“Мам, мам, МАМ!!!” и другие прелести карантина: как сохранить себя и отношения с детьми в изоляции

Наш четвертый материал цикла “Как не сойти с ума на карантине” посвящен одной из самых болезненных тем карантина - изоляции с детьми 24/7. Почему нам так сложно? Чем заняться? Как не сойти с ума? Как не задавить себя чувством вины? На все эти (и многие другие) вопросы ищем сегодня ответы вместе с Натальей Лапой - детским психиатром и психологом.

Карантинное информационное поле заполнено шутками о родительских чатах, онлайн-обучении и последней умирающей нервной клетке родителей. Давайте прежде всего вспомним главное правило выживания: кислородную маску сначала надевает мать, а после - ребенок. Забота о себе и своих личных границах - вот главное правило любых отношений. Наш первый материал поможет вам в этом.

Чтобы понять, как строить отношения с детьми, нужно понять, как и почему они себя ведут определенным образом в разных ситуациях.

Правильнее всего начать с понимания: дети - это люди в возрасте от 0 до 18 лет. Конечно, у них разные потребности, разный уровень самостоятельности, осознанности, мы не можем говорить обобщенно - “дети”. Мы разделим детство на возрастные категории и поймем, как вести себя с каждой из них.

.

0-3 года

Основная активность у детей в этом возрасте - движение. Через движение они познают мир, себя. Здесь сложно рекомендовать что-то более, кроме как дать им это движение. В условиях карантина (ограниченной возможности гулять и разнообразия) можно только порекомендовать родителям придерживаться режима дня, заботиться о себе, находить возможность отдыхать и давать отдыхать партнеру. Разделите обязанности, заботьтесь друг о друге, взвешивайте свои силы. 

Это очень активный и сложный период, вам нужны силы.

Высокий уровень усталости, истощение родителей в этом возрасте, поиск возможности “выдохнуть” часто приводит к ранней гаджетизации детейЭто обманчивая легкость получить отдых - ребенок ест с гаджетом, развлекается с гаджетом, гуляет с ним.

"Я объясню, почему против этого. Движение, ролевые игры, игры с игрушками - все это развивает в ребенке фантазию, образное мышление. А они в свою очередь - залог развития интеллекта, самостоятельности, умения занимать себя самому. Ранняя гаджетизация приводит нас к огромной проблеме современных детей 7-10 лет - скука. Они не умеют играть, не умеют себя занимать. Так родитель становится для них аниматором", - объясняет Наталья.

.

Наш выход в этом возрасте и в период карантина - сюжетные игры, максимально длительные и разнообразные прогулки, насколько это вам доступно, и режим.

Что касается игр - вы можете обыгрывать любимые мультики или сказки, вспомнить свои любимые игры из детства, также можно поискать идеи в интернете. Конечно же, там их множество. Игры - сюжетные, ролевые - важны и нужны вплоть до начальной школы, не только в этот период.

Карантин - отличный способ (и повод!) научить детей играть самостоятельно.

Относительно прогулок - будьте тепло и удобно одеты в одежду, которую не страшно испачкать или испортить. Гуляйте вместе с детьми, а не выгуливайте их - это, в том числе, очень полезно и для вашего психического здоровья. Используйте это время для “выдоха”, для отдыха и выплеска эмоций.

.

Дошкольный и ранний школьный возраст

Здесь нашей главной проблемой может стать уже упомянутая скука и неумение детей играть. Что ж, родители не аниматоры, а скучать - полезно! Тут-то (с помощью карантина) мы и можем маленькими шагами начать выстраивать наши границы и отношения с детьми.

Самое главное в этой истории - расписание.

Дети в этом возрасте не умеют справляться с рутиной, а расписание, привычка делать разные рутинные вещи в одно и то же время - воспитывает спокойное отношение к рутине. Сюда потом понемногу подключатся и занятия в школе. Самодисциплина - это навык, который в среднем развивается у детей к 12 годам. До этого возраста расписание, график и его исполнение - задача родителей. Позаботившись об этом, вы позаботитесь о себе, о своем свободном времени - для отдыха или личных дел.

