Центр Запорожья. Сбоку тротуара лежит куча набитых вещами мешков и брендированных пакетов. Две женщины в жилетках по очереди подходят, берут парочку пакетов и, замахиваясь, бросают в кузов грузовика.
Комиссионка, которая делает город добрее: как и зачем в Запорожье работает единственное социальное предприятие
Иногда добро выглядит так. В мешках и пакетах - одежда и обувь для людей из реабилитационного центра. Эти вещи запорожцы принесли в благотворительный магазин “Дари Добро”, который находится возле Крытого рынка (Сталеваров, 1).
Это не благотворительная организация - часть вещей продают в магазине. Здесь можно купить что угодно: вот игрушки по “десятке”, вот выпускные платья за пару сотен. Но это и не бизнес - прибыль направляется не на счет владельца, а на социальные нужды и проекты.
Так работает “социальное предпринимательство” - оно существует, чтобы решать проблемы общества.
Волонтерство, вынужденное стать бизнесом
В магазин “Дари добро” каждую неделю жители Запорожья приносят несколько тонн вещей. Все это сортируют и обрабатывают волонтеры. Вещи стирают, ремонтируют, если нужно, а потом передают нуждающимся Запорожской области и других регионов. В благотворительном магазине поддерживают движение zero waste: ничего не должно стать мусором. Здесь стараются найти применение любой вещи: если одежду уже нельзя носить, то из нее делают ветошь или передают организации, которая ухаживает за животными. Только 5% вещей остаются для продажи.
Прежде чем открыть магазин, Оксана Стахневич работала волонтеркой. В далеком 2008-м на базе благотворительного фонда “Мазаль Тов” образовалось волонтерское движение “Дари добро Украина”. Одним из направлений была гуманитарная помощь: люди приносили в еврейский центр вещи, волонтеры все это сортировали, а потом устраивали бесплатные раздачи для нуждающихся со всего города.
В какой-то момент вещей стало слишком много:
“Мы поняли, что у нас нет ресурса обрабатывать все это: нужно постирать, довести до нормального состояния. Иногда надо забрать или отвезти, чтобы удовлетворить потребности нуждающихся людей. Мы начали искать работающую модель, которая смогла бы помочь покрывать расходы и беспрерывно обеспечивать эту деятельность”, - вспоминает Оксана.
Искали такую модель как в других городах Украины, так и за границей. Тогда уже были благотворительные магазины в Харькове, Кривом Роге, в Киеве и во Львове. Волонтеры также ездили изучать, как это работает в Израиле, Германии и Польше. Но модель предстояло еще адаптировать - не столько под реалии страны, сколько под специфику города. В 2015 году магазин открылся:
“Обывателю кажется, что все благотворительные магазины одинаковы, но это не так, - объясняет Оксана Стахневич. - Модели работы разные. В Одессе, например, благотворительные магазины - это бутики с соответствующими ценами. Там вещей мало, но они брендовые, в основном. А так как у нас в городе много рабочих и заводчан, нужна более практичная одежда. Поэтому у нас намного ниже цены и одежда другая. Мы делаем ставку на том, чтобы вещи были доступны для людей с разным достатком. Да, у нас есть винтажные и ретро-вещи, даже брендовые есть - но мы их продаем по низким ценам, чтобы любая семья могла найти в нашем магазине то, что ей необходимо”.
Нет ненужных вещей и маленькой помощи
Запрос на мужскую одежду пока больше, чем ее приносят, сетует администраторка магазина Татьяна: “Она нужна всегда, особенно в реабилитационных центрах. Но мужчины же у нас, в основном, покупают одну рубашку и занашивают ее годами”.
Кроме одежды, в магазине “Дари добро” можно найти бижутерию, книги, слинги, игрушки, посуду, сувениры. Есть даже DVD, видеомагнитофон и кассеты с мультиками, детективами и “Звездными войнами”. Посуда и техника очень востребованы у людей, которые бежали от войны. Чашки - нужны. Клавиатуры и экраны - нужны. Свечи и прихватки - тоже нужны.
