Украинские чиновники как всегда «подкупают свежестью и новизной» принятых решений. На этот раз Кабмин решил ускорить прибытие докторов к пациентам и ввел для них нормативы. Видимо, так проще – не меняя объективных условий, снижающих скорость медицинских «карет», заставить их ехать быстрее.
Сколько придется ждать пациентам?
Не так давно, в декабре 2012-го года, в Украине были введены нормативы для прибытия карет «скорых». Теперь медики обязаны потратить на дорогу к пациенту от 10 минут до часа, в зависимости от обстоятельств.
В новом постановлении Кабмина поясняется, что теперь все вызовы делятся на «экстренные» и «неэкстренные». Если пациент находится в неотложном состоянии или есть опасения за его жизнь, то медиков обязывают доезжать до места за 10 минут в городе и за 20 - в селе. К экстренным ситуациям относятся обмороки, судороги, внезапные расстройства дыхания, внезапная боль в области сердца и прочее.
К неэкстренным же ситуациям относятся слабость пациента, головокружения, повышение температуры и тому подобные симптомы. Тут у докторов есть около часа.
Интересно, что за позднее прибытие может влететь всей бригаде, хотя это вопрос водителя и большого количества обстоятельств. По мнению главврача Донецкой больницы «скорой» Александра Малеева, ставить жесткие нормативы в нынешних условиях работы службы - это некорректная постановка вопроса.
К примеру, в городе Жовкве Львовской области «скорая» оперативно выехала на вызов - у женщины резко поднялось давление. Однако выполнить норматив бригаде таки не удалось. Дело в том, что на улице Святой Троицы, впрочем, как и на многих других улицах Жовквы, не оказалось не только названия, но и номеров домов. Ищите ветра в поле.
И таких примеров по всей стране - тысячи!
Норматив приняли, условия не приняли…
10-минутную норму для экстренных вызовов, коих в «скорой» большинство, чиновники позаимствовали в Европе. Но проблема в том, что на сегодняшний день возможности вписаться в эту норму практически нет. По словам главы независимого профсоюза докторов «скорой» Запорожья Анатолия Сидоренко, говорить о стабильном соблюдении нормативов можно лишь при обеспечении определенных условий.
«Мы сами чрезвычайно заинтересованы прибыть как можно раньше! Но нормативы можно выполнить только при ряде условий: необходимо, чтобы количество бригад соответствовало количеству населения (1 бригада на 10 тысяч человек), современные машины, медоборудование, комплектация бригады, компьютеризированная диспетчерская и т.д. К сожалению, несмотря на то, что о нормативе было известно давно, никто к нему не подготовил условия», - заявил Сидоренко.
Не нужно быть большим знатоком, чтобы понять, что из перечисленного свойственно нашим городам.
Скажем сразу – в актах прибытия медики чаще всего ставят те цифры, которые требует от них начальство. Усугубляется эта ситуация тем, что руководство страны надумала вести своего рода «соцсоревнование» между областями – кто в среднем быстрее приезжает на вызов. В итоге получается показуха – при невыполнимом нормативе в проигрыше остается тот, кто пишет себе реальные минуты по времени приезда на вызов. Так в Николаевской области результат выполнения норматива 52%, что является самым низким показателем по Украине…или самым честным показателем. А в Харькове пишут норматив прибытия «сверх плана» - 8 минут. И даже фиксируют рекорды - 2,5 минуты.
И этом при том, что по официальным данным около 95% авто здесь давно исчерпали свой ресурс. Такие «скорые» не могут развивать высокую скорость и норовят сломаться в самый неподходящий момент. Выводы делайте сами.
Но даже если машина в исправном состоянии, у подстанции может просто не оказаться бензина. Так в Запорожье известны случаи временного отсутствия топлива на некоторых подстанциях, однако после публикаций в СМИ, власти срочно решали эту проблему.
Аналогичная проблема характерна не только Запорожской области. К примеру, в Днепропетровске водители «скорой» нередко вынуждены заправлять машины за свой счет.
Еще одна проблема на пути к выполнению норматива - укомплектованность бригадами. По стандарту в городах на 10 тысяч населения должно быть не менее одной бригады, но это условие часто не соблюдается. Об этой проблеме открыто заговорили в столице Крыма.
«В Симферополе сейчас не хватает семь бригад, - рассказали на Симферопольской станции экстренной медицинской помощи. - Благодаря тому, что в сферу обслуживания городской подстанции теперь входит Симферопольский, Бахчисарайский и Белогорский районы, нам удается маневрировать».
Дураки и дороги…
Пока не решатся эти вечные проблемы «скорая» будет опаздывать
Одним из самых важных факторов скорости бригад медиков является состояние дорог. Такая картина предстает перед глазами едва ли не каждого украинца:
Интересно, что, по мнению ученых из США, в рейтинге состояния дорог Украина заняла 133 место из 148.
Теперь, что касается дураков. Почему-то пропускать авто «скорых» у нас не принято и спецсигналы тут не всегда помогают. К сожалению, водители не понимают, что доктора могут торопиться к их близким. Известны случаи, когда человек, подрезавший «карету» медиков остался без жены, которая нуждалась в срочной помощи. Подобные истории рассказывают в Днепропетровске и Харькове, Кривом Роге и Луганске.
Очень характерная ситуация произошла в Одессе. По словам медиков, когда везли молодую женщину с сердечным приступом, за несколько кварталов до больницы на дороге образовался непреодолимый затор. Понимая, что счет идет на минуты, врач выскочила из машины и буквально к каждой машине подбегала и упрашивала сдвинуться к обочине.
«Я сложила на груди руки, умоляла, чтобы они посторонились, что в машине умирает человек. Многие фыркали, мол, куда я отъеду, но потихоньку пропускали», - рассказал медик.
К счастью, девушку успели довезти живой до клиники.
Вместо эпилога
Плакат, который повесили в Москве родственники, после гибели маленького ребенка.