Как выглядело здание железнодорожного вокзала "Запорожье-2", которое построили более 100 лет назад, - ФОТО

Здание железнодорожного вокзала станции "Александровск" построили в начале ХХ ст. Оно сохранилось до наших дней практически в первозданном виде - нет только шпилей, которые находились на шатрах. Сейчас это здание железнодорожного вокзала "Запорожье-2". 

Фото здания, которому более 100, опубликовали на странице Музея архитектуры Запорожья в соцсети. 

Вокзал "Александровск", построенный при сооружении Второй Екатерининской железной дороги в 1902-1905 гг., превратил город в важный узел пассажирских и грузовых перевозок с общей длиной путей сообщения 10 тыс. км.

Станция "Александровск" тогда находилась на окраине города. Здание построили в 1904 году по проекту инженера Бориса Риппаса. Это одноэтажное здание с небольшой двухэтажной северной частью из кирпича терракотового цвета, элементы декора выделены белым цветом по всему фасаду. Общая длина здания – 92 м, ширина (без ризалитов) – 10 м.

Здание выполнено в модернизированных формах историзма с применением кирпичного декора. Линейное по структуре здание имеет асимметричную композицию. Основные входы (два с перрона, два – со стороны улицы) оформлены в виде повышенных квадратных башен с коронарными шатрами в окружении фигурных аттиков, состоящие из стилизованных барокковых фронтончиков с полукруглыми блендами. Ранее пять шатров завершались шпилями. Шпили до наших дней не сохранились, но как выглядело здание можно увидеть на архивных фотографиях. 

В историко-культурном станция связана с пребыванием в Александровске поэтессы Леси Украинки. В нашем городе она побывала проездом в августе 1907 года, путешествуя по железной дороге на юг. 

В северной части здания станции располагались служебные помещения, медпункт, кухня и буфет; внутри – билетный зал, зал ожидания, почта, справочное бюро; в южной – административные помещения и камера хранения.

Станцию "Александровск" построили по типичному проекту, подобные здания можно было увидеть и на других станциях этой железнодорожной ветви. Например, в Никополе, Волновахе или Иловайске. Однако только в Запорожье этот вокзал сохранился до нашего времени в почти неизменном виде и до сих пор выполняет свое предназначение.

Как ранее писал 061, опубликованы кадры первых автомобилей "Запорожец" из архива известной фотокорреспондентки Ирины Пап.

Использована информация и фото Музея архитектуры Запорожья, Туристического информационного центра, госархива Запорожской области.