Прихватки вместе с рукавичками и повязками сшили дети из интерната. А поделки рядом создали люди с инвалидностью из еврейского общинного центра. Прибыль от продажи таких вещей магазин возвращает умельцам.
Часть помещения у “Дари Добро” арендует Владимир - он швейный мастер, открыл свое ателье. В свободное время тоже помогает магазину: ремонтирует одежду, помогает с погрузками. Владимира особенно любят дети - иногда даже дарят самодельные игрушки.
Зарабатывает магазин не так уж много, особенно в связи с карантином, но пока хватает. Все, что остается после оплаты счетов и налогов (примерно 3 - 10 тысяч в месяц), направляют на помощь людям, вкладывают в социальные проекты или благотворительные фонды. Помогают по-разному: дают инвалидные коляски, костыли, оплачивают операции и реабилитации, очки, лекарства и продукты, устраивают праздники и мастер-классы для детей.
Недавно вот купили пожилой женщине телевизор - ее старый перестал работать после того, как в дом попала молния. Ей же помогают с лекарствами и по хозяйству.
Татьяна показывает портреты волонтеров и друзей “Дари добро” - фотографии висят при входе и в детском отделе. Женщина знает не только имя каждого и каждой, но и чем они живут и как уже успели помочь людям. Наталья говорит, что очень боится кого-то забыть.
Цена добра
Для государства “Дари добро” ничем не отличается от других магазинов: платит налоги за сотрудников, налог на прибыль, - как это делает каждый частный предприниматель в Украине.
“Другой вопрос, как мы считаем наш социальный эффект. В социальном предпринимательстве, помимо отчетности обычной, есть еще понятие социального эффекта - сколько мы приносим пользы за счет нашей деятельности, - объясняет основательница магазина. - Так как в нашем государстве отсутствует модель социального предпринимательства, не существует и модели отчетности. Мы создали такую форму сами для себя, чтобы вести этот учет, чтобы показывать результаты нашим волонтерам, клиентам и благодетелям, которые приносят вещи. И чтобы самим понимать, для чего мы работаем.
Основное отличие социального предпринимательства от коммерческой деятельности - цель не заработок денег, а удовлетворение определенной социальной потребности. Пока это необходимо людям, мы будем существовать. Если в какой-то момент эта потребность будет закрыта, то не будет и нашего магазина. Вот так”.
На первых порах магазин существовал благодаря гранту от ПРООН-программы, которая поддерживает переселенцев и социальные проекты. Тогда получилось устроить на работу пять новых жителей города, и арендовать помещение. Но со временем “Дари добро” вышел на самоокупаемость, коллектив поменялся, а помещение пришлось сменить на менее дорогое. Так как это социальное предпринимательство, основательница магазина Оксана Стахневич зарабатывает на жизнь другим занятием - она координаторка волонтерского движения "Volunteer Community". А здесь зарплату получают только те люди, которые работают в магазине постоянно: два продавца, менеджер, бухгалтер и грузчик.
Ежемесячно магазину также нужно оплачивать другие обязательные расходы: аренда, коммунальные услуги, налоги, покупка хозяйственных средств для обработки вещей. Иногда нужны деньги на транспортировку и рекламу. Два года Оксана пыталась договориться с руководством города, чтобы получить помещение подешевле и иметь возможность откладывать на социальные нужды больше денег, но безуспешно - предлагали “убитые” варианты за рыночную цену.
Тем не менее, основательница магазина настаивает на том, что социальному предпринимательству не нужны поблажки в налогообложении. Напротив - нужно обязать сдавать “еще один отчетик”:
“Я думаю, что нужно для начала ввести такое понятие, как “социальное предпринимательство”. И для этой формы деятельности нужно добавить один отчет - в формате того же социального эффекта, который оказывает деятельность. Чтобы это было признано. И все.
Никаких льгот не нужно. Не нужно не потому, что нам так легко платятся налоги - это тяжело. Но не хочется, чтобы кто-то из-за льгот дискредитировал саму деятельность. Не хочется, чтобы кто-то, кто по сути не занимается социальным предпринимательством, стал так называться ради льгот. Не надо льгот - надо признание”.
