В Запорожье в последние две недели местные власти заверяли запорожцев, что беспокоиться о ценах на тепло не стоит и благодаря «тарифному Меморандуму» между правительством и местными органами власти, тариф останется на уровне прошлого года. Но так ли это на самом деле.
Что «забыли» сказать запорожцам про старый-новый тариф
На сайте мэрии анонсировали, что между НАК «Нефтегаз Украины», центральной властью и Ассоциацией городов Украины был подписан важный Меморандум о взаимопонимании относительно урегулирования проблемных вопросов в сфере централизованной поставки тепловой энергии и горячей воды в отопительном периоде.
«Благодаря этому Меморандуму тарифы останутся на прежнем уровне. Каждый житель города будет платить за тепло и горячую воду так же, как и в прошлом году. Акцентируем на этом внимание», - написали в пресс-службе горсовета
Руководитель коммунального предприятия «Городские тепловые сети» Александр Грек сообщил, что тариф для населения на услугу по поставке тепловой энергии остается на уровне 1655,08 гривен/Гкал.Однако, в прошлом году, тариф для населения без приборов учета составлял вообще-то 1481,07 грн./Гкал.
В мэрии откровенно блефуют, когда говорят, что «каждый житель города будет платить за тепло и горячую воду так же, как и в прошлом году», «забывая» про разницу в 174 гривны, которую смогут почувствовать потребители.
По версии «Теплосетей» действительно в декабре 2020 года уже был установлен тариф в 1655,08 гривен в связи с изменением ценой газа, но он не применялся, поскольку действовал прошлый Меморандум и старые договора, за счет чего, запорожцы оплачивали именно 1481,07 грн./Гкал.
«В прошлом отопительном сезоне действовал еще один Меморандум и был зафиксирован тариф на уровне 2018 года. По состоянию на сегодня таких тарифов (по низкой цене, - прим .ред) не существует, и они утратили свое действие постановлениями Нацкомисии. В Меморандуме прописано про услугу по поставке тепловой энергии, которая применялась в конце отопительного сезона. Тариф в 1655 гривен по факту действовал в прошлом году, он был применен для ОСМД, но горсовет своим решением их скорректировал. То есть он был действующий, но был Меморандум, который применял другой тариф», - попытался объяснить ситуацию Александр Грек
Также чиновники апеллируют к тому, что раньше эта услуга называлась «централизованное отопление», а теперь «поставка тепловой энергии» и это по их версии уже два совсем разных тарифа с другой структурой. Теперь же разработаны новые правила предоставления услуг по снабжению тепловой энергией, а также проекты типовых договоров (индивидуальный, коллективный, коллективный потребитель и с собственником здания). Они автоматически вступают в силу с 1 ноября 2021 года.
Абонплата круглый год за тепло и горячую воду
Еще одно нововведение – это вычленение из единого тарифа отдельно оплаты за тепло и горячую воду. На сегодня предельный размер за абонентское обслуживание составляет 33,74 гривны. По расчетам «Теплосетей», запорожцы будут отдельно оплачивать ежемесячно за тепло 28 гривен абонплаты и 27,63 за горячую воду. При этом оплачивать абонплату за теплоснабжение и горячую воду потребители будут не только в отопительный сезон, а круглогодично и все без исключения потребители дома – не важно, есть ли у вас бойлер или счетчик. Отказаться от абонплаты одна квартира не может – для этого нужно собраться всем домом и проголосовать за отключение горячей воды на весь дом.
«Мое личное мнение – наличие бойлера в квартире - это уже нарушение действующих строительных норм, но все об этом дружно забывают. Наличие бойлера не освобождает вас о того, что вы являетесь потребителем услуги горячей воды. Разъединить можно только весь дом и Кабмин установил определенные правила. Этим летом мы отключили уже 152 наших дома, которые подали заявление о том, что хотят разъединить дом от услуги по горячему водоснабжению», - рассказал Александр Грек.
Расчеты ГТС вызвали настоящий шквал критики депутатов на заседании комиссии по вопросам бюджета и финансов. Депутаты потребовали у руководства ГТС подготовить обоснование по сумме абонплаты. В КП же настроены решительно и заверяют, что обоснования подготовят, но вот пересматривать эти суммы точно не будут.
В абонентскую плату входят затраты на подписание договора за предоставление коммунальных услуг и все затраты на обслуживание и замену приборов учета.
«По истечению года, сумма абонплаты будет пересмотрена в зависимости от тех затрат, которые по факту понесет предприятие. Раньше абонплата была включена в старый тариф, теперь ее изъяли из тарифа на услугу. Абонплата – это приборы учета (замена, ремонт, поверка), абонентское обслуживание потребителей, печать счетов, объявление, содержание сайта, работа абонентской службы. Все это раньше было на плечах у людей – ОСМД сами делали поверки приборов, украденные приборы люди покупали и ставили сами, потому что ничего не работало. Все, что случилось за последние два года с этими приборами учета – украденные, поломанные и не поверенные нам надо наверстать. Если мы снизим абонплату, то это ляжет на бюджет, чтобы компенсировать эту разницу», - пояснили в концерне.
Коммерсантам придется платить по-новому
Предпринимателям, которые имеют коммерческую недвижимость в жилых домах также теперь придется оплачивать больше за тепло. Магазины, рестораны, аптеки, парикмахерские, салоны, аптеки, стоматологии раньше оплачивали за тепло по тепловым нагрузкам по отдельным договорам, как за нежилые помещения (хотя могли быть разные варианты), но сейчас всем им предлагают оплачивать, как за жилую недвижимость с расчётом на квадратный метр отапливаемой площади.
Такие договора уже признали публичными, что упрощает методику подписания новых договоров, как с жильцами, так и с владельцами нежилых помещений.По итогу предполагается, что такая категория предпринимателей будут оплачивать большие суммы за тепло.
«Законодательство в этой части тоже изменилось. Есть методика 315, которая регламентирует правила распределения тепловой энергии внутри дома. Также она распределяет все тепло пропорционально площади помещения от коммерческого прибора учета, который на весь дом. Это позволяет привести в справедливое русло распределение тепловой энергии внутри домов.Ранее распределение внутри дома было не очень детализировано и вызывало много трактовок и нарушений – обрезали батареи, изменяли систему, ставили приборы внутри дома, нарушали циркуляцию внутри дома», - рассказали в ГТС.