К сегодняшнему дню запорожцы уже должны отдать 267 миллионов гривен ежегодно по кредитам, которые ранее взял горсовет. Однако, городская власть планирует взять еще один кредит - если это случится, то ежегодный долг запорожцев удвоится. Долги по кредитам город будет отдавать и после следующих местных выборов. При этом развитие коммунального транспорта в мэрии называют "Программой Владимира Буряка".
Сколько уже есть долгов, и сколько в мэрии собираются взять, посчитал “Запорожский центр расследований”.
Для рассчета и сравнения журналисты использовали курс НБУ от 27 октября: 25,1 для доллара и 27,9 для евро.
В 2018 году город взял три кредита.
Первый кредит был на строительство нового терминала аэропорта. Изначально, общая стоимость объекта оценивалась в 530 млн гривен. Как потом строительство подорожало на четверть миллиарда, читайте здесь. Коммунальное предприятие №”Международный аэропорт “Запорожье” взяло на строительство терминала кредит на сумму 10 млн долларов в “Укргазбанк”. Ставка по кредиту составляет 7,5% годовых. Он оформлен на 5 лет. В качестве залога город отдал банку коммунальный стадион “Славутич-Арена”.
Другие два кредита взял горсовет для погашения “разрывов” в бюджете развития - чтобы все городские стройки и ремонты шли без задержек. Кредиты получили в “Ощадбанке” и “Укргазбанке” — по 250 млн гривен под 17,6 % годовых на 5 лет. Кроме того, 1,1% составляет разовая комиссия.
"ЗЦР" сделал запрос, и выяснил, что к 1 октября КП “Международный аэропорт “Запорожье” уже взяло 8 млн долларов из кредитной линии в 10 миллионов. Также к этому времени выплатили 6,6 млн гривен по процентам, но основную сумму еще не погашали.
Также к 1 октября город получил в “Ощадбанке” 203 млн гривен, выплатив 32 млн гривен по процентам. И уже забрали полностью четверть миллиарда в “Укргазбанке”, выплатив 38,3 млн гривен процентов, и 10,4 млн по телу кредита.
Итого, за прошлогодние кредиты в этом году Запорожье выплатило 87,3 миллионов гривен - но это, в основном, только проценты без “тела”.
Расследователи посчитали, сколько надо будет выплачивать уже в следующем 2020 году, и с процентами, и с основной суммой кредита.
Аэропорт — каждый год КП должно выплачивать 2 млн долларов или 50,2 млн гривен по кредиту, и 750 тысяч долларов или 18,8 млн гривен по процентам. Итого — 79 миллионов гривен в год. Сегодня чистая прибыль КП только начинает приближаться к этим показателям, малейшее валютное колебание или спад экономической жизни в стране заставят горсовет как гаранта по долгу, докладывать деньги из бюджета еще и на эту выплату.
Два кредита на "развитие" - по каждому из них надо платить 94 млн гривен в год: 50 миллионов по “телу” и еще 44 миллиона процентов по каждому.
Итого запорожцы уже должны: 79 + 94 + 94 = 267 миллионов в год.
В этом году, горсовет планирует взять 55 млн евро у “Международной финансовой корпорации”(IFC). IFC — это одно из подразделений Всемирного банка, которое не требует госгарантий под кредиты, в отличие от более известной структуры ВБ — Международного банка реконструкции и развития.