А скука - это вообще двигатель прогрессаИменно скучая, мозг ребенка придумывает развлечения, развивается, занимает себя.

.

Рамки (актуальные для вашей семьи) и последовательность “игра-рутина” - основа нашего расписанияВ этом возрасте (примерно, 4-9 лет) еще крайне важна игра как составляющая жизнедеятельности. Прибегайте к этому инструменту, чтобы преодолеть проблемы.

В рутину бытовую можно внести соревновательный элемент или повторение рутинных действий по образу любимого персонажа. В уроках - расставляйте акценты на интересах ребенка. Скучную задачу попробуйте изложить на основе любимого мультика. Если нужно заняться письмом, пишите что-то из любимой книги.

Да, здесь родителям нужно быть творческими. И, конечно, мы понимаем, что не всегда имеем на это ресурсИногда приходится отстаивать рамки и договоренности. Сначала это вообще будет происходить часто. И это нормально! 

В этих случаях помните о таком алгоритме:

  • ребенок злится, скандалит. Он имеет на это право - на гнев и отрицание

  • признавайте его право на эти чувства, дайте ему возможность их проявлять

  • вместе с ребенком учитесь проявлять чувства экологично. Биться в истерике на полу - наверное, уже чересчур, правда? Но что нам мешает побить кулаками подушку? Громко и злобно петь вместо криков? Попробуйте.

  • предлагайте ребенку способы выражения гнева, показывайте, как вы их используете, когда сами злитесь - по любым причинам.

.

Вообще, выработать правила выплеска эмоций, озвучивания и выражения чувств будет крайне полезно в период карантина. Обсудите несколько способов “расслабляться” - и практикуйте их вместе. Танцуйте, пойте, деритесь подушками. Давайте выход плохому, чтобы не накапливать агрессию внутри. Рано или поздно она найдет выход.

Расставляйте приоритеты и заботьтесь о себе. Например, ваше психическое здоровье и ваша возможность выполнять работу в течение дня на карантине важнее, чем обучение первоклашки. Наша основная задача - выжить. Сюда идут как физические, так и психические потребности, зарабатывание денег, возможность обеспечить семью необходимым. Сохранив свое здоровье, свою работу и здоровые отношения в семье, после выхода из стрессовой ситуации, вы точно найдете решение, как справиться с проблемами в школе (если они вообще возникнут!).

Если ситуация не так критична, у вас есть время и ресурс, то, конечно, учитесь. Как можете.

Здесь вам помогут все то же расписание и договор, за невыполнения условий которого ребенок понесет ответственность.

А если к данному моменту ваш ребенок уже проучился больше полугода в школе и, скорее всего, имеет хоть какое-то представление о том, что такое школа и что там делают. Значит, справится и с часом занятий дома.

.

Средний школьный возраст и подростки

О подростках нужно понимать главное: карантин и замкнутое пространство вместе, вероятно, не лучшее время для внесения кардинальных изменений в вашу жизнь. Присущий возрасту протест, самопроявление не сыграют на руку нововведениям и вашим отношениям.

Тут у нас по-прежнему основное - расписание, договор и личные границы.

При чем, в первую очередь, расписание мамино и папино! Вы - зарабатываете деньги, вы несете ответственность, вы заботитесь и обеспечиваете, как минимум, удовлетворение базовых потребностей. Вы - главные, все.

Договор тут может быть, например, таким: “ты предоставлен сам себе в течение дня, но за это ты должен выполнить уроки, выполнить минимальную домашнюю работу - помыть посуду/вынести мусор”. “Я не ограничиваю тебя в пользовании компьютером, но ты ложишься спать не позднее 12 ночи”.

Если у подростка были свои обязанности - их нужно продолжать, если не было - карантин не лучшее время для внедрения. 

.

Для подростка главное - самопроявление, социальная жизнь. Невозможность выполнения этих вещей сейчас переносит их в онлайн-мир. Не ограничивайте этого там, где речь не идет о безопасности и здоровье. Социальные сети в этом случае лучше видеоигр.

Обучение среднего школьника не критично в период карантина, если речь не идет о выпускных классах.

.

