Строительства запорожских мостовых переходов через р. Днепр ждали 17 лет. Первую часть (верховую) балочного и вантового мостов построили и открыли - через 18 месяцев после того, как возведение объекта было возобновлено. Генеральный подрядчик - турецкая компания "Онур" - обещала, что достроит мосты за 11,9 млрд гривен и на этой уйдет 4 года. Однако, объект хотят полностью сдать намного раньше - ко Дню независимости Украины (24 августа 2022 года).
В декабре 2020 года подрядчик сдал верховую "нитку" балочного моста, 22 января 2022 года - транспорт поехал по верховой части вантового моста.
Как строили мосты и какие вызовы стояли перед проектантами, строителями - рассказали во время панельной дискуссии “ВЕЛИКЕ БУДІВНИЦТВО. ЗАПОРІЗЬКІ МОСТИ”.
Как напомнил начальник Службы автомобильных дорог в Запорожской области Олег Галич, объект представляет собой магистраль непрерывного движения длиною более 9 км, которая состоит из 6 транспортных развязок, в составе которых 27 искусственных сооружений, в том числе 2 внеклассных моста.
"Сложные этапы" надвижка пролетного сооружения (длина пролёта 128 метров), монтаж краном "Захарий", бетонирование пилона на высоте 150 метров, монтаж и контроль за натягиванием вант, опускание на опоры конструкции вес которой 5200 тонн", - говорит главный дорожник области и добавляет, что учитывая высоту пилона, сложной была и доставка бетона на высоту, где выполнялись работы.
"Бетонную смесь нужно было поднимать оперативно, чтобы она не превратилась в камень".
Главный инженер ТДВ “ДНІПРОДІПРОТРАНС” Виталий Марочка считает все выполненные работы уникальными для Украины.
"Одна з таких робіт - позиціювання секцій мосту. Адже після того як “Захарій” поставив свої секції на тимчасові опори, їх необхідно виставити з точністю порядка 1 - 2 мм. Конструкція не давала цього робити, тільки від температури вона змінювала свою довжину до 50 мм. Тиждень ми спостерігали за нею, щоб вихопити оте невелике вікно в добі, коли можна зафіксувати положення, коли можна починати проводити зварювальні роботи. Вони виконувались найсучаснішим обладнанням (автоматами світового рівня), обов’язковий контроль якості всіх зварних швів, обов’язковий контроль геометрії конструкції.
Окремо поділюсь думкам про ванта. Встановлення вант - це вкрай цікавий і напружений процес, якого в Україні вже не робили 30 років. Не дивлячись на її міцність та довговічність, ця конструкція є вкрай тендітною, будь-яка подряпина на поверхні ванти суттєво знижує її довговічність. Тому фактично ванту довжиною 200 м необхідно було, як пушинку підняти не торкаючись землі і встановити в анкери. Цю всю технологію пропрацювали і неодноразово повторювали до того, як люди побачили, як все фахово відбувається з реальними конструкціями. Опускання конструкції мосту - ще один важкий етап. Конструкція не давала себе опускати. Понад 5000 тонн одночасно в декількох точках опустити вкрай складно. Постійно були проблеми зі спиранням на тимчасові опори. Конструкція не лише намагалась деформувати опорні вузли, а також зсунутися. Все це було враховано і вирішено. Тож, коли ми поставили балку жорсткості на капітальні опорні частини, ми зрозуміли - міст буде!", - вспоминает Марочка.
Вспомнил сложные моменты и капитан крана "Захарий" Сергей Салагар. Эта уникальная техника прибыла в Украину из Стамбула и сразу после завершения работ, связанных с транспортировкой и установкой временных опор и металлических секций, вернулся в Турцию.
"Мы готовились и усиливали кран, мы сделали усиление корпуса, изменили стрелу. Самое трудное - это монтаж первой секции. Она была самая тяжелая. Нужно было провести её между подводных скал, это рядом с пилоном, в сторону левого берега. Нужно было под углом заходить. Прохождение сложнейшим фарватером - это уникально и перевозка огромного пролетного строения тоже", - говорит Салагар.
А вот монтажник-высотник, инженер-строитель Виктор Назаров, который работал на пилоне (самом высоком пилоне в Украине и 8-м по высоте пилоне в Европе), говорит о своей работе спокойно и героизма особого в ней не видит. Правда, признается, что нужно все делать очень осторожно, слаженно с командой и нужно всегда помнить, что дома ждут родные и близкие.
Руководитель проекта "Онур" по строительству мостов в Запорожье Мехмет Эмрах Багйапан говорит, что гордится тем, что компания причастны к строительству уникального и важного для Украины объекта.
"Мы открыли два важных этапах и сейчас работаем над тем, чтобы открыть 3-й этап проекта. Мы будем продолжать работы и днем и ночью. Мы обещали и планируем открыть мост ко Дню независимости Украины - 24 августа 2022 года", - отметил он.
Ранее 061 публиковал фоторепортаж с открытия вантового моста в Запорожье, которое прошло 22 января.