Объявив об отказе от призыва в течение года, власть может оставить страну без нормальной действующей армии.
Как объяснил директор военных программ украинского центра экономических и политических исследований им. Разумкова Николай Сунгуровский, номинально провести последний призыв в это году можно – то есть, взять и сократить Вооруженные силы на 40 тысяч человек, идущих по призыву. Таким образом будет совершен искусственный переход на контрактную основу. Однако в результате Украина рискует получить небоеспособную армию. А с учетом того, что на протяжении 20 лет техническая модернизация ВС не проводилась, то еще и разоруженную.
«Отказ от призыва не означает, что армия станет профессиональной. Для этого нужны слаженные, обученные и подготовленные коллективы. А когда у нас по контракту призывается 8 тысяч и примерно столько же увольняется, что можно говорить о слаженности?», – отмечает Николай Сунгуровский.
Кроме того, он подчеркивает, что контрактник – не призывник, и отношение к нему должно быть совсем другое.
«Контрактник – это уже сложившийся человек. И их детям и женам тоже нужно устраиваться в этой жизни. А значит, места дислокации частей должны иметь соответствующую инфраструктуру. Однако, современные ВСУ такой инфраструктуры не имеют», - объясняет он.
Важным остается и вопрос кадров. С одной стороны, обращает внимание президент Атлантического совета Украины Вадим Гречанинов, украинским Вооруженным силам нужен сержант, который имел бы достаточное материальное обеспечение, и который бы был заинтересован в несении службы. С другой стороны, возникает вопрос, что делать с институтом прапорщиков, выполняющих похожие функции. «Сейчас, если появится современный сержант, куда девать прапорщика? Если их уволят, для этого понадобятся средства, а их нет», – объясняет Гречанинов.
Как отмечают эксперты, отказ от призыва – лишь одна из составляющих перехода к профессиональной армии. Параллельно должны осуществляться техническая модернизация Вооруженных сил, коренная реформа системы подготовки, должна подниматься на более высокий уровень социальная защита. Однако украинские власти такие нюансы решили не учитывать.
При этом Генштаб обосновывал перед высшим командованием, что такой переход нужно проводить в три этапа – до 2023 года. И что требуемая на это сумма составляет почти 50 млрд.грн. Однако в результате было принято решение перейти к контрактной армии за год. Что, по словам Сунгуровского, противоестественно, если исходить из национальных интересов.
По его словам, пока эксперты играли с государством в шахматы, объясняя, что и как должно происходить, государство сыграло с ними в наперстки. Правила игры оказались совершенно другие. Сейчас практически все направления государственной политики превратились в коммерческие проекты. И в данном случае Украине навязывают именно коммерческий проект, который принесет хороший эффект для тех, кто и будет реализовывать такой досрочный переход на контрактную службу.