Снова, взвешивайте свои ресурсы и приоритеты. Если вы чувствуете истощение, другие проявления выгорания, то можете либо дать себе окончательно выгореть, что неминуемо понесет за собой последствия физические, психологические и прочие. Либо вы можете в данный период времени оставить приоритет за теми вещами, которые вас не “убивают”, но сохранить свое здоровье. И полными сохраненных (восстановленных) сил после карантина решить возникшие проблемы с обучением. Благо, сейчас таких решений полно - репетиторство, онлайн-курсы, лето впереди и другое.

Мы много поговорили о детях, давайте уделим внимание родителям, их ресурсам и границам. 

Напоминайте себе: “Я не железная (-ый). У меня есть права, у меня есть потребности, я должна (-ен) позаботиться о себе”. Отсюда начинаются наши базовые правила родительства:

  1. Создание границ. Озвучивайте их, наглядно демонстрируйте. Для детей разных возрастов, прибегайте к доступным инструментам пояснения. С малышами можно рисовать, объяснять на фигурках или игрушках. Со средним и старшим детством - можно открыто проговаривать. Чем старше ребенок, тем открытее, сложнее, взрослее ваша лексика и аргументы. С младенцами можно тоже начинать с простого разговора: мне нужно отдохнуть, мне нужно поесть, мне нужно побыть одной. Вряд ли они вас поймут, но вы привыкнете это озвучивать.

  2. Дети и родители - не равны. Уважение потребностей и прав - да; равенство - нет. Равенство возможно между двумя взрослыми, одинаково ответственными людьми. Пока вы заботитесь, обеспечиваете базовые потребности, обучаете, развлекаете, а главное, несете ответственность за жизнь и здоровье ребенка, вы - не равны. Кто ответственен, тот главный.

  3. Правила. В вашей семье в общем, и между вами и вашим ребенком в частности, должны существовать правила - коммуникации, поведения, развлечений и так далее. Для каждой семьи они индивидуальны, но обязательно понятные и доступные. Говорите с ребенком, объясняйте, почему существуют ваши правила, прислушивайтесь к ребенку.

  4. Забота - это не потакание. Забота - это участие, это график, это уважение. Мама и папа - не обслуживающий персонал, не жертвы, не аниматоры. И не друзья. Это распространенная ловушка родительства - дружба с ребенком. Дружба - это про равенство (смотрим пункт 2). Дружить вы сможете, когда ваш ребенок полностью будет себя обеспечивать и нести ответственность за себя (хотя бы). Сейчас - вы родители. Родительство - это ответственность. Кто ответственный - тот главный.

.

Ну и главное правило (а также главное успокоительное) для родителей: ничего не происходит сразу ни у кого. Главное - не прекращайте пробовать, не останавливайтесь, повторяйте, идите маленькими шагами - сегодня одно, через неделю другое - и вперед, вперед.

Иногда на формирование нового уклада уходит несколько месяцев. Но если не начать, то не изменится ничего.

Помните, вы всегда должны быть заодно. Вы - главная поддержка и опора друг друга, ничего не изменится, если каждый родитель будет “тянуть одеяло на себя”. Нет таких правил, которые с папой можно, а с мамой - нельзя. Ваши личные границы и ваше личное пространство только тогда будут нерушимы, когда они станут главной ценностью для вас самих.




Этот материал - четвертый в спецпроекте 061 “Как не сойти с ума на карантине”, который нам помогает создавать Центр социально-психологической поддержки “Ресурс”.

Справка: Центр социально-психологической поддержки Ресурс – это общественная организация, с 2014 года реализует проекты, способствующие защите психического здоровья украинцев. В составе организации - психологи и психотерапевты, каждый со своими консультационными практиками и регулярным дополнительным обучением.

Одно из ключевых направлений деятельности - психологическая поддержка ветеранов АТО/ООС, членов их семей, членов семей погибших и внутренне-перемещенных людей. В фокусе внимания - дестигматизация психологической помощи и психического здоровья.

В данное время организация совместно с Мировым банком реализует проект обучения врачей семейной практики базовым навыкам психологической поддержки согласно международным протоколам MhGAP.