Сегодня, 31 октября, в Туристическом информационном центре сотрудники отдела охраны памятников истории, археологии и природы Национального заповедника “Хортица” к 20 годовщине подъема затонувших кораблей у Хортицы подвели итоги своей деятельности и рассказали о перспективах дальнейших гидроархеологических исследований, реставрации «Бригантины» и обучении студентов.
Первое судно гидроархеологи обнаружили после весеннего сброса воды ДнепроГЭС под Наумовой скалой в северо-западной части Хортицы. Научный сотрудник Валерий Нефедов заметил фрагмент кормы и после экспедиция действительно подтвердила наличие на небольшой глубине корабля, затонувшего около 1793 года. Археологи проводили первичные замеры бригантины на дне и исследовали детали конструкций еще до подъема на поверхность.
Подъем самой бригантины проходил в 2004 году при поддержке водолазов. Одним из основателей проекта «Запорожская Бригантина» стал известный рок-музыкант и фронтмен группы «Машина времени» Андрей Макаревич. Доставку огромного судна проводили с помощью плавкрана и траверсы. В 2005 году приступили к начальному этапу консервации бригантины.
В реставрационном ангаре также можно увидеть казацкую лодку или как ее принято называть еще казацкую «чайку» 1737 года,которую подняли еще в 1999 году. Каждый флортимберс был маркирован арабскими цифрами. Нумерация начиналась от носа кормы с номером 10 и заканчивалась на миделе под номером 1.Помимо реставрации было принято решение рядом заложить стапель и параллельно строить копию этого корабля.
- В 1999 году нам удалось реализовать уникальный проект в ходе которого было поднято, исследовано, законсервировано и отреставрировано казацкую чайку. А в 2004 году при поддержке Андрея Макаревича, Виктора Пинчука и других меценатов запустили проект «Запорожская Бригантина» в рамках которого подняли большой корабль, который находится на реставрации на Хортице и входит в число коллекции подводных памяток Национального заповедника «Хортица». Собственно именно с него началось формирование экспозиции Музея судоходства, - рассказал директор Национального заповедника «Хортица» Максим Остапенко.
Начало XVIII столетия – это период наиболее насыщенный количеством памяток. В это время около Хортицы существовала запорожская верфь. Здесь базировались до 400 кораблей и стоял целый флот. В период российско-турецкой войны часть этого флота затонула, но оказалась доступной для изучения путем подводных исследований. С начала 60-х годов начала активно развиваться подводная археология. С конца 80-х – начала 90-х на территории Запорожья это направление начал развивать историк и археолог Валерий Нефедов, который позже объединил вокруг себя и других энтузиастов.
- Мы презентовали сегодня два проекта с годовщины подъема двух кораблей – 15 и 20 лет. Основная проблема у нас сейчас состоит с финансированием. Его попросту нет. Деньги поступают от спонсоров, но они как правило небольшие и нерегулярные. Для проведения полноценной реставрации необходима регулярность и стабильность. Она предполагает многолетние постоянные практики. В 2016 году нам удалось отреставрировать два судна за счет гранта посольства США – дубль шлюпка и байдак. Один большой грант составлял порядка 70 тысяч долларов. Мы его использовали в течение 2,5 лет и у нас все получилось, - рассказал заведующий отделом истории и археологии Нацзаповедника «Хортица» Дмитрий Кабалия.