"12 гривен - это, чтобы мы не умерли": запорожские перевозчики заявили, что с ростом цены на проезд качество маршруток никак не улучшится

В Запорожье насчитывается 22 автобусных перевозчика и КП " Запорожэлектротранс". Всего в городе по плану должны выезжать на рейсы 840 единиц транспорта, а по факту их только 670.  

Об этом сообщил на заседании рабочей группы заместитель начальника управления транспорта и связи Александр Кухарев, передает 061.

По словам транспортных чиновников, частные перевозчики предоставили свои расчеты, где тариф на проезд составляет 16-17, а на некоторых маршрутах и выше.

"Мы вышли по итогам на изменения в тарифах в 12 гривен по городу и в 13 гривен с Хортицкого района. Это экономически обоснованная стоимость проезда. КП "Запорожэлектротранс" также подал свои расчеты, где было по 17 гривен проезд, но так как он дотируется из бюджета, то мы вышли на стоимость проезда в автобусах в 10 гривен", - прокомментировал Александр Кухарев.

В управлении транспорта заявили, что они провели мониторинг цен по Украине и заявили, что они и так очень долго затягивали с  вопросом о повышении цен (на самом деле - нет. Последний раз тариф увеличивали в мае 2021 года). В мэрии аргументируют увеличение цен ростом стоимости топлива (в частности газа), энергоресурсов, заработных плат. Только на газ с 2017 года стоимость увеличилась с 16 до 36 гривен. При этом только 20% частного транспорта использует газ в виде топлива.

"Во втором полугодии 2021 взлетили цены на газ - сначала на 20, потом 30 и 40%. Мы подошли к тому, что в самом невыгодном положении оказались как раз те перевозчики, которые выполняли условия конкурса, договора по технике по маршрутах - "Богданы," "Руты". В итоге дальние маршруты и маршруты с маленьким пассажиропотоком начали останавливаться. От 4-х маршрутов у нас просто отказались и еще на 14 маршрутах ситуация подходит к этому. На сегодня мы видим отток водителей, несоответствие машин. Расчеты по каждому виду автомобилей перевозчики готовили дважды - они показывали 14-17 гривен, а на некоторых маршрутах еще больше. Мы понимали, что на регуляторную процедуру уйдет не менее двух месяцев", - подытожил Кухарев.

Некоторые участники рабочей группы недоумевали, что так сильно изменилось с  2021 года,  что цену на проезд решили поднять, едва ли не в два раза.

"Как людям выживать, если в течение года проезд с 6 гривен поднялся до 12 гривен. Последнее повышение также объясняли, что тариф слишком низкий и вот новый будет надолго.  Большая часть маршруток использует дизтопливо, но оно ведь не в два раза увеличилось за год", - отмечали представители общественных организаций.

Перевозчики при этом объясняют, что карантин очень сильно повлиял на доходы автотранспортных предприятий". Эталоны" стали невостребованными, последний раз транспорт обновляли в 2013 году, из города никто не компенсирует проезд льготной категории. 

"12 гривен - это только, чтобы мы не умерли. Ни о каком развитии не может идти и речи. С 2003 года мы старались обновлять технику и покупали в год по 3-4 автобуса. В основном это были "Эталоны", "Руты", ну тот сертифицированный транспорт, который должен быть в городе. Последний раз технику мы покупали вообще в 2013 году. Если говорить о газе: то согласовали проезд по 8 гривен, когда метан стоил 17 гривен. Сейчас на стеле АЗС метан стоит 49,99 и 60 гривен. Вот теперь давайте посчитаем, как выросло потребление газа и как мы можем выживать" - признался директор "Феникс Авто" Леонид Фельский, отвечая на вопрос, каким образом улучшится качество услуг.

Другие перевозчики при этом заявили, что когда исполком в апреле 2021 года устанавливал тариф в 8 гривен, еще тогда была необходимость поставить цены в 10-12 гривен по расчетам.

"У нас очень длинные маршруты. Таких нет нигде в Украине. Для сравнения во Львове проезд 9-10 гривен, плюс там ещё есть карта горожанина,  в Херсоне - 8 гривен (но там короткие маршруты), в Киеве некоторые доходят до 20 гривен. Есть вариант не увеличивать тариф, но при этом надо пересматривать маршрутную сеть. Нам нужно провести пассажирообследование и подготовить предприятиям планы развития, чтобы мы смогли уже говорить о каком-то комфорте для пассажиров", - рассказал представитель Запорожской ассоциации перевозчиков Олег Германюк.

На рабочей группе также обсудили необходимость ввести электронную карту запорожца, которая помогла бы реально рассчитать число перевозок.

"Именно транспортные карты сделать несложно. В муниципальном транспорте у нас есть электронная система и было бы хорошо обязать также льготников пользоваться этими картами", - рассказал финансовый директор КП "Запорожэлектротранс" Владимир Сухачев.

По итогам регуляторной процедуры управление транспорта готовит проект об увеличении тарифа на проезд. Принять эти изменения должны на заседании исполкома.

"Мы встречались с перевозчиками, смотрели все расчеты. Эти 10-12 гривен - это как результат работы, потому что в первый раз были выставлены цифры в 15-17 гривен. И мы настаивали на необходимости их пересмотреть, потому что такого высокого повышения за раз быть не может. За каждую копейку мы боролись до последнего в той ситуации, которая есть", - прокомментировала глава Общественного совета при горсовете Екатерина Акула.

Ранее 061 сообщал, что в Запорожье планируют провести конкурс на пассажирские перевозки по двум десятками маршрутам.