Как это работает в Киеве
С каждым годом в Украине таких предприятий становится все больше. Некоторые из них специализируются на гуманитарной помощи, некоторые работают с эко-тематикой. Одним из самых известных примеров является киевский магазин “Laska” - первый благотворительный магазин в Украине.
Он открылся в августе 2012 года. Около 40% прибыли магазина перечисляется на поддержку благотворительных фондов. 70-80% принесенных подержанных вещей передают в качестве гуманитарной помощи нуждающимся.
Здесь продается как подержанная, так и новая одежда от более чем 20 украинских производителей. На базе магазина проходят лекции и мастер-классы, можно сдать использованные батарейки, упаковать подарки и даже воспользоваться услугами прачечной. А еще здесь люди с инвалидностью создают экологические коврики - дают вторую жизнь одежде, которую уже никто не будет носить.
Фото: Womo
Прибыль магазина «Ласка» направляется в благотворительные фонды для помощи тяжелобольным детям, бездомным животным, пенсионерам и постояльцам дома престарелых, участникам АТО и людям, бежавшим от войны. Также предприятие финансирует проект, который занимается благоустройством Киева, и предоставляет адресную помощь. Кроме того, “Ласка” запустила проект “Дети”, с помощью которого помогает адаптироваться и получить новые навыки выпускникам детских домов.
IT, пекарни и крысы-диагносты
Благотворительные магазины - не единственный формат социального предпринимательства. Например, бизнес может помогать, разрабатывая инновационные решения: протезы, тренажеры, кнопки вызова помощи, мобильные приложения или даже обучая крыс.
Когда Барт Витенс был ребенком, он держал крыс. Тогда он узнал, что это умные животные, и их можно натренировать. В какой-то момент Барт понял, что грызунов можно научить вынюхивать мины. Кроме того, они мало весят (в отличие от собак), и даже если крыса наступит на мину, детонации не произойдет. А ещё на обучение каждого грызуна нужно втрое меньше денег, чем на обучение собаки.
Так появилась бельгийская неправительственная организация «APOPO», которая готовит гамбийских хомяковых («сумчатых») крыс для поиска противопехотных мин и бацилл туберкулеза. С помощью крыс более 8 миллионов м² земли были очищены от около тысячи мин. Крысы также обнаружили более 7000 больных туберкулезом - у многих из них не было такого диагноза от местных клиник.
Фото: apopo.org
Можно помогать и другими способами: отдавая часть продукции людям, которые в ней нуждаются, создавая пространство для развития общества или рабочие места для тех, кому сложно найти работу - например, людей с ментальными или физическими особенностями, бывших осужденных, пенсионеров и других людей из дискриминируемых групп.
Основатель “Veterano Pizza” Леонид Остальцев, вернувшись с войны, начал собственное дело и пригласил работать знакомых и друзей-ветеранов - по принципу «равный равному». Ветераны понимают потребности друг друга, а значит, могут вовремя поддержать и направить к специалисту, если начало проявляться посттравматическое расстройство или депрессивное состояние. Сейчас уже существует целая сеть “Veterano Group”, которая помогает другим ветеранам запускать свои бизнесы и объединяет их. В “Veterano Group” входят Veterano Pizza, ресторан Veterano Resto, сеть кофеен Veterano Coffee, пекарня Veterano Brownie, охранная фирма Veterano Guard, такси Veterano Cab и другие.
В этом видео можно узнать о других успешных социальных предприятиях. Например, о канадской международной IT-компании, в которой работают люди с аутизмом, и украинском музее “Третя після опівночі”, где экскурсии проводят незрячие люди.
Иногда прибыль - это не о деньгах, а о возможности сделать мир немного лучше, а людей немного добрее и счастливее. Помочь себе увидеть новый смысл и почувствовать, что ты можешь что-то изменить. А это не обложить никакими налогами.
Напомним, жителей Запорожья и области приглашают пройти курс по социальному предпринимательству и научиться помогать обществу с помощью бизнеса. Заявки принимают до 8 сентября.
Материал подготовлен в рамках проекта Simple SE, который реализуется ОО «Простір 500» в сотрудничестве с программой USAID «Конкурентоспособная экономика Украины».