это 53,4 млн гривен годовых в льготный период, а также по 5,1 млн евро, что составляет 143,3 млн гривен в последующее годы. Стоит учесть, что в 2020 году будут местные выборы, а значит, пока не известно, кто будет принимать решение, брать ли второй транш в 2021 году.  Но в итоге за два транша на “Розумне місто” надо будет выплатить 247 миллионов гривен — когда они будут освоены в полном объеме, и когда придется отдавать и тело, и проценты.  

Если сопоставить графики отсрочки, которые дает IFC, с теми выплатами, которые уже должны идти сейчас, то в 2022 и 2023 годах будут накладываться возвраты долгов и по нынешним, и по будущим возможным кредитам. 267 миллионов уже реальных и 247 миллионов возможных — 514 миллионов, полмиллиарда.. 

Стоит отметить, что размер долга привязан к курсу валют, и любое серьезное падение гривны существенно увеличит сумму к возврату. Как было в Запорожье в нулевых годах с кредитом ЕБРР “Водоканалу” и как сейчас происходит в Харькове с кредитом на парк Горького

Кстати, в прошлый раз запорожские автобусы купили без кондиционеров - чтобы сэкономить. В сентябре решили, что таки купят кондиционеры: теперь каждый обойдется на 295 тысяч дороже.  Также рекомендуем посмотреть репортаж 061 "Антикоррупционная экскурсия "Следами "Команды Буряка": секретная инвестиция, обратная сторона аэропорта и пустые обещания" - его можно найти